Земной поклон во время чтения Корана (Саджда ат-тилява)

Саджда ат-тилява — это земной поклон, совершаемый после чтения определенных аятов Священного Корана. Тому, кто во время намаза, при чтении дополнительной суры после аль-Фатихи или же вне его прочитает аят, после которого требуется выполнение саджда ат-тилява, желательно, согласно Сунне, совершить земной поклон.

Доказательством этому служит хадис от Ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом):

كانَ النبيُّ صَلَّى اللهُ عليه وسلَّمَ يَقْرَأُ السُّورَةَ الَّتي فِيهَا السَّجْدَةُ فَيَسْجُدُ، ونَسْجُدُ معهُ، حتَّى ما يَجِدُ أحَدُنَا مَكَانًا لِمَوْضِعِ جَبْهَتِهِ

«Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) читал аяты, при чтении которых нужно сделать саджда, он совершал саджда. И мы, следуя за ним, совершали саджда. При этом некоторые из нас не могли найти свободного места на полу, чтобы прикоснуться лбом». (Аль-Бухари, № 1079)

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إذا قَرَأ ابنُ آدم السجدةَ فسجد اعْتَزَل الشيطانُ يبكي، يقول: يا وَيْلَه -وفي روايةٍ: يا وَيْلي- أُمِر ابنُ آدمَ بالسجودِ فسجدَ فله الجنة، وأُمِرتُ بالسجود فأبَيْتُ فَلِيَ النارُ

«Когда человек читает аят, в котором упоминается земной поклон, и совершает его, то шайтан отходит от него с плачем, говоря: “Какое же горе (в другой версии передано: “Горе мне”)! Потомку Адама было приказано совершить земной поклон, и он совершил его, и ему уготован Рай. И мне было приказано совершить земной поклон, но я отказался, и для меня уготован Ад”». (Муслим, № 81)

Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) говорил:

يا أيُّها النَّاسُ إنَّا نَمُرُّ بالسُّجُودِ، فمَن سَجَدَ، فقَدْ أصَابَ ومَن لَمْ يَسْجُدْ، فلا إثْمَ عليه

«О люди! Кто совершит саджда в тот момент, когда мы прочитаем аяты-саджда, тот поймал удачу. Но кто не станет совершать саджда, тот не станет от этого грешником». (Аль-Бухари, № 1077)

Из слов Умара (да будет доволен им Аллах) большинство ученых сделали вывод, что совершение саджда ат-тилява не является ваджибом (обязательностью), но является желательным действием. Согласно мнению Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), земной поклон во время чтения Корана является обязательным действием (ваджиб). В качестве доказательства он привел аят:

فَمَا لَهُمْ لا يُؤْمِنُونَ وَإِذَا قُرِئَ عَلَيْهِمُ الْقُرْآنُ لا يَسْجُدُونَ

«Почему же они не веруют и не падают ниц, когда им читают Коран?» (сура «аль-Иншикак», аяты 20-21)

Согласно мнению имам аш-Шафии (да будет доволен им Аллах) и большинства ученых, в Священном Коране 14 аятов, при чтении которых совершается земной поклон, которые расположены в следующих сурах:

  1. Сура «аль-Араф», 206 аят;
  2. Сура ​​​​«ар-Рад», 15 аят;
  3. Сура «ан-Нахль», 50 аят;
  4. Сура «аль-Исра», 109 аят;
  5. Сура «Марьям», 58 аят;
  6. Сура «аль-Хадж», 18 аят;
  7. Сура «аль-Хадж», 77 аят;
  8. Сура «аль-Фуркан», 60 аят;
  9. Сура «ан-Намль», 26 аят;
  10. Сура «ас-Саджда», 15 аят;
  11. Сура «Фуссылат», 38 аят;
  12. Сура «ан-Наджм, 62 аят;
  13. Сура «аль-Инши​​как», 21 аят;
  14. Сура ​​аль-Аляк», 19 аят.

Саджда в суре «Сад» желательная, но не крайне желательная. Согласно мнению Абу Ханифы (да будет доволен им Аллах), аятов, при которых совершается земной поклон, также 14, однако он исключил второй аят саджда из суры «аль-Хадж» и посчитал саджда из суры «Сад» обязательным.

Условия действительности саджда ат-тилява

Земной поклон при чтении Корана по своим условиям подобен намазу: необходимы омовение, ритуальная чистота (отсутствие скверны на одежде и месте совершения намаза), направление в сторону киблы и закрытый аурат.

Ученые упоминают 6 условий для земного саджда ат-тилява:

1. Чтобы было чтение дозволенным, исключается чтение человека, находящегося в состоянии осквернения, менструаций, послеродовых очищений, а также чтение во время поясного поклона;

2. Чтобы было чтение преднамеренным, исключается чтение спящего, пьяного и того, кто не умышленно прочитал аят;

3. Чтобы было полное чтение всего аята саджда;

4. Чтобы чтение исходило от одного чтеца;

5. Чтобы чтение было вне джаназа-намаза;

6. Чтобы не было большого промежутка времени между чтением и суджудом согласно урфу.

В отношение молящегося добавляют еще 2 условия:

1. Чтобы он не был маъмумом (тем, кто совершает намаз в джамаате за имамом);

2. Чтобы он не имел намерение идти только на суджуд чтением аята.

Семь арканов саджда ат-тилява вне намаза[1]:

1. Намерение;

2. Такбир для вступления;

3. Земной поклон (суджуд);

4. Задержка (в земном поклоне на время, достаточное для произнесения “субханаллах”);

5. Сидение;

6. Таслим;

7. Сохранение последовательности.

Согласно шафиитскому мазхабу, нет нежелательности в совершении земного поклона во время чтение Корана в моменты, когда запрещено читать намаз.

Форма совершения саджда ат-тилява

Знай, что совершающий поклон при чтении Корана пребывает в одной из двух ситуаций:

1. вне намаза;

2. в намазе.

Что касается первой ситуации, то когда человек пожелает совершить земной поклон, он должен сделать намерение совершить саджда ат-тилява, произнести такбир для вступления, поднять руки на уровень плеч, как поступает во вступительном такбире намаза, затем прочитать второй такбир для перехода в земной поклон, при этом не поднимая руки. Второй такбир является желательным, но не обязательным условием, как и такбир в намазе при переходе в земной поклон.

Что же касается первого такбира – вступительного, то у наших учёных-шафиитов касательно него существует разные мнения. Самая очевидная (азхар) – и это позиция большинства наших учёных – этот такбир есть элемент (рукн) саджа ат-тилява. Земной поклон не будет считаться действительным без него.

Затем, если желающий совершить поклон стоит, то он должен прочитать такбир для вступления стоя, а затем прочитать такбир для земного поклона при переходе в этот поклон. Если же он изначально сидел, то некоторые группы наших учёных сказали, что ему желательно встать, прочитать вступительный такбир стоя, а затем наклониться для земного поклона, так, как если бы он ещё в начале был в стоячем положении. Довод в пользу этого – аналогия со вступлением и земным поклоном в намазе. Среди имамов и наших учёных, прямо и однозначно заявивших об этом, шейх Абу Мухаммад аль-Джувейни, аль-кади Хусейн, два его ученика, авторы книг «ат-Татимма» и «ат-Тахзиб» и учёный, мухаккик Абуль-Касим ар-Рафии. Это мнение передал и имам аль-Харамейн от своего отца шейха Абу Мухаммада, а затем подверг критике, сказав: «Я не вижу для этого мнения ни основания, ни упоминания». То, что сказал имам аль-Харамейн, очевидно.

Это (желательность встать для совершения саджа ат-тилява) не установлено ни Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), ни теми из праведных предшественников, кто следовал за ним. Также большинство наших учёных никак не упомянули это. Всевышний Аллах знает лучше.

Вторая ситуация – земной поклон чтения Корана в намазе. Не следует произносить такбир для вступления, но желательно произнести такбир для наклона. Не следует поднимать руки, но желательно произнести такбир для поднятия из земного поклона. Это известное достоверное мнение, о котором сказали большинство учёных.

Что касается этики формы поклона и чтения тасбиха, то она такая же, как для земного поклона вне намаза. Кроме одного исключения: если совершающий земной поклон является имамом, то ему следует не удлинять чтение тасбиха, если только он не знает, что сзади стоящие (маъмумы) предпочитают удлинять тасбих.

После поднятия из земного поклона следует встать, но не садиться для отдыха. Относительно этого нет разногласий. После поднятия головы из земного поклона при чтении Корана следует выпрямиться стоя. Желательно после выпрямления прочесть что-нибудь из Корана, прежде чем совершить поясной поклон. Если же совершить поясной поклон, не прочитав ничего из Корана, то и это дозволено.[2]

Чтение дуа во время саджда ат-тилява

Ученые шафииты сказали, что желательно читать то же самое, что читается в земном поклоне в намазе. Следует трижды сказать:

سُبحانَ ربِّيَ الأعلَى

«Пречист мой Величайший Господь от недостатков».

А также:

اللَّهمَّ اكتُب لي بِها عندَكَ أجرًا ، وضَع عنِّي بِها وزرًا ، واجعَلها لي عندَكَ ذُخرًا ، وتقبَّلها منِّي كما تقبَّلتَها من عبدِكَ داودَ

«О Аллах, запиши мне у Себя вознаграждение, сделай его для меня запасом, сотри ради него мой грех, прими его от меня так же, как Ты принял его от Своего раба Дауда». (ат-Тирмизи)

Некоторые вопросы, связанные с саджда ат-тилява

1. Если человек услышит чтение аята, требующего саджда, по радио и ему подобным, то если это было в прямом эфире, ему желательно совершить суджуд, если же нет, то есть чтение воспроизводилось из записи, то нет.

2. Если мамум не знал о суджуде имама и узнал только лишь когда имам поднял голову из суджуда, то его намаз не портится, и ему не нужно делать суджуд — ему следует ждать его стоя. А что касается того случая, когда мамум узнал о суджуде имама до того, как имам поднял голову, то ему необходимо направиться в сторону суджуда, а если имам в этом случае поднимает голову до того, как мамум достиг суджуда, то мамуму необходимо вернуться с имамом и не совершать суджуд.

3. Имаму желательно отложить суджуд в тех намазах, которые читают про себя до завершения самого намаза, потому что этим самым запутаются молящиеся позади него. Сюда также относятся ситуации, когда на намаз собирается большое количество людей[3].

 

 

[1] Что касается арканов саджда ат-тилява в намазе, то это только земной поклон. Имам ар-Рамли (да смилуется над ним Аллах) добавил к этому намерение.

[2] Шейх уль-Ислам ан-Навави, «Ат-Тибьян фи Адаби хамаляти аль-Куран», стр. 171-174.

[3] Хасан аль-Каф, «Такрират ас-садида», стр. 275-277.

Похожие материалы