Большинство шейхов признаёт маслаха аль-мурсаля в качестве шариатского довода наряду с Кораном, Сунной, иджмой, кыясом и истихсаном. Маслаха аль-мурсаля является основой выведения шариатских хукмов в тех случаях, когда нет явного решения на основе Корана, Сунны, иджмы, кыяса и истихсана.
Шейхи приводят следующие доказательства законности использования маслаха аль-мурсаля в качестве довода в Шариате:
1. В основе всех положений Шариата лежит благо или польза для исламской уммы и, соответственно, защита мусульман от вреда и зла. Следовательно, всякий законный вид маслаха соответствует основам Шариата. Если в том или ином деле существует маслаха для мусульман, ей следует воспользоваться, а всякая вещь, в которой есть вред для мусульман, запрещена в Шариате.
На законность принципа Шариата, заключающегося в приобретении блага для уммы и отстранения от всего, что может навредить ей, указывает иджма шейхов — нет ни одного алима, который сказал бы, что Шариат требует от человека совершать дела, в которых для него нет блага, или запрещает вещи, в которых нет вреда. Всё, что запрещено Шариатом, вредно для уммы, а всё, что Шариат дозволил, содержит в себе благо.
2. С течением времени появляются новые виды маслаха (благого и полезного). Невозможно перечислить всё, что может быть благом для людей, — этим вещам нет счёта. Если признать, что маслаха аль-мурсаля является незаконной в Шариате и можно принимать в расчёт только те виды маслаха, на которые указывает явный довод из Корана, Сунны и т. д., множество благих и полезных вещей окажутся за рамками Шариата, и в этом будет большой вред для мусульман.
В Коране Всевышний Аллах сказал:
«Мы не создали для вас затруднения (тяжести) в религии».
Маслаха постоянно обновляется и может изменяться в соответствии со временем и местом, а Шариат — это гибкая система, которая отвечает требованиям времени.
3. Сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, также опирались в своих деяниях на маслаха аль-мурсаля. Например, Абу Бакр ас-Сиддык собрал аяты Корана, которые были записаны на костях и пальмовых волокнах, в один свиток. На законность данного действия не указывает конкретный довод из Шариата, довод в данном случае — маслаха аль-мурсаля. Кроме того, Абу Бакр ас-Сиддык объявил войну людям, которые отказались платить закят и назначил после себя халифом Умара . Довод для всего этого — маслаха аль-мурсаля, а не прямое указание из Корана или Сунны. Праведный халиф Умар ибн аль-Хаттаб тоже прибегал к маслаха аль-мурсаля, например, он основал в исламском халифате государственные учреждения, тюрьмы. Кроме того, известно, что Умар ибн аль-Хаттаб не отрубал руку вору во период голода. Относительно законности или незаконности этих деяний нет конкретного довода из Корана, Сунны и т. д. Следовательно, во всех этих делах халифы опирались на маслаха аль-мурсаля.
Приведённые выше доказательств подтверждают, что маслаха аль-мурсаля является доводом в Шариате. Тем не менее, для того, чтобы использовать данный вид маслаха в качестве довода, необходимо соблюдение ряда условий.
Выводить хукмы Шариата и фетвы на основе маслаха аль-мурсаля — очень сложное дело. Шейхи, которые признают законность маслаха аль-мурсаля, используют данный вид маслаха как довод с большой осторожностью.
Для того, чтобы руководствоваться пользой (маслаха) в качестве довода, необходимо, чтобы эта маслаха соответствовала Шариату. Маслаха аль-мурсаля должна соответствовать главным целям Шариата, а именно сохранению и защите пяти вещей: религии, человеческой жизни, имущества, разума и принадлежности к тому или иному роду. Всякая маслаха, которая не преследует данные цели Шариата, не является законной. Фетва, построенная на таком виде маслаха, на самом деле основана на страстях души или воображении того, кто её вывел.
Имам аль-Газали на этот счёт сказал:
Однако мы подразумеваем под законным видом маслаха сохранение главных целей Шариата. А цели Шариата заключаются в сохранении пяти необходимых вещей: религии, человеческой жизни, имущества, разума и принадлежности к роду. Всякая маслаха, которая заключается в сохранении этих пяти вещей, является законным доводом в Шариате. В свою очередь, всякая маслаха, которая не направлена на сохранение одной из этих пяти вещей, представляет собою вред, а отстранение от такого вида маслаха — само есть маслаха.
Шейхи выдвинули следующие условия для законности использования маслаха аль-мурсаля в качестве довода:
1. Маслаха должна быть реальной, а не воображаемой, то есть в том или ином деле должна заключаться реальная польза для исламской уммы. Заключение о том, что в каком-то деле есть благо для мусульман (маслаха), не должно основываться на страстях или воображении. Если выносится шариатское решение относительно вредоносности какой-то вещи или действия, этот вред должен быть реальным, а не воображаемым. Только тогда отстранение от неё будет заключать в себе пользу (маслаха).
2. Действие должно приносить пользу или быть защитой от вреда для подавляющего большинства мусульман, а не только для конкретного человека или группы людей. Только в этом случае маслаха будет законным доводом. На этот счёт существует классический пример: во время военных действий неверующие, укрывшись в крепости, выставляют «живой щит» из мусульман. При этом известно, что, если мусульмане не прорвутся через этот «живой щит», от войска неверующих пострадает большое количество мусульман вместе с теми мусульманами, которых неверующие выставили в качестве живой преграды. В этом случае Шариат дозволят мусульманам, которые воюют с неверующими, поражать этот «живой щит». При этом мусульманин, которому, возможно, придётся убить другого мусульманина, должен иметь намерение на убийство врага, а не своего брата. Греха в этом случае на нём не будет, потому что сохранение жизни большого количества мусульман превалирует над сохранением жизни группы мусульман, которых выставили в качестве живой преграды неверующие. При этом должно быть достоверно известно, что, если неверующие победят мусульман, они убьют не только тех, кто воюет с ними, но и «живой щит». В данной случае мусульмане должны продолжить воевать, даже если это приведёт к гибели тех, кто находится в «живом щите». Данное решение основано на маслаха аль-мурсаля, а благо заключается в сохранении жизни подавляющего большинства мусульман, а также в защите религии.
3. Маслаха не должна противоречить ясным доводам Шариата. В качестве примера можно привести равенство сына и дочери относительно получения наследства от родителей. С точки зрения разума, можно сделать вывод, что в том, чтобы сын и дочь получали равные доли наследства, есть благо (маслаха). Однако данный вид маслаха не является законным, так как Шариат указывает на то, что сыну и дочери полагаются разные доли наследства.
4. Маслаха не должна противоречить разуму. Оценить это может группа людей, обладающих зрелым разумом.
5. В законной маслаха должна быть реальная необходимость — мусульмане должны получать конкретную пользу или оберегать себя от конкретного вреда. Предполагается, что, если данный вид маслаха будет отвергнут Шариатом, мусульмане испытают серьёзные затруднения.