Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллах) в Мекке, когда ему было 25 лет – за 15 лет до того, как ему было ниспослана пророческая миссия. Она оставалась с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует), пока Аллах не оказал ему почёт, даровав посланническую миссию, и она уверовала в него, всячески помогала ему и умерла за три года до переселения в Медину.
У матери правоверных Хадиджи (да будет доволен её Аллах) было множество достоинств, которыми она отличалась от остальных, одним из этих достоинств является то, что всех детей Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) родила она, за исключением Ибрахима: аль-Касима, Абдуллаха, Зейнаб, Рукайю, Умм Кульсум и Фатиму (да будет доволен ими Аллах).
Всевышний Аллах пожелал, чтобы сыновья у него умерли рано, один за другим, и не жили долго. Что касается дочерей, то все они вышли замуж за лучших сподвижников (да будет доволен ими Аллах). Трое из них умерли при жизни Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), а четвёртая дочь – спустя шесть месяцев после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Имам Яхья ибн Шараф ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Тахзиб аль-Асмаи ва-ль-Люгат» (1/33):
له ثلاثة بنين: القاسم، وبه كان يكنى، ولد قبل النبوة، وتوفى وهو ابن سنتين. وعبد الله، وسمى الطيب والطاهر؛ لأنه ولد بعد النبوة، وقيل: الطيب والطاهر غير عبد الله، والصحيح الأول. والثالث إبراهيم، ولد بالمدينة سنة ثمان، ومات بها سنة عشر وهو ابن سبعة عشر شهرًا أو ثمانية عشر.
وكان له – صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ – أربع بنات: زينب تزوجها أبو العاص بن الربيه بن عبد العزى بن عبد الشمس، وهو ابن خالتها، وأمه هالة بنت خويلد. وفاطمة تزوجها على بن أبى طالب، رضى الله عنه. ورقية، وأم كلثوم تزوجهما عثمان بن عفان، تزوج رقية، ثم أم كلثوم، وتوفيتا عنده، ولهذا سمى ذا النورين، توفيت رقية يوم بدر فى رمضان سنة اثنتين من الهجرة، وتوفيت أم كلثوم فى شعبان سنة تسع من الهجرة.
فالبنات أربع بلا خلاف، والبنون ثلاثة على الصحيح، وأول من ولد له القاسم، ثم زينب، ثم رقية، ثم أم كلثوم، ثم فاطمة، وجاء أن فاطمة، عليها السلام، أسن من أم كلثوم، ذكر ذلك على بن أحمد بن سعيد بن محرم أبو محمد الحافظ. ثم فى الإسلام عبد الله بمكة، ثم إبراهيم بالمدينة، وكلهم من خديجة، إلا إبراهيم فإنه من مارية القبطية، وكلهم توفوا قبله إلا فاطمة، فإنها عاشت بعده ستة أشهر على الأصح والأشهر.
«У него было три сына:
аль-Касим – по его имени у него (у Пророка, мир ему и благословение Аллаха) была кунья (Абу аль-Касим), он родился до начала пророческой миссии и умер, когда ему было два года;
Абдуллах – его называли ат-Таййиб (благой) и ат-Тахир (чистый), так как он родился после начала пророческой миссии. Некоторые учёные сказали, что ат-Таййиб и ат-Тахир – это не он, но верным является первое мнение;
Ибрахим – он родился в Медине в восьмом году (по хиджре) и умер в Медине в десятом году (по хиджре), когда ему было 17-18 месяцев.
У Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) было четыре дочери:
Зайнаб, на ней женился Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби’ ибн Абдуль-‘Узза ибн Абдушшамс, который был её двоюродным братом по матери. Его мать – Халя бинт Хувейлид;
Фатима, на которой женился Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах);
Рукайя и Умм Кульсум – на них женился ‘Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах). Вначале он женился на Рукайе, затем – на Умм Кульсум, они умерли, будучи за ним замужем, поэтому его прозвали “Зун-нурайн” (обладатель двух светочей). Рукайя умерла в день битвы при Бадре, в месяц Рамадан во втором году (хиджры). А Умм Кульсум умерла в месяце Ша’бан в девятом году (по хиджре).
Дочерей было четыре, относительно этого нет разногласий. А верное мнение насчёт сыновей заключается в том, что их было трое.
Первым родился аль-Касим, затем Зейнаб, затем Рукайя, затем Умм Кульсум, затем Фатима. Есть версия, что Фатима старше Умм Кульсум, об этом говорит Али бну Ахмад бну Саид бну Мухаррам Абу Мухаммад аль-Хафиз.
В Исламе родился Абдуллах в Мекке, затем Ибрахим в Медине. Все дети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) были рождены Хадиджей, кроме Ибрахима – его родила Мария аль-Кибтия (коптка).
И все они умерли раньше своего отца, кроме Фатимы. Она прожила после его смерти ещё шесть месяцев, согласно достоверному и известному мнению».
Дочери Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Зайнаб, Рукайя, Умм Кульсум, Фатима – все они были рождены Хадиджей (да будет доволен её Аллах), все они приняли Ислам и совершили переселение в Медину.
Зайнаб
Зайнаб – старшая дочь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), до принятия Ислама на ней женился Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби’ ибн Абдуль-‘Узза ибн Абдушшамс, который был её двоюродным братом по матери.
Она приняла Ислам после того как его приняла Хадиджа (да будет доволен ею Аллах) и три её сестры. Её муж пребывал в неверии, она осталась с ним в Мекке и не переселилась в Медину вместе с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но после всё же совершила переселение. Абу аль-‘Ас ибн ар-Раби’, став мусульманином, совершил переселение в Медину, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) вернул ему Зейнаб (да будет доволен ею Аллах). После того как её муж стал мусульманином, Зейнаб долго не прожила и умерла в восьмом году (по хиджре), оставив после себя маленькую дочь Умаму, которую Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) держал на своих плечах, совершая намаз.
Рукайя
Это дочь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), на которой женился ‘Усман ибн ‘Аффан (да будет доволен им Аллах), он совершил переселение с ней в Эфиопию, когда многобожники пытали мусульман и причиняли им вред.
Они вернулись в Мекку, она родила сына Абдуллаха, затем они совершили переселение в Медину. Её сын умер в возрасте шести лет. Накануне битвы при Бадре Рукайя тяжело заболела, и Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил ‘Усману остаться с больной женой. Она умерла после того как до Медины дошло известие о победе мусульман. Её похоронили на кладбище аль-Баки возле мечети Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Умм Кульсум
После смерти Рукайи Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) выдал за ‘Усмана свою вторую дочь, Умм Кульсум (да будет доволен ею Аллах). По этой причине ‘Усмана прозвали «Зун-нурайн» (обладатель двух светочей), из-за того что был женат на двух дочерях Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Потомства у Умм Кульсум и ‘Усмана не было. Умм Кульсум умерла в девятом году (по хиджре) и похоронена рядом со своей сестрой Рукайей (да будет доволен ими Аллах).
Фатима
Фатима – самая младшая из дочерей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), она родилась в Мекке предположительно через пять лет после начала пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).
После переселения в лучезарную Медину во втором году (по хиджре) на ней женился ‘Али ибн Абу Талиб (да будет доволен им Аллах), в третьем году (по хиджре) она родила первого сына Хасана, Хусейн родился в месяц Ша‘бан в четвёртом году (по хиджре). В пятом году у нее родилась первая дочь Зейнаб, а через два года – вторая дочь Умм Кульсум.
Фатима (да будет доволен её Аллах) больше всех была похожа на своего отца (да благословит его Аллах и приветствует), даже своей походкой и манерой разговаривать.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) очень любил её. Со слов аль-Мисвара ибн Махрамы передают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о ней:
فاطمة بضعة منى فمن أغضبها أغضبني
«Фатима – частица меня, и тот, кто разгневает её, вызовет и мой гнев». (аль-Бухари)
Также он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أفضل نساء أهل الجنة خديجة بنت خويلد، وفاطمة بنت محمد، ومريم بنت عمران، وآسية بنت مُزاحمٍ امرأة فرعون
«Лучшие женщины в Раю – Хадиджа бинт Хувайлид, Фатима бинт Мухаммад, Марьям, дочь ‘Имрана, и Асия бинт Музахим – жена Фараона». (Ахмад)
Фатима прожила шесть месяцев после смерти Посланника Аллаха (благословит его Аллах и приветствует). Умерла она во второй день месяца Рамадан в одиннадцатом году (по хиджре) и похоронена на кладбище аль-Баки.
Сыновья Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)
Аль-Касим – по его имени у него (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует) была кунья (Абу аль-Касим). Он родился в Мекке до пророческой миссии и умер там же в возрасте двух лет.
Абдуллах – его также называли ат-Таййиб (благой) и ат-Тахир (чистый), потому что он родился в Исламе.
Ибрахим – он родился в Медине в восьмом году (по хиджре), и он последний сын Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), его родила Мария аль-Кибтия (да будет доволен ею Аллах).
Она была женой Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), которая была подарена ему в качестве наложницы правителем Египта Мукаукисом в шестом году (по хиджре).
Ибрахим жил недолго, он умер в Медине в десятом году (по хиджре) в возрасте 17-18 месяцев.
Со слов Анаса (да будет доволен им Аллах) передают:
دخل رسول الله صلى الله عليه وسلم على ابنه إبراهيم وهو يجودُ بنفسه -أي: يموت-، فجعلتْ عينا رسول الله صلى الله عليه وسلم تذرفان! فقال له عبد الرحمن بن عوف: وأنتَ يا رسول الله؟!
«Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) зашёл к своему сыну Ибрахиму, когда он был уже при смерти, и из глаз Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует) полились слёзы, а АбдурРахман бин Ауф спросил: “И ты (плачешь), о Посланник Аллаха?”. [На это Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует] сказал:
إِنَّ الْعَيْنَ تَدْمَعُ، وَالْقَلْبَ يَحْزَنُ، وَلَا نَقُولُ إِلَّا مَا يُرْضِي رَبَّنَا، وَإِنَّا بِفِرَاقِكَ يَا إِبْرَاهِيمُ لَمَحْزُونُونَ
“Поистине, глаза плачут, а сердце печалится, но мы говорим лишь то, что угодно нашему Господу! Поистине, мы опечалены разлукой с тобой, о Ибрахим!”». (аль-Бухари)
Мы видим, что Всевышний даровал в течение жизни Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) детей, дополняя тем самым его естественные человеческие потребности.
Всевышний Аллах забрал сыновей, когда они были маленькими, и Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) неоднократно испытал горечь потери сыновей, подобно тому, как ранее он испытал горечь потери родителей.
Так пожелал Всевышний Аллах, и в этом заключается наивысшая мудрость: чтобы никто из сыновей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не жил долго, дабы не стало это причиной смуты среди людей, которые могли приписать пророческую миссию им после смерти Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Это является также утешением для тех, у кого не было сыновей или были, но умирали в детстве. Это было большим испытанием для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует).
Со слов Са’да ибн Абу Ваккъаса (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
أشَدُّ النّاسِ بَلاءً الأَنْبِياءُ ثمَّ الأَمْثَلُ فالأَمْثَلُ يُبْتَلى الرَّجُلُ على حَسَبِ دِينِهِ فإِنْ كانَ في دِينِهِ صُلْباً اشْتَدَّ بَلاؤُهُ وإنْ كانَ في دِينِهِ رِقَّةٌ ابْتُلِيَ على قَدْرِ دِينِهِ فَما يَبْرَحُ البَلاءُ بالعَبْدِ حَتَّى يَتْرُكَهُ يَمْشِي على الأَرْضِ وما عليهِ خَطِيئَةٌ
«Больше всех из людей подвергаются испытаниям пророки, затем те, кто был близок к ним (своей верой), затем те, кто был близок к этим. И человека испытывают в соответствии со степенью его религии (веры). Если он был стойким в религии, то увеличивались и его испытания. Если же его вера была слаба, то он испытывался в соответствии со степенью своей религии. И не перестают постигать раба лишения и беды до тех пор, пока он не будет шагать по земле свободным от грехов» (ат-Тирмизи).