Как-то в Мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) я присоединился к уроку по хаджу одного молодого шейха. Шейх рассказывал о методах совершения хаджа и привёл одну историю. Как вы знаете, во время хаджа мусульманин входит в состояние ихрам, в котором ему становится запрещено многое из того, что дозволено в повседневной жизни, например, наряжаться и использовать благовония. При совершении хаджа есть несколько вариантов войти в это состояние: 1. киран, 2. таматту, 3. ифрад. Одно из различий между ними – при таматту есть возможность выйти из состояния ихрам до начала обрядов хаджа.
Не буду вдаваться в богословские детали, расскажу лишь об одном моменте, который мне запомнился на этом уроке. Изначально сподвижники не знали о методе таммату, потому что Шариат непрерывно развивался при их жизни. Однажды во время хаджа сподвижник Али (да будет доволен им Аллах) зашёл в шатёр к своей жене Фатиме, дочери Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и увидел её наряженной, во всей красе.
Али удивился и спросил её: «О Фатима, как же ты наряжаешься, если ты в ихраме, разве это разрешено?». Фатима (да будет доволен ею Аллах) ответила: «Да, разрешено». Aли спросил: «Кто тебе сказал это?».
После этих слов шейх остановился на мгновение, печально улыбнулся, как человек, вспоминающий радостный момент, связанный с его близкими людьми, которых сейчас уже нет в живых, затем шейх продолжил урок: «И тут наша госпожа Фатима дала ответ, который не смог бы дать никто в этом мире, кроме неё. Она ответила: “Так сказал мой отец!” (قالَ أبِي)».
В тот момент, когда я – Хасу – услышал эти слова… не могу сейчас даже описать то состояние, что я испытал. «…сказал мой отец… (къоля аби)», эти слова до сих пор звучат у меня в голове. Когда я услышал это, то будто оказался в том шатре с ними в тот момент, мурашки побежали по моей спине, покатились слёзы, и дикое сожаление и печаль охватили меня. В тот момент я будто услышал упоминание об очень любимом мне человеке, который покинул этот мир, но о смерти которого я пытался не думать… Осознание этого разрывало мне сердце в тот момент, и сильная тоска по Посланнику Аллаха ﷺ начала душить меня.
Затем шейх с той незабываемой улыбкой влюблённого продолжил: «“Так сказал мой отец…”. Да благословит его Аллах и приветствует, и ведь слова её отца – закон».
После таких мгновений – мгновений, наполненных мыслями и любовью к Посланнику Аллаха, ты спустя время начинаешь скучать по самому себе, по себе, который плачет от тоски по Пророку (да благословит его Аллах и приветствует).
К радости или к сожалению, сердца не остаются в одном и том же состоянии, мы быстро забываем об этом. Пусть Аллах исправит меня и вас, пусть смягчит наши сердца.
Хадис: «Никто из вас не уверует (не достигнет совершенной веры), пока не полюбит меня больше, чем себя самого». («Сахих», аль-Бухари)
Прошу Аллаха даровать нам любовь к своему Любимцу и Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует) и к тем, кто любит его.
Сентябрь 2018, Хасу Ацаев