«Я слышал, как шейх Али аль-Мурсифи сказал: «Никто не познает Аллаха, пока не увидит, что истина сопряжена с Шариатом, а тасаввуф не дополнение к Сунне Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует), Сунна и есть тасаввуф!»»
(«Аль-Аджвиба аль-Мардыя» имама Абдуль-Ваххаба аш-Ша’рани)
Что такое тасаввуф? Нужен ли он? Как практиковать? Люди нередко задаются этими вопросами, но, не разобравшись, впадают в крайности.
Для многих тасаввуф – это тарикат, эдакий вид коммуны с определёнными нормами отношений между наставником и его учениками.
Из этой речи шейха Али аль-Мурсифи (да помилует его Аллах) мы понимаем, что тасаввуф – это нечто большее, чем просто тарикат, а именно воплощение норм Шариата в Сунне и других аспектах религии.
Мы не хотим ни в коем случае сказать, что тасаввуф как «братство» (тарикат) не имеет права на существование. Многие ученые прошлого и настоящего причисляли себя к той или иной школе суфизма, но однако вопрос, обязательно или желательно вступать в тарикат, заслуживает отдельного разговора.
Здесь же мы хотим отметить, что тасаввуф обширен и пренебрежение Шариатом – это пренебрежение тасаввуфом.
Степень суфия оценивается не по тому, сколько чёток он крутит, а по тому, как он придерживается норм Шариата.
Недаром великие ученые прошлого и настоящего пишут, что настоящее чудо (карамат) – это строгое следование Шариату!
Поэтому не ограничивайте Ислам нормами того или иного тариката, а лишь усердствуйте в том, с чем пришёл Посланник Господа миров!