Достоинства месяца Мухаррам и дня Ашура

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем сподвижникам.

Месяц Мухаррам является благословенным и великим месяцем года. Это первый месяц лунного календаря по хиджре и один из запретных месяцев Аллаха.

Всевышний Аллах сказал о запретных месяцах:

إِنَّ عِدَّةَ الشُّهُورِ عِنْدَ اللَّهِ اثْنَا عَشَرَ شَهْرًا فِي كِتَابِ اللَّهِ يَوْمَ خَلَقَ السَّمَوَاتِ وَالْأَرْضَ مِنْهَا أَرْبَعَةٌ حُرُمٌ ذَلِكَ الدِّينُ الْقَيِّمُ فَلَا تَظْلِمُوا فِيهِنَّ أَنْفُسَكُمْ

«Поистине, число месяцев у Аллаха (в году) — двенадцать. Так было записано в Книге (Хранимой скрижали) в день, когда Аллах создал небеса и землю. Четыре [месяца] из них — запретные (Зуль-Каада, Зуль-Хиджжа, Мухаррам и Раджаб). Это правильная религия, поэтому не будьте в них (в запретные месяцы) несправедливы к самим себе (грехами)». (сура Ат-Тауба, аят 36)

Всевышний Аллах сказал:

فلا تظلموا فيهن أنفسكم

«…поэтому не будьте в них (в запретные месяцы) несправедливы к самим себе (грехами)» (сура Ат-Тауба, аят 36), – то есть не творите несправедливости в запретные месяцы, так как грех в эти месяцы серьёзнее.

В тафсире имама аль-Багави (436 – 516 гг.х.) «Маалим ут-Танзиль» (4/45) приводится разъяснение этого аята:

قَالَ قَتَادَةُ : الْعَمَلُ الصَّالِحُ أَعْظَمُ أَجْرًا فِي الْأَشْهُرِ الْحُرُمِ ، وَالظُّلْمُ فِيهِنَّ أَعْظَمُ مِنَ الظُّلْمِ فِيمَا سِوَاهُنَّ ، وَإِنْ كَانَ الظُّلْمُ عَلَى كُلِّ حَالٍ عَظِيمًا

«Катада сказал: “Праведное деяние, совершённое в запретные месяцы, принесёт больше награды, несправедливость (грех), допущенная во время запретных месяцев, тяжелее и серьезнее, чем те, что произошли в другие месяцы. Хотя грех и несправедливость в любом случае являются тяжкими”».

От Абу Бакрата (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

السنة اثنا عشر شهراً منها أربعة حُرُم: ثلاثة متواليات ذو القعدةِ وذو الحجة والمحرم، ورجب مُضر الذي بين جمادى وشعبان

«В году двенадцать месяцев, четыре из которых – запретные. Три из них следуют друг за другом: Зуль-Ка‘да, Зу-ль-Хиджа и Мухаррам. Месяц Раджаб , который расположен между месяцем Джумада и месяцем Ша‘бан, [был известен у племени] Мудар» (аль-Бухари).

Достоинство поста в месяц Мухаррам

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается:

أفضل الصّيام بعد رمضان شهرُ الله المحرم

«Лучший пост после поста в Рамадан – пост в месяц Аллаха Мухаррам». (Муслим)

Имам Зайнуддин аль-Малибари (ум. 987 г. х.) пишет в труде «Фатх уль-Муин» (стр. 281):

أفضل الشهور للصوم بعد رمضان: الأشهر الحرم وأفضلها المحرم ثم رجب ثم الحجة ثم القعدة ثم شهر شعبان وصوم تسع ذي الحجة أفضل من صوم عشر المحرم اللذين يندب صومهما

«Лучшие месяцы для поста после Рамадана – это запретные месяцы, а лучший из них – это Мухаррам. Затем следуют месяцы Раджаб, Зуль-Хиджа, Зуль-Када и Шабан, а пост в течение девяти дней месяца Зуль-Хиджа лучше поста в течение десяти дней месяца Мухаррам, в которые желательно поститься».

Достоинства дня Ашура

День Ашура – это тот день, когда Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и погубил фараона и его войско.

Сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:

قَدِمَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ الْمَدِينَةَ فَرَأَى الْيَهُودَ تَصُومُ يَوْمَ عَاشُورَاءَ فَقَالَ مَا هَذَا قَالُوا هَذَا يَوْمٌ صَالِحٌ هَذَا يَوْمٌ نَجَّى اللَّهُ بَنِي إِسْرَائِيلَ مِنْ عَدُوِّهِمْ فَصَامَهُ مُوسَى قَالَ فَأَنَا أَحَقُّ بِمُوسَى مِنْكُمْ فَصَامَهُ وَأَمَرَ بِصِيَامِهِ

«Пророк прибыл в Медину и увидел, что иудеи постятся в день Ашура. Он спросил их: “Что это?”, они ответили: “Это праведный день, в этот день Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и Муса постился этот день”. Тогда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Я более достоин Мусы, чем вы”, затем он постился и велел соблюдать этот пост». (аль-Бухари)

Также сообщается, что Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал:

ما رأيتُ النبي صلى الله عليه وسلم يتحرّى صيام يوم فضله على غيره إلاَّ هذا اليوم يومَ عاشوراء، وهذا الشهر يعني شهر رمضان

«Я не видел, чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) стремился поститься в какой-либо день из-за его превосходства над другими днями, кроме этого дня Ашура, и этого месяца — месяца Рамадан». (аль-Бухари)

Сообщается со слов Абу Катады (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

صيام يوم عاشوراء، إني أحتسب على الله أن يكفر السنة التي قبله

«Поистине, я надеюсь на Аллаха, что пост в день Ашура искупит грехи прошлого года». (Муслим)

Прощение грехов в этот день относится к малым грехам, что касается больших грехов, то они требуют покаяния.

Шейх уль-Ислам Яхьи бин Шараф ан-Навави (631 – 676 гг. х.) пишет в труде «Аль-Маджму» (6/382):

يكفر كل الذنوب الصغائر، وتقديره يغفر ذنوبه كلها إلا الكبائر

«Пост в день Арафа прощает все малые грехи, другими словами, он приносит прощение за все грехи, кроме больших».

Затем он сказал:

 صوم يوم عرفة كفّارة سنتين، ويوم عاشوراء كفارة سنة، وإذا وافق تأمينه تأمين الملائكة غفر له ما تقدم من ذنبه… كل واحد من هذه المذكورات صالح للتكفير، فإن وجد ما يكفره من الصغائر كفَّره، وإن لم يصادف صغيرة ولا كبيرة كتبت به حسنات، ورفعت له به درجات وإن صادف كبيرة أو كبائر ولم يصادف صغائر رجونا أن تخفف من الكبائر

«Пост в день Арафа – это искупление за два года, а день Ашура – искупление за один год, и если человек произнесет “аминь” вместе с ангелами, то его предыдущие грехи будут прощены… Каждый из упомянутых случаев является искуплением. Если человек совершает что-либо, что является искуплением, то он будет прощён, и если у него нет больших и малых грехов, то ему будет записано совершение благого дела, и он возвысится. Если у него имеется один или более тяжких грехов, и нет малых грехов, то мы надеемся, что это облегчит его тяжкий грех».

Какого числа месяца Мухаррам наступает день Ашура?

День Ашура – это десятый день месяца Мухаррам. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел нам соблюдать пост в этот день, а также день до Ашуры или день после Ашуры, девятого или одиннадцатого числа, чтобы не уподобляться иудеям и христианам.

Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) сказал: «Когда Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) постился в день Ашура и велел другим поститься, люди сказали: “О посланник Аллаха, этот день возвеличивают иудеи и христиане”. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

فَإِذَا فإذا كان العام المقبل إن شاء الله صمنا اليوم التاسع

“Когда настанет будущий год, если пожелает Аллах, будем поститься и девятого числа”, но не успел настать следующий год, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) умер». (Муслим)

Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) пишет в труде «Аль-Маджму» (6/383):

وذكر العلماء من أصحابنا وغيرهم في حكمة استحباب صوم تاسوعاء أوجها (أحدها) أن المراد منه مخالفة اليهود في اقتصارهم على العاشر وهو مروي عن ابن عباس وفي حديث رواه الإمام أحمد بن حنبل عن ابن عباس قال » قال رسول الله صلى الله عليه وسلم صوموا يوم عاشوراء وخالفوا اليهود وصوموا قبله يوما وبعده يوما » (الثاني) أن المراد به وصل يوم عاشوراء بصوم كما نهى أن يصوما يوم الجمعة وحده ذكرهما الخطابي وآخرون (الثالث) الاحتياط في صوم العاشر خشية نقص الهلال ووقوع غلط فيكون التاسع في العدد هو العاشر في نفس الأمر

«Учёные нашего и других мазхабов назвали несколько мудрых причин соблюдения поста в девятый день:

1. отличие от иудеев в том, что они ограничиваются десятым числом (день Ашура).

Со слов Ибн Аббаса в хадисе, который передаёт Ахмад ибн Ханбаль, говорится:

“Поститесь в день Ашура и противоречьте иудеям и христианам: поститесь за день до него или на следующий день после него”;

2. связывание дня Ашура с постом в пятничный день[1], относительно которого пришёл запрет, как об этом сказал аль-Хаттаби и другие;

3. осторожность; в день Ашура может получиться так, что луну точно не видели и допустили ошибку, в этом случае девятое число в действительности окажется десятым числом».

Однако нет ничего страшного в том, чтобы поститься только в день Ашура.

Имам Абу Бакр ад-Димьяты аль-Бакри (ум. в 1300 г.х.) в своей книге «И’анату-т-Талибин» (2/301) пишет:

 (لا بأس أن يفرده) أي لا بأس أن يصوم العاشر وحده

«Нет никакой проблемы в том, чтобы поститься только в день Ашура».

 

[1] Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует), сказал:

لا يصومن أحدكم يوم الجمعة الا أن يصوم قبله أو يصوم بعده

«Пусть никто из вас не постится в пятницу, — за исключением того случая, когда он постится также в день перед ней или в день после неё». (аль-Бухари)

Похожие материалы