Аллах в Коране сказал:
يَا أَيُّهَا النَّاسُ أَنتُمُ الْفُقَرَاءُ إِلَى اللَّـهِ ۖ وَاللَّـهُ هُوَ الْغَنِيُّ الْحَمِيدُ
«О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе во всём. Только Аллах не нуждается ни в чём. Он – Достохвальный и Преславный и заслуживает постоянного восхваления!» (Сура аль-Фатир, аят 15).
Имам ас-Суюти, рахимахуллах, в тафсире этого аята пишет, что Аллах сообщает человеку о том, что тот нуждается (факир) в Аллахе, в какой бы ситуации и где бы тот ни находился. «Нужда» обозначает зависимость. В то же время Аллах ни от чего не зависит, и у Него нет «нужды». Он аль-Ганий – Самодостаточный, Свободный от всякой нужды.
Итак, «факир» – это тот, кто зависим; тот, кто постоянно нуждается в Аллахе.
В терминологии тасаввуфа «факир» (или «мюрид») имеет такое же значение, но к этому значению еще прибавляется дополнительный смысл – то, каким должен быть «факир».
Великий суфий, вали Аллаха аль-Гавс Абу Мадьян, рахимахуллах, сказал:
«Есть три признака «фукара» (мн. ч. от «факир):
- Они не едят, пока не проголодаются.
- Они не спят, пока сон не одолеет их.
- Они не говорят, пока нет необходимости»[1].
Пища
В современном обществе многие страдают от ожирения. Факир (или мюрид) не стремится наполнить свой желудок, он не ест так, что его живот разбухает. Напротив, он сохраняет баланс: одну треть желудка – для еды, вторую – для питья, и третью – для [свободного] дыхания. Соблюдение адаба в еде в результате приводит к контролю над нафсом и укрепляет физическое здоровье – салик может увеличить свое поклонение.
Сон
Саляфы проводили ночи в тахаджуде, стремясь приблизиться к Аллаху. Они отправлялись спать, лишь когда сон одолевал их, когда они уже не могли поддерживать себя в состоянии хушу’ (связь с Аллахом, т. е. состояние, когда человек чувствует, что находится под Его «взглядом» – прим. пер.). Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелевал нам не совершать намаз в состоянии усталости. Разум и сердце должны бодрствовать, чтобы сохранять связь с Аллахом.
Речь
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Обещайте мне защитить два органа, и я обещаю вам дом в Раю: то, что между челюстями, (язык) и то, что между ног[2] (половой орган)».
Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Чем больше человек говорит, тем больше грехов он совершает. Чем больше грехов он совершает, тем дольше он будет в адском огне».
Аль-Гавс Абу Мадьян, рахимахуллах, также сказал:
«Признак истинного факира – то, что открыл свою душу для четырех вещей и закрыл для других четырех.
- Он открывает дверь самоунижения и закрывает двери известности и славы.
- Он открывает дверь муджахада – борьбы со своим нафсом (с прихотями души) – и закрывает дверь праздности и лени.
- Он открывает дверь нужды (факр – нужда в Аллахе) и закрывает дверь самонадеянности.
- Он открывает дверь ас-сахар – бодрствования – и закрывает дверь сна»[3].
Аллах сказал:
وَالَّذِينَ جَاهَدُوا فِينَا لَنَهْدِيَنَّهُمْ سُبُلَنَا ۚ وَإِنَّ اللَّـهَ لَمَعَ الْمُحْسِنِينَ
«Тех, которые приложили все усилия за Наше дело и терпели трудности за победу Нашей веры и религии, Мы поведём прямым путём к истине и благу. Аллах помогает добродеющим, поддерживает их и ведёт к победе. И Аллах лучше знает!» (Сура аль-Анкабут, аят 69).
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Муджахид – это тот, кто борется со своей душой (нафс) ради Аллаха» (Передал Имам Ахмад в «Муснаде»).
[1] Цитата из Бидаят аль-Мюрид.
[2] Здесь имеется в виду, что необходимо сторониться прелюбодеяния.
[3] Цитата из Бидаят аль-Мюрид.