В этой статье мы ознакомимся с понятием Хадис аль-Кудси — особого вида хадисов, в которых Аллах обращается к людям через Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Рассмотрим, чем они отличаются от Корана, и как передаётся их смысл.
Определение хадиса аль-Кудси
Языковое значение
Слово «аль-кудси» происходит от слова «аль-кудс», что означает «чистота» или «святость». Языковед Ибн Манзур (ум. 711 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
والتقديس: التطهير والتبريك. وتقدس أي تطهر
«Такдис — это очищение и благословение. Слово такаддаса означает очистился»[1].
Шариатское значение
Аш-Шариф аль-Джурджани (ум. 816 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
الحديث القدسي: هو من حيث المعنى من عند الله تعالى، ومن حيث اللفظ من رسول الله صلى الله عليه وسلم، فهو ما أخبر الله تعالى نبيه بإلهام أو بالمنام، فأخبر عليه السلام عن ذلك المعنى بعبارة نفسه.
«Хадис аль-Кудси — это хадис, который по смыслу исходит от Аллаха, а по словам от Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). То есть Аллах сообщает Своему Пророку через откровение или во сне определенный смысл, а Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передает этот смысл своими словами»[2].
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
وهي ما نقل إلينا آحادا عنه صلى الله عليه وسلم مع إسناده لها عن ربه، فهي من كلامه تعالى، فيضاف إليه، وهو الأغلب، ونسبتها إليه حينئذ نسبة إنشاء؛ لأنه المتكلم بها أولا، وقد تضاف إلى النبي صلى الله عليه وسلم؛ لأنه المخبر بها عن الله تعالى، بخلاف القرآن؛ فإنه لا يضاف إلا إليه تعالى، فيقال فيه: قال الله تعالى، وفيها: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم فيما يروي عن ربه
«Хадисы аль-Кудси — это хадисы, которые дошли до нас сообщением, переданным одним человеком (хабар ахад)[3]. Они передаются через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а иснад ведет их к Господу. По смыслу это слова Всевышнего Аллаха. Чаще всего эти слова приписываются Аллаху, так как Он является их первоисточником.
Иногда эти слова могут приписываться Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), потому что он является передатчиком откровения от Аллаха. В отличие от Корана, который всегда приписывается только Аллаху.
Относительно Корана говорится: “Всевышний Аллах сказал”, а хадисы аль-Кудси передаются словами: “Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал, что его Господь сказал”».[4]
Некоторые примеры хадисов аль-Кудси
Сообщается от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
قال النبي صلى الله عليه وسلم: «قال الله تبارك وتعالى: أنا أغنى الشركاء عن الشرك، من عمل عملا أشرك فيه معي غيري؛ تركته وشركه»
«Всевышний Аллах сказал: “Я меньше всего нуждаюсь в каких-либо сотоварищах. Тот, кто совершает какое-либо деяние, в котором придаёт Мне сотоварища, — Я оставлю его вместе с его ширком (приданием сотоварища)”»[5].
Передают со слов Абу Зарра аль-Гъифари (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передал, что его Всеблагой и Всевышний Господь сказал:
يَا عِبَادِي إِنِّي حَرَّمْتُ الظُّلْمَ عَلَى نَفْسِي وَجَعَلْتُهُ بَيْنَكُمْ مُحَرَّمًا فَلاَ تَظَالَمُوا
«О рабы Мои, поистине, Я запретил несправедливость Себе и сделал ее запретной меж вами, так не притесняйте же друг друга!»[6]
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) передал, что Всевышний Аллах сказал:
كُلُّ عَمَلِ ابْنِ آدَمَ لَهُ إِلاَّ الصِّيَام، فَإنَّهُ لِي وَأنَا أجْزِي بِهِ
«Любое дело сына Адама (делается им) для себя же, кроме поста, ибо, поистине, он — ради Меня, и Я воздам за него»[7].
Различия между Кораном и хадисом аль-Кудси
Ученые разошлись во мнениях относительно хадиса аль-Кудси: и слова, и смысл его — от Аллаха, или же только смысл от Аллаха, а слова принадлежат Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)?
Большинство ученых придерживаются мнения, что смысл хадиса исходит от Аллаха, а слова переданы пророком (да благословит его Аллах и приветствует). Исходя из этого, слова священного хадиса не являются чудом (муʿджиза).
Хафиз Шарафуддин ат-Тыби (ум. 743 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
والفرق بينه وبين القرآن هو اللفظ المنزل به جبريل عليه السلام للإعجاز عن الإتيان بسورة من مثله، والحديث القدسي إخبار الله تعالى نبيه صلى الله عليه وسلم معناه بإلهام، أو بالمنام، فأخبر النبي صلى الله عليه وسلم أمته عن ذلك المعنى بعبارة نفسه، وسائر الأحاديث لم يضفه إلى الله تعالى ولم يروه عنه
«Разница между ним (хадисом аль-Кудси) и Кораном заключается в том, что Коран был ниспослан в своих выражениях через Джибриля (мир ему) как чудо, с вызовом людям — привести хотя бы одну суру, подобную ему. А хадис аль-Кудси — это сообщение Всевышнего Аллаха Его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) по смыслу, либо через внушение (ильхам), либо во сне. Затем Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) передавал этот смысл своей собственной речью. Что же касается остальных хадисов, то он (да благословит его Аллах и приветствует) не приписывал их к Аллаху и не передавал их от Него»[8].
Ученые также упомянули множество различий между Кораном и хадисом аль-Кудси. Суть их объяснений сводится к следующим пунктам:
1. Чудо и вызов: Коран — это слова Аллаха, ниспосланные Его Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Всевышний Аллах бросил через него вызов арабам: они не смогли создать ничего подобного — ни одну суру, подобную Корану. Этот вызов остается действующим, поэтому Коран является вечным чудом до Судного дня. Хадис аль-кудси такого вызова и чудесности не имеет.
2. Принадлежность слов: Священный Коран приписывается только Аллаху и говорят: «Сказал Всевышний Аллах».
Хадис аль-Кудси, как уже отмечалось, может передаваться от имени Аллаха. В этом случае если речь идет непосредственно о словах Аллаха, и говорят: «Сказал Аллах» или «Говорит Всевышний Аллах». Он также может передаваться от имени Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). В этом случае речь идет о сообщении слов Аллаха людям через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и говорят: «Сказал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) о том, что он передает от своего Господа».
3. Способ передачи: Весь Коран передан через множественные достоверные цепочки передатчиков (таватур), поэтому его подлинность абсолютно достоверна (кат‘и ас-субут). Хадисы аль-Кудси, как правило, передаются по одной или нескольким отдельным цепочкам (хабар ахад), поэтому их достоверность считается вероятной, а не абсолютно точной (занни ас-субут). Среди них встречаются достоверные (сахих), хорошие (хасан) и слабые (да‘иф) хадисы.
4. Слова и смысл: Коран — это слова и смысл от Аллаха, то есть откровение и по словам, и по смыслу. Хадис аль-Кудси содержит смысл от Аллаха, а слова принадлежат Пророку (да благословит его Аллах и приветствует). Поэтому хадис аль-Кудси разрешается передавать по смыслу, что признается большинством ученых.
5. Чтение и поклонение: Коран читается как акт поклонения, он читается в намазе:
فَاقْرَأُوا مَا تَيَسَّرَ مِنَ الْقُرْآنِ
«Поэтому читайте же из него (Корана) то, что легко для вас»[9].
За чтение Корана каждую букву обещана награда, как сказано в хадисе:
من قرأ حرفا من كتاب الله تعالى فله حسنة، والحسنة بعشر أمثالها، لا أقول “ألم” حرف، ولكن ألف حرف، ولام حرف، وميم حرف
«Кто прочтет хотя бы одну букву из Книги Аллаха, тому будет одна награда; а награда умножается в десять раз. Я не говорю “Алиф-Лям-Мим” — это одна буква, а “Алиф” — одна буква, “Лям” — одна буква, “Мим” — одна буква»[10].
Хадис аль-кудси же не заменяет чтение Корана в намазе; за его чтение вознаграждение общее, без учета награды за каждую букву, как при чтении Корана.
Формулировка передачи хадиса аль-Кудси
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
ولراويها صيغتان: إحداهما: أن يقول: قال رسول اللَّه صلى اللَّه عليه وسلم فيما يروي عن ربه، وهي عبارة السلف، ومن ثم آثرها المصنف فيما مر. ثانيتهما: أن يقول: قال اللَّه تعالى فيما رواه عنه رسول اللَّه صلى اللَّه عليه وسلم، والمعنى واحد.
«Для передачи хадиса аль-Кудси существуют две формы:
Первая: сказать: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал в том, что он передает от своего Господа”. Именно этой формулировкой пользовались праведные предшественники (саляф), и поэтому автор (ан-Навави) выбрал эту формулировку ранее.
Вторая: сказать: “Всевышний Аллах сказал в том, что передал от Него Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)”.
И смысл обеих формулировок один и тот же»[11].
Количество хадисов аль-Кудси
Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
إن مجموع الأحاديث القدسية المروية يتجاوز المائة، كـما أن بعضهم جمعها في جزء كبير
«Общее количество переданных хадисов аль-Кудси превышает сотню, и некоторые даже собрали их в одном большом сборнике».[12]
Имам Ибн ‘Аллян ас-Сиддики (ум. 1057 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:
إن عدد الأحاديث القدسية يبلغ مائة حديث، أو ما يزيد على ذلك بقليل
«Число хадисов аль-Кудси достигает примерно 100 хадисов или немного больше»[13]
Имам Абдуррауф аль-Мунави (ум. 1031 г. х.) собрал их в своем труде «Аль-Итхафат ас-санния би-ль-ахадис аль-кудсия» и упомянул 272 хадиса.
Другие же довели их количество до большего числа: так, шейх Мухаммад аль-Мадани (ум. 1200 г. х.) в своей книге с таким же названием как у аль-Мунави привёл 863 хадиса аль-Кудси. Эта книга считается одной из самых объемных, посвященных хадисам аль-Кудси, и к ней отсылаются при упоминании их количества. При этом при подсчете не учитывается степень достоверности хадисов, а учитывается лишь их общее количество и факт их сбора.
Причиной разногласий в вопросе количества хадисов аль-Кудси, упоминаемого в книгах и трудах ученых, связана с разными подходами в определении границ термина «хадис аль-Кудси»: что именно включается в это понятие, а что исключается, какие формулировки передачи считать хадисом аль-Кудси, а какие нет.
В ранние века хадисы аль-Кудси не выделялись в отдельные сборники, как это было с хадисами, а записывались и передавались в рамках общего наследия хадисов.
Выделение хадисов аль-Кудси в самостоятельные сборники произошло позже, когда ученые начали собирать их из достоверных сборников (ас-Сихах), муснадов, му‘джамов и других сборников по хадисам.
[1] «Лисан аль-Араб», 6/168.
[2] «Ат-Та’рифат», стр. 83-84.
[3] То есть их количество не удовлетворяет условиям хадисов категории мутаватир.
[4] «Фатх уль-мубин», cтр. 432.
[5] Муслим.
[6] Муслим.
[7] Аль-Бухари.
[8] «Шарх аль-Мишкат», 2/470.
[9] Коран 73:20.
[10] Ат-Тирмизи.
[11] «Фатх уль-мубин», cтр. 432.
[12] «Фатх уль-мубин», cтр. 432.
[13] «Аль-Футухат ар-раббания», 7/389.




