Бану Исраиль
Бану Исраиль (араб. بنو إسرائيل — сыны Исраиля) — упоминаются в Коране около 40 раз в большей части в связи с рассказами о жизни пророка Мусы (мир ему) и исходе еврейского народа из Египта, и по сравнению с другими общинами именно о них Всевышний Аллах рассказывает в Коране подробнее всего.
Всевышний Аллах в Коране говорит:
يَا بَنِي إِسْرَائِيلَ اذْكُرُوا نِعْمَتِيَ الَّتِي أَنْعَمْتُ عَلَيْكُمْ وَأَوْفُوا بِعَهْدِي أُوفِ بِعَهْدِكُمْ وَإِيَّايَ فَارْهَبُونِ
«О сыны Исраиля, помните о милости, которую Я оказал вам. Будьте верны договору со Мной, и Я буду верен договору с вами. Меня одного бойтесь». (сура Аль-Бакара, аят 40)
Исраиль – это Яʼкуб, сын Исхака, сына Ибрахима (мир им), а иудеи – это его потомки. Слово происходит от еврейского слова «исра» («раб») и «Ииль» («Аллах») – Раб Аллаха.
Всевышний Аллах выделил иудеев, послав к ним множество пророков из их же народа, даровал им царей; также они были первыми из множества народов, которые должны были принять пророческую миссию Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует).
Сколько пророков было послано к Бану Исраиль?
До нас не дошло упоминание имён всех посланников и пророков Бану Исраиль, однако в Коране и сунне упоминаются имена несколько из них, и вера в них обязательна, сказал Всевышний Аллах:
قُولُوا آمَنَّا بِاللَّهِ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْنَا وَمَا أُنزِلَ إِلَى إِبْرَاهِيمَ وَإِسْمَاعِيلَ وَإِسْحَاقَ وَيَعْقُوبَ وَالْأَسْبَاطِ وَمَا أُوتِيَ مُوسَى وَعِيسَى وَمَا أُوتِيَ النَّبِيُّونَ مِن رَّبِّهِمْ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِّنْهُمْ وَنَحْنُ لَهُ مُسْلِمُونَ
«Скажите (верующие): “Мы поверили в Аллаха и в то, что было ниспослано нам, а также в ниспосланное Ибрахиму, Исмаилю, Исхаку, Якубу и их потомкам, в то, что было дано Мусе и Исе, и в то, что было дано (другим) пророкам от их Господа. Мы не делаем различий между ними, и Ему (Аллаху) одному мы покорны”». (сура Аль-Барака, аят 136)
Cо слов Ибн Аббаса (да будет доволен ими Аллах) передают:
كل الأنبياء من بني إسرائيل إلا عشرة: نوح، وهود، وصالح، وشعيب، ولوط، وإبراهيم، وإسماعيل، وإسحاق، ويعقوب، ومحمد صلوات الله عليهم أجمعين
«Все пророки были из числа Бану Исраиль, за исключением десятерых: Нух, Худ, Салих, Шуайб, Лут, Ибрахим, Исмаиль, Исхак, Я’куб и Мухаммад (да пребудет над ними всеми милость Аллаха)». («Тафсир ас-Сам’ани», 1/140)
Из истории пророка Я’куба (мир ему) и его сыновей мы знаем, что эта семья после всех злоключений переселилась в Египет, которым в то время правил один из сыновей Я’куба (мир ему), пророк Юсуф (мир ему), претерпевший зло от своих братьев, но простивший их ради Аллаха. Семья увеличилась в размерах, ибо Господь даровал Я’кубу (мир ему) новых сыновей, а дети, в свою очередь, подарили ему внуков. И стали называться все они сынами Исраиля – бану Исраиль.
Сыны Исраиля проживали в египетских землях. За несколько десятилетий они превратились в великий народ. Прошло много времени после того, как пророк Юсуф (мир ему) покинул этот мир. Люди забыли обо всём благоденствии и изобилии, которое подарил им пророк (мир ему). Власть попала в руки фараонов, которые теперь угнетали и унижали египтян, однако больше всех под гнётом оказались сыны Исраиля. Египтяне смотрели на них свысока, как на чужаков и рабов.
Из-за того, что этот народ размножился на землях Египта, фараон начал беспокоиться о том, что сыны Исраиля захватят власть в стране, и поспешил принять меры, обратив многих из них в рабство и заставив выполнять самую тяжёлую и грязную работу. Они должны были с утра до ночи трудиться и терпеть постоянные унижения. Смирившись со своей участью, несчастный народ терпеливо ожидал того, кто избавит их от мучений.
Сыны Исраиля ещё со времён пророков Юсуфа и Я’куба (мир им) из поколения в поколение передавали добрую весть о предстоящем пророке. Они жили надеждой на пришествие в мир человека, который спасёт их от мук и гнёта. Чем больше страданий они претерпевали, тем чаще они вспоминали о долгожданном пророке. И вот эти разговоры дошли до фараона, он очень обеспокоился и велел созвать к себе жрецов, звездочётов и предсказателей, те в свою очередь подтвердили его опасения, заявив, что звёзды предрекают великие события. Астрологи сообщили фараону, что у этого народа родится мальчик, которому предстоит низвергнуть его с трона. Эти предсказания вызвали у фараона такой страх, что он решил погубить весь народ Исраиля. Выполняя жестокий приказ фараона, солдаты перерезали горло новорождённым мальчикам или бросали младенцев в воды реки Нил.
Всевышний Аллах так описывает те нелёгкие времена:
وَإِذْ نَجَّيْنَاكُم مِّنْ آلِ فِرْعَوْنَ يَسُومُونَكُمْ سُوءَ الْعَذَابِ يُذَبِّحُونَ أَبْنَاءَكُمْ وَيَسْتَحْيُونَ نِسَاءَكُمْ وَفِي ذَلِكُم بَلَاءٌ مِّن رَّبِّكُمْ عَظِيمٌ
«И Мы спасли вас от людей фараона. Они подвергали вас ужасным наказаниям, убивали ваших сыновей (мужчин) и оставляли в живых (лишь) женщин. В этом было великое испытание для вас от вашего Господа». (сура Аль-Бакара, аят 49)
О потомки Исраиля, вспомните, как Аллах спас вашу общину от фараона, который хотел полностью уничтожить вас как народ. Ведь это Аллах спас вас и освободил! Долгожданным пророком, которого ждал еврейский народ, был пророк Муса (мир ему). Пророк Муса (мир ему) призывал фараона к единобожию, но фараон проявил упрямство, за что и был наказан Господом Миров.
Всевышний Аллах рассказывает, каким образом был потоплен фараон и его войско. Сыны Исраиля вышли из Египта в сопровождении Мусы (мир ему) в количестве шестисот тысяч воинов, не считая женщин и детей. До этого они заимствовали множество драгоценностей у коптов и взяли их с собой. Фараон был просто взбешён на них. Он послал во все города вестников, чтобы собрать войско из всех районов страны, и отправился за ними в погоню с великой армией, преисполненный уверенной надменностью. И не осталось в Египте никого из тех, у кого была какая-либо власть или авторитет[1], кто бы не выдвинулся с армией фараона:
وَجَاوَزْنَا بِبَنِي إِسْرَائِيلَ الْبَحْرَ فَأَتْبَعَهُمْ فِرْعَوْنُ وَجُنُودُهُ بَغْيًا وَعَدْوًا حَتَّى إِذَا أَدْرَكَهُ الْغَرَقُ قَالَ آمَنتُ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا الَّذِي آمَنَتْ بِهِ بَنُو إِسْرَائِيلَ وَأَنَا مِنَ الْمُسْلِمِينَ
«Мы переправили потомков Исраиля через море. Фараон и его войско последовали за ними, [чтобы поступить с иудеями] несправедливо и враждебно. А начав тонуть, фараон взмолился: “Я верю в то, что нет никого, достойного поклонения, кроме Того, в кого уверовали потомки Исраиля. Я стал мусульманином!”» (сура Юнус, аят 90)
Всевышний Аллах также говорит:
فَلَمَّا رَأَوْا بَأْسَنَا قَالُوا آمَنَّا بِاللَّهِ وَحْدَهُ وَكَفَرْنَا بِمَا كُنَّا بِهِ مُشْرِكِينَ * فَلَمْ يَكُ يَنفَعُهُمْ إِيمَانُهُمْ لَمَّا رَأَوْا بَأْسَنَا سُنَّتَ اللَّهِ الَّتِي قَدْ خَلَتْ فِي عِبَادِهِ وَخَسِرَ هُنَالِكَ الْكَافِرُونَ
«Когда они увидели Нашу кару, то сказали: “Мы уверовали в Единственного Аллаха и не верим в тех, кого мы обожествляли наряду с Ним!” Но не помогла им вера, когда они увидели Нашу кару. Закон Аллаха для Его рабов всегда был таким. Вот тогда неверующие оказались в убытке». (сура Гафир, аяты 84-85)
Иудеи
Иудеи обозначаются термином яхуд (араб. يهود), используется он по отношению к тем, кто придерживается законов Таурата (Торы), который был ниспослан пророку Мусе (мир ему). Нет сомнений, что первые евреи как народ, большая часть которого вымерла, были связаны с пророком Я’кубом (мир ему) до того, как их родословные смешались. Это с точки зрения происхождения, однако иудаизм как религия был узаконен пророком Мусой (мир ему).
Происхождение термина яхуд يهود иудеи.
При поиске происхождения этого термина учёные-исследователи находят несколько мнений, в целом они указывают на то, что этот термин появился после пророка Мусы (мир ему), и упоминают причины происхождения:
1. Абу ‘Амр ибн аль-‘Аляи сказал:
لأنهم يتهودون أي يتحركون عند قراءة التوراة
«Названы они так, потому что двигались при чтении Таурата». («Тафсир аль-Багави», 1/124)
2. Некоторые сказали, что термин произошёл от слова التهوّد таххавуд (покаяние), потому что они раскаялись в поклонении тельцу. Взято из слов Всевышнего Аллаха, который повествовал о словах последователей пророка Мусы (мир ему):
إِنَّا هُدْنَا إِلَيْكَ
«Мы (раскаявшись) обращаемся к Тебе». (сура Аль-А’раф, аят 156)
3. Есть мнение, что их название происходит от имени старшего сына пророка Я’куба (мир ему) – Иуды.
Иудеи утверждают, что Ибрахим (мир ему) является первым иудеем, и это откровенная ложь и клевета с их стороны.
Всевышний Аллах обращается к ним:
يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لِمَ تُحَاجُّونَ فِي إِبْرَاهِيمَ وَمَا أُنزِلَتِ التَّوْرَاةُ وَالْإِنجِيلُ إِلَّا مِن بَعْدِهِ أَفَلَا تَعْقِلُونَ
«О люди Писания! Почему вы спорите об Ибрахиме, тогда как Таурат и Инджиль были ниспосланы уже после него? Неужели вы не понимаете?!» (сура Аль-Имран, аят 65)
Иудеи, с одной стороны, и христиане, с другой, заявляли, что их религия идёт от Ибрахима (мир ему), и что он якобы был иудеем или христианином. Всевышний Аллах опроверг их домыслы, сказав, что обе эти религии появились уже после смерти пророка Ибрахима (мир ему).
Далее Всевышний Аллах говорит:
مَا كَانَ إِبْرَاهِيمُ يَهُودِيًّا وَلَا نَصْرَانِيًّا وَلَكِن كَانَ حَنِيفًا مُّسْلِمًا وَمَا كَانَ مِنَ الْمُشْرِكِينَ
«Ибрахим не был ни иудеем, ни христианином. Он был ханифом (единобожником), мусульманином и не был язычником». (сура Аль-Имран, аят 67)
Категории иудеев
Иудеи и Бану Исраиль подразделяются на две категории людей: верующие и неверующие. Всевышний Аллах восхваляет верующих иудеев в Коране и порицает неверующих из них. Коран не рассматривает Бану Исраиль или иудеев как отдельный народ, они рассматривались как люди, принадлежащие либо к лагерю веры, либо к лагерю неверия.
Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ آتَيْنَا مُوسَى الْكِتَابَ فَلَا تَكُن فِي مِرْيَةٍ مِّن لِّقَائِهِ وَجَعَلْنَاهُ هُدًى لِّبَنِي إِسْرَائِيلَ * وَجَعَلْنَا مِنْهُمْ أَئِمَّةً يَهْدُونَ بِأَمْرِنَا لَمَّا صَبَرُوا وَكَانُوا بِآيَاتِنَا يُوقِنُونَ
«И Мы даровали Мусе Книгу (Таурат). Не сомневайся во встрече с ним (во встрече с Мусой). Мы сделали его (Таурат) руководством для потомков Исраиля. Мы выбрали из них предводителей, которые наставляли (людей) по Нашему повелению, пока они проявляли терпение и были убеждены (в истинности) Наших знамений». (сура Ас-Саджа, аяты 23-24)
Однако преобладающим явлением среди них было неверие и ослушание. Всевышний Аллах описывает их так:
وَلَوْ أَنَّهُمْ أَقَامُوا التَّوْرَاةَ وَالْإِنجِيلَ وَمَا أُنزِلَ إِلَيْهِم مِّن رَّبِّهِمْ لَأَكَلُوا مِن فَوْقِهِمْ وَمِن تَحْتِ أَرْجُلِهِم مِّنْهُمْ أُمَّةٌ مُّقْتَصِدَةٌ وَكَثِيرٌ مِّنْهُمْ سَاءَ مَا يَعْمَلُونَ
«Если бы они следовали Таурату, Инджилю и всему, что было ниспослано им от их Господа (в других священных Писаниях), то пропитание падало бы на них с неба и лежало бы у них ног. Среди них есть умеренная группа (те из них, кто уверовал в Посланника Аллаха), однако поступки многих из них плохи». (сура Аль-Маида, аят 66)
وَلَوْ آمَنَ أَهْلُ الْكِتَابِ لَكَانَ خَيْرًا لَّهُم مِّنْهُمُ الْمُؤْمِنُونَ وَأَكْثَرُهُمُ الْفَاسِقُونَ
«Если бы люди Писания уверовали, это было бы лучше для них. Среди них есть верующие, но большая их часть — грешники». (сура Аль-Имран, аят 110)
بَل لَّعَنَهُمُ اللَّهُ بِكُفْرِهِمْ فَقَلِيلًا مَّا يُؤْمِنُونَ
«Аллах проклял их за их неверие. Лишь малое число из них (иудеев) уверовало». (сура Аль-Бакара, аят 88)
Являются ли сегодняшние евреи потомками пророка Я’куба (мир ему)?
Нет, большинство евреев сегодня не являются потомками Я’куба (мир ему), и это общеизвестно, и сей факт признают учёные-исследователи. Например, хазарские евреи (ашкеназы) были обращены в иудаизм в восьмом веке нашей эры и до этого были язычниками, а они, согласно некоторым статистическим данным, составляют около 92 % от общего числа евреев сегодня, остальные же 8 % происходят в основном от кочевого языческого населения Африки, Азии и стран Средиземноморья (сефарды и влахи).
Из истории мы знаем, что йеменский правитель Ас’ад Абу Кариб обратился в иудаизм и заставил свой народ сделать то же самое, сжигая огнём тех, кто противился этому. То же самое повторил его сын Зу-Нуваса. Таким образом, иудаизм распространился на территории Йемена, а его население никак не является потомством Я’куба (мир ему).
Поэтому утверждение о том, что сегодняшние евреи являются потомками пророка Я’куба (мир ему) – это ложь и клевета, опровергнутая историей и учёными-исследователями.
[1] «Тафсир Ибн Касир», 4/291.