
Вопрос: мы собрали пожертвования на строительство мечети и отправили людей в другие города и страны, чтобы собрать необходимую сумму. Разрешено ли им брать деньги для оплаты проезда и покупки продуктов, так как они заняты сбором пожертвований? Считаются ли собранные деньги вакфом, если люди их дали для строительства мечети? Мы знаем, что вакф имеет особые положения; каково постановление о развитии вакфа милостыни, например, купить что-нибудь на эти деньги, а затем продать с прибылью, чтобы увеличить прибыль?
Ответ: хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха.
Деньги, которые собираются на строительство вакфа, как, например, мечети, тоже являются вакфом, поскольку эти деньги больше не принадлежат ни своему владельцу, ни кому-либо другому, и никто не имеет право распоряжаться ими, поэтому они остаются вакфом до тех пор, пока строительство не будет завершено. Те, кто отвечает за этот проект, должны приложить все усилия, чтобы его завершить.
Стоит отметить, что средства, собираемые на строительство мечетей, не должны поступать из средств закята, но только из благотворительных фондов и пожертвований, поскольку не разрешено использовать средства закята для строительства мечетей и других объектов. Выплаты закята определены в Шариате и ограничены восемью категориями. Всевышний Аллах сказал об этом в Коране:
إِنَّمَا الصَّدَقَاتُ لِلْفُقَرَاء وَالْمَسَاكِينِ وَالْعَامِلِينَ عَلَيْهَا وَالْمُؤَلَّفَةِ قُلُوبُهُمْ وَفِي الرِّقَابِ وَالْغَارِمِينَ وَفِي سَبِيلِ اللَّهِ وَابْنِ السَّبِيلِ فَرِيضَةً مِّنَ اللَّهِ وَاللَّهُ عَلِيمٌ حَكِيمٌ
«Пожертвования предназначены для неимущих и бедных, для тех, кто занимается их сбором и распределением, и для тех, чьи сердца хотят завоевать, для выкупа рабов, для должников, для расходов на пути Аллаха и для путников. Таково предписание Аллаха. Воистину, Аллах — Знающий, Мудрый»[1].
Милостыню, собранную для мечети, не следует расходовать на другие цели, например, на транспортные расходы, еду и тому подобное, если только тот, кто выделяет средства на благотворительность, не разрешит расходовать определенную сумму, когда он точно будет знать, на что будут использованы эти деньги.
Что касается инвестиций в благотворительность, то для этого необходимо согласие тех, кто выделяет средства на благотворительность, поскольку их намерение выражается в том, чтобы деньги ушли на определенную цель, и они могут быть не согласны на отсрочку или риск банкротства. Как сказал шейх аль-Ислам Закария аль-Ансари (да смилуется над ним Аллах) относительно того, что в этом вопросе учитываются условия того, кто занимается благотворительностью:
ولو شرط الواقف شيئاً يقصد كشرط أن لا يؤجر، أو أن يفضل أحد أو يسوي، أو اختصاص نحو مسجد كمدرسة ورباط بطائفة كشافعية، اتبع شرطه رعاية لغرضه وعملاً بشرطه
«Если даритель оговаривает что-то, например, чтобы эти деньги не давали внаем, или же если он обосабливает определенную категорию, как для мечети или мадрасы, или определенную группу, как, например, для шафиитов, то учитывать его условие необходимо»[2].
Пожертвования должны распределяться в соответствии с намерениями и дарителя, потому что он и есть вакиф (тот, кто делает вакф), а правило гласит, что условие вакифа необходимо выполнять. Деньги расходуются только там, где они этого хотят. В «Ианат ат-талибин» сказано:
فلذلك يقولون شرط الواقف كنص الشارع
«По этой причине ученые сказали, что условие вакифа подобно тексту Шариата»[3].
Доверенное лицо (вакиль) несет ответственность за переданные ему пожертвования, и он должен их беречь и использовать для указанной цели, иначе ему будет записан грех за вероломство. Если он потратит их на что-то другое, на что не указал даритель, или же если он допустит упущения в их сохранности, он впадает в грех: он должен возместить их, и с него не спадает ответственность, пока он не возместит все. Всевышний Аллах сказал в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا لَا تَخُونُوا اللَّهَ وَالرَّسُولَ وَتَخُونُوا أَمَانَاتِكُمْ وَأَنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«О верующие! Не предавайте Аллаха и Посланника (не выполняя повеления) и не покушайтесь на вверенное вам (на хранение) имущество сознательно»[4].
И Всевышнему Аллаху известно лучше!
Источник: aliftaa.jo
[1] Коран, 9:60.
[2] «Фатх аль-ваххаб» (1/308).
[3] «Хашият ианат ат-талибин» (3/200).
[4] Коран, 8:27.