Дела являются условием совершенства имана!

Хафиз, шейх уль-Ислам Ибн Хаджар аль-Аскаляни сказал в книге «Фатх аль-Бари» (Дар Тайиба: 1/94):

والإيمان لغة‏:‏ التصديق‏.‏ وشرعا‏:‏ تصديق الرسول فيما جاء به عن ربه، وهذا القدر متفق عليه‏.‏ ثم وقع الاختلاف‏:‏ هل يشترط مع ذلك مزيد أمر من جهة إبداء هذا التصديق باللسان المعبر عما في القلب، إذ التصديق من أفعال القلوب‏؟‏ أو من جهة العمل بما صدق به من ذلك، كفعل المأمورات وترك المنتهيات كما سيأتي ذكره إن شاء الله تعالى‏.‏ قوله‏:‏ ‏(‏وهو‏)‏ أي‏:‏ الإيمان ‏(‏قول وفعل ويزيد وينقص‏)‏ ، وفي رواية الكشميهني‏:‏ ‏»‏ قول وعمل ‏»‏ وهو اللفظ الوارد عن السلف الذين أطلقوا ذلك، والكلام هنا في مقامين‏:‏ أحدهما‏:‏ كونه قولا وعملا، والثاني‏:‏ كونه يزيد وينقص‏.‏

«Слово «Аль-Иман» в лингвистическом значении носит смысл «подтверждение», «вера». В шариатском же значении это – подтверждение всего того, с чем пришёл Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) от своего Господа. Это определение, с которым все согласны.

Далее следуют дополнения к определению, в которых имеются разногласия. Ставится ли в данном определении условие, что человек обязан выражать устами то, что у него на сердце (то есть веру), ведь вера – одно из действий сердца? Или обуславливается ли практика того, во что он уверовал, как то: совершение приказов и следование запретам? Это будет раскрыто далее, ин ша Аллах.

Слова аль-Бухари: «А это – то есть иман – слова и действие. Он усиливается и ослабевает». В версии аль-Кашмихини: «Слово и дело (аль-амаль)». Слово «аль-амаль» передаётся от праведных предшественников, и они использовали его. Речь здесь пойдёт о двух аспектах: 1. иман – это слово и дело, 2. иман усиливается и ослабевает.

فأما القول‏:‏ فالمراد به النطق بالشهادتين، وأما العمل‏:‏ فالمراد به ما هو أعم من عمل القلب والجوارح، ليدخل الاعتقاد والعبادات‏.‏ ومراد من أدخل ذلك في تعريف الإيمان ومن نفاه إنما هو بالنظر إلى ما عند الله تعالى، فالسلف قالوا‏:‏ هو اعتقاد بالقلب، ونطق باللسان، وعمل بالأركان‏.‏ وأرادوا بذلك أن الأعمال شرط في كماله‏.‏ ومن هنا نشأ ثم القول بالزيادة والنقص كما سيأتي‏.‏ والمرجئة قالوا‏:‏ هو اعتقاد ونطق فقط‏.‏ والكرامية قالوا‏:‏ هو نطق فقط‏.‏ والمعتزلة قالوا‏:‏ هو العمل والنطق والاعتقاد‏.‏ والفارق بينهم وبين السلف أنهم جعلوا الأعمال شرطا في صحته‏.‏ والسلف جعلوها شرطا في كماله‏.‏ وهذا كله كما قلنا بالنظر إلى ما عند الله تعالى‏.‏

1. Что касается слова, то под ним подразумевается произнесение свидетельства. А под делом подразумевается более общий смысл, чем просто деяние сердца и органов, куда входят также и убеждение, и поклонение. Те, кто внёс всё это в определение имана или же, наоборот, вывел из него, делали это с точки зрения того, что человека вероятнее всего ожидает у Аллаха. Праведные предшественники говорили: «Это убеждение сердцем, произнесение устами и практика столпов». Они подразумевали, что дела являются условием совершенства имана.

Отсюда и появилось мнение об усилении или ослабевании имана, об этом будет сказано ниже.

Мурджииты говорили: «Это убеждение и произнесение, и только».

Каррамиты сказали: «Это только произнесение».

Мутазилиты сказали: «Это дело, произнесение и убеждение».

Разница между ними и между праведными предшественниками (саляфу-с-салих) в том, что [эти секты] считали дела условием действительности имана, а предшественники (саляф) – условием его совершенства. Это всё, как мы и сказали, с точки зрения того, что человека вероятнее всего ждёт у Аллаха.

أما بالنظر إلى ما عندنا فالإيمان هو الإقرار فقط، فمن أقر أجريت عليه الأحكام في الدنيا، ولم يحكم عليه بكفر إلا إن اقترن به فعل يدل على كفره كالسجود للصنم، فإن كان الفعل لا يدل على الكفر كالفسق فمن أطلق عليه الإيمان فبالنظر إلى إقراره، ومن نفي عنه الإيمان فبالنظر إلى كماله، ومن أطلق عليه الكفر فبالنظر إلى أنه فعل فعل الكافر، ومن نفاه عنه فبالنظر إلى حقيقته‏.‏ وأثبتت المعتزلة الواسطة فقالوا‏:‏ الفاسق لا مؤمن ولا كافر‏.‏

С точки зрения того же, что касается нас, то иман – это признание (икрар), и только. Кто признаёт [истинность религии], к тому применяются шариатские законы (как к мусульманину) в этом мире и тому не выносят суждение о неверии, кроме случаев, когда он совершает дела, которые указывают на его неверие, например, поклон идолам.

Если же он совершает дела, которые не указывают на неверие, например, грех, то те, кто говорит, что грешник обладает иманом, выносят данное суждение с точки зрения признания им [истинности религии].

Если кто-либо отрицает у него иман, то с точки зрения несовершенства его имана. А если кто-то назвал такого человека неверующим, то это суждение с точки зрения действия неверия, которое тот совершил. Если же кто-то не приписывает грешнику неверие, то с точки зрения наличия настоящего имана.

Мутазалиты установили нечто среднее между этими уточнениями и сказали: «Грешник не является верующим и не является неверующим».

وأما المقام الثاني فذهب السلف إلى أن الإيمان يزيد وينقص‏.‏ وأنكر ذلك أكثر المتكلمين وقالوا متى قبل ذلك كان شكا‏.‏ قال الشيخ محيي الدين‏:‏ والأظهر المختار أن التصديق يزيد وينقص بكثرة النظر ووضوح الأدلة، ولهذا كان إيمان الصديق أقوى من إيمان غيره بحيث لا يعتريه الشبهة‏.‏ ويؤيده أن كل أحد يعلم أن ما في قلبه يتفاضل، حتى إنه يكون في بعض الأحيان الإيمان أعظم يقينا وإخلاصا وتوكلا منه في بعضها، وكذلك في التصديق والمعرفة بحسب ظهور البراهين وكثرتها‏.‏ ‏ وقد نقل محمد بن نصر المروزي في كتابه ‏»‏ تعظيم قدر الصلاة ‏»‏ عن جماعة من الأئمة نحو ذلك، وما نقل عن السلف صرح به عبد الرزاق في مصنفه عن سفيان الثوري ومالك بن أنس والأوزاعي وابن جريج ومعمر وغيرهم، وهؤلاء فقهاء الأمصار في عصرهم‏.‏

2. Праведные предшественники пришли к мнению, что иман усиливается и ослабевает. Однако большинство мутакаллимов отрицают это. Они сказали, что если принять эту точку зрения, то она повлечёт за собой сомнения.

Шейх Мухйиддин ан-Навави сказал: «По наиболее явному и избранному мнению вера усиливается и ослабевает по количеству размышлений и согласно ясности доказательств, поэтому вера Абу Бакра ас-Сыддыка сильнее, чем вера других людей – в том смысле, что у него не было неясностей. Это подтверждается тем, что каждый сам знает, как колеблется и меняется то, что у него на сердце. Иногда его иман проявляет больше убеждённости, искренности и упования, чем в остальное время. Точно то же самое происходит с познаниями или утверждениями в зависимости от ясности доказательств и их количества. Нечто подобное передал Мухаммад ибн Наср аль-Марвази в своей книге: «Та’зыму кадри ас-саля» от группы имамов. То, что передаётся от праведных предшественников – Суфьяна ас-Саури, Малика ибн Анаса, аль-Авзаи, ибн Джурейджа, Ма’мара и других, ясно высказал Абдурразак в своём «Мусаннафе». А это были правоведы того времени.

وكذا نقله أبو القاسم اللالكائي في ‏»‏ كتاب السنة ‏»‏ عن الشافعي وأحمد بن حنبل وإسحاق بن راهويه وأبي عبيد وغيرهم من الأئمة، وروى بسنده الصحيح عن البخاري قال‏:‏ لقيت أكثر من ألف رجل من العلماء بالأمصار فما رأيت أحدا منهم يختلف في أن الإيمان قول وعمل، ويزيد وينقص‏.‏ وأطنب ابن أبي حاتم واللالكائي في نقل ذلك، بالأسانيد عن جمع كثير من الصحابة والتابعين، وكل من يدور عليه الإجماع من الصحابة والتابعين‏.‏ وحكاه فضيل بن عياض ووكيع عن أهل السنة والجماعة‏.‏ وقال الحاكم في مناقب الشافعي‏:‏ حدثنا أبو العباس الأصم أخبرنا الربيع قال‏:‏ سمعت الشافعي يقول‏:‏ الإيمان قول وعمل، ويزيد وينقص‏.‏ وأخرجه أبو نعيم في ترجمة الشافعي من الحلية من وجه آخر عن الربيع وزاد‏:‏ يزيد بالطاعة وينقص بالمعصية‏.‏ ثم تلا‏:‏ ‏(‏ويزداد الذين آمنوا إيمانا‏)‏ الآية‏.‏

Это также передают Абу аль-Касим и аль-Лялякяи в «Китабус-сунна» от аш-Шафии и Ахмада ибн Ханбаля, от Исхака ибн Рахавейха, Абу Убайда и других имамов. От имама аль-Бухари передаётся по достоверной цепочке, что он сказал: «Я повстречал больше тысячи учёных из разных земель и не видел, чтобы кто-то из них отрицал, что иман – это слово и дело, что он усиливается и ослабевает».

Ибн Абу Хатим и аль-Лялякяи довольно много написали об этом, привели эту информацию с множеством цепочек от группы сподвижников и их последователей и всех тех, чьё мнение принимается во внимание при формировании единогласного решения сподвижников и их последователей. Это также передал Фудайль ибн Ияд и Ваки’ от Ахлю-Сунна валь Джамаа.

Аль-Хаким сказал в труде «Манакиб аш-Шафии», что Абу аль-Аббас аль-Асам рассказал им, что ар-Раби сообщил им: «Я слышал имама аш-Шафии, говорившего: «Иман – это слово и дело, он усиливается и ослабевает»». Это вывел Абу Нуайм в биографии аш-Шафии из книги «Аль-Хилья» по другим цепочкам от ар-Раби и добавил: «Усиливается благодаря поклонениям и ослабевает из-за грехов», а затем прочитал аят: «Чтобы усилилась вера верующих» (Коран, 74:31)».

Похожие материалы