Недавно я решил провести собственное социологическое исследование, это мой первый подобный опыт, поэтому возможны некоторые неточности, но, несмотря на это, те данные, которые мне удалось получить, кажутся весьма интересными.
Начнём с того, что в опросе приняли участие свыше 500 человек. Учитывая, что суммарное количество подписчиков телеграм-каналов, выложивших опрос, не превышает 9000, выборка считается достаточно информативной. Все паблики имели выраженный ашаритский «окрас», что также говорит о контингенте опрошенных.
Первый вопрос в форме: ваш возраст. И уже здесь мы получаем любопытные данные. Наибольшее число опрошенных находятся в возрастной группе от 20 до 30 лет, на них приходится 50,6 % всех опрошенных. Следующей идёт возрастная группа от 30 до 40 лет, на них приходится 26,6 %. На третьем месте находится группа от 10 до 20 лет с 12,8 процентами, и завершает выборку возрастная категория от 40 и старше с 10 процентами.
Что говорят нам эти данные? Во первых, подавляющее большинство подписчиков каналов относится к возрастной группе так называемых миллениалов, «поколению Y» и думеров. Суммарно на них приходится 77,2 %. Понятно, почему люди за 40 составляют наименьшую группу – эти люди наименее цифровизированы. Но то, что настораживает – это то, что на возрастную группу 10–20 лет приходится всего 12,8 %. То есть так называемое «поколение Z» или зумеры серьёзно выпадают из нашего спектра, хотя они должны быть наиболее цифровизированным поколением, возможно, роль играет контингент пользователей мессенджера Telegram, либо мы просто им малоинтересны. И это первый повод задуматься над содержанием нашего контента, подумать, как привлечь эту аудиторию, потому что они в прямом смысле наше будущее, которые должны нас заменить со временем.
Второй вопрос в форме: ваш пол. Данные по этому вопросу показали сильный перекос в мужскую сторону, 85 % нашей аудитории, согласно опросу, мужчины, и только 15 % – женщины. Причины этой проблемы для меня ясны. Абсолютно все авторы всех пабликов являются мужчинами, поэтому и контент очень «мужской», материала от женщин и для женщин нет совсем, поэтому неудивительно, что женская аудитория выпадает. Если вы мусульманка-суннитка, которая читает эту статью и которой есть что сказать, вам интересны проблемы вашей уммы, мы ждём вас, нам нужны подобные авторы.
Третий вопрос: ваше вероубеждение. Здесь абсолютным лидером был вариант «ашаритское» – 72,5 %. Понятно, почему: паблики, выложившие опрос, как было сказано выше, имели выраженный ашаритский окрас. Интересно, что два последующих варианта – «салафитское» и «другое» – разделились практически поровну: по 13 %. К варианту «другое», судя по поступившим вопросам, отнесли себя верующие, считающие себя матуридитами, ханбалитами и асаритами. Учитывая не самый малый процент тех, кто отнёс себя к салафитам, возникает логичный вопрос, что их привлекает в наших пабликах? Интересен ли им сам контент? Либо они просто мониторят оппонентов? На мой взгляд, интересная тема, которая требует отдельного исследования. К шиитам себя отнесли чуть более 1 %, что понятно – это наименьшая группа в русскоязычном исламском сегменте.
Следующим был вопрос: «Меняли ли вы своё вероубеждение?» Большинство, 71,8 %, ответили, что нет, 28,2 % – что да. Ожидаемые цифры, так как большинство людей на уровне привычки не стремятся менять свои взгляды, которые считают верными, наоборот, стараются их защитить.
Пятым был вопрос: что привело вас к вашим сегодняшним взглядам? По поводу этого вопроса часто поступали комментарии в духе «что имеется в виду под взглядами?» Я отвечал, что под взглядами имеется в виду и акыда, и манхадж, и мазхабы, то есть максимально широкий смысл. Большинство опрошенных ответили, что к своим взглядам они пришли благодаря личному духовному поиску, так ответили 72,8 %. Под влиянием окружения, авторитетов к своим взглядам пришли 22,1 %, оставшиеся 5,1 % пришли к своим взглядам из-за разочарования в прошлых взглядах, окружении.
Если учесть результаты из предыдущего вопроса, то можно сделать выводы, что большинство опрошенных не сильно доверяют конкретным религиозным авторитетам, а предпочитают получать религиозные знания самостоятельно, черпая их из интернета соответственно своим предпочтениям. Что объясняет, с одной стороны, низкую популярность среди молодых людей суфизма с его жёсткой иерархичностью и беспрекословным подчинением устазу, с другой – нигилизм, который распространён среди студентов шариатского знания, когда фактически каждый пытается самоутвердиться, опровергая того или иного религиозного авторитета.
Шестым был вопрос: «Какие лекции, статьи вам наиболее интересны?» И вот здесь уже явного лидера не было, самым распространённым вариантом была акыда с 27,9 процентами, следом шёл вариант «актуальные политические и социальные проблемы» с 19,6 процентами. По понятным причинам данный вариант не может быть широко охвачен нашими пабликами, хотя запрос на подобный контент, очевидно, есть.
Последним шёл вопрос: «В чём вы видите основную проблему современных мусульман?» Здесь я допустил методологическую ошибку, включив возможность вписать свой вариант, что привело к огромному количеству вариантов. Правда, подавляющее большинство из них сводилась по смыслу ко «всем вариантам» либо нескольким из предложенных. Из предложенных мной вариантов лидером стал вариант «распространение невежества и нововведений», за него проголосовали 45,5 %. Здесь мне кажется примечательным сам факт, что этот вариант стал самым успешным, так как этим ответом можно объяснить абсолютно любые проблемы, не раскрыв при этом сути. Я не принижаю важность следования сунне, но зачастую под этим подразумевается распространение нововведений в ибадате и акыде, что на деле мало связано с реальной политической ситуацией, сама история Ислама это подтверждает. Например, кризисы и проблемы затронули сподвижников, доведя ситуацию до полноценной гражданской войны между ними, вместе с тем никто из суннитов не будет подвергать сомнению их приверженность Сунне. Как и последующие поколения саляф, чего стоит только убийство омейядами внука Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и внука Абу Бакра Абдуллаха ибн Зубайра (да будет Аллах ими доволен), который сам был сподвижником. Но при этом именно это поколение приводится как пример борьбы с нововведениями.
И то, что большинство мусульман, судя по опросу, всё ещё пытаются объяснить все проблемы столь абстрактным способом, говорит о том, что мы по-прежнему не учимся на своих ошибках. Из учёных, которые пытались вникнуть в суть проблемы и найти конкретные причины упадка и возвышения тех или иных обществ, мне на ум приходит только Ибн Хальдун (да смилуется над ним Аллах) с его концепцией асабии. Но он по-прежнему больше интересен востоковедам, чем самим мусульманам.
Я надеюсь, моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха.