Дуа меняет предопределение?

Вопрос:

Меняет ли дуа предопределение, связанное с браком и другими вопросами?

Ответ:

Вся хвала Аллаху, мир и благословение нашему Пророку

Дуа (мольба) является узаконенным поклонением, и верующий имеет право просить о том, что он пожелает из благ этого мира и будущей жизни, потому что Всемогущий Аллах сказал: «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне». (Коран, 2:186), а также: «Ваш Господь сказал: “Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными”». (Коран, 40:60)

И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обучил нас тому, как обращаться с мольбой ко Всевышнему Аллаху и проявлять смиренность во время дуа. Также он (да благословит его Аллах и приветствует) научил нас полагаться на Всевышнего во время дуа, сказав: «Ничто не меняет предопределение, кроме дуа, и ничто не продлевает жизнь, кроме благочестия». (Ат-Тирмизи, № 2139)

Следует отметить, что цель этого хадиса состоит в том, чтобы указать на один из величайших видов блага и поклонения — дуа (мольба). Этот хадис не означает, что предвечное предопределение меняется, однако означает то, что мольбы людей, их нужды и абсолютно любое их состояние предопределено в предвечности. Этот хадис является руководством для людей, чтобы они не уставали от поклонения и обращений с мольбами, ибо дуа — это ключ к благам этой и грядущей жизни. Когда раб искренне и смиренно просит Всевышнего Аллаха даровать ему праведную жену, но не знает, каково окончательное решение Аллаха, тем самым он вверяет все свои дела Всевышнему Аллаху.

Аллах указал на это значение в следующем аяте: «Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него — Мать Писания». (Коран, 13:39)

Раб не видит сокровенное и не знает, что предписал ему Всевышний Аллах, но он должен взывать к Аллаху в качестве поклонения и подчинения Его повелению.

Имам, мухаддис ибн Фурак (ум. 406 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) разъяснил это следующим образом:

روي أنه قال صلى الله عليه وسلم: إن القضاء والدعاء يتعالجان، وما روي أنه قال: الصدقة تدفع القضاء المبرم، ومعنى هذه الأخبار كلها على نحو ما ذكرنا، وهو أن يكون السابق في العلم مما يحدث في المستأنف أنه إذا دعا صرف عنه البلاء، وكذلك إذا تصدق، لا أنه يكون المعلوم في الأزل وصول البلاء إليه، ثم إذا حصل الدعاء تغير المعلوم، لأن ذلك يؤدي إلى أن لا يكون ذلك في الأزل معلوماً ولا قضاء، وذلك محال

«Передано, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Предопределение и дуа ведут борьбу против друг друга до Судного дня”. Также он (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Милостыня предотвращает предписанное человеку”. Смысл всех этих хадисов соответствует тому, что мы сказали, а именно то, что Аллах Своим предвечным Знанием ведал, что раб обратится к Нему с мольбой, и таким образом отведет от него беду. То же самое и с милостыней. Но это не понимается так, что в предвечности было предопределено, что его коснется беда, а затем он обратился с мольбой, и предопределение изменилось. Поскольку такое понимание приводит к тому, что это не было известно (Аллаху) в предвечности и не было предопределено, а это абсурд». («Мушкиль аль-хадис ва байанух», 1/312)

Таким образом, верующий взывает к Аллаху, подчиняясь Его повелению, и исцеляется, подчиняясь Ему, и ему за это полагается вознаграждение. Что же касается результата дуа, то это зависит от Всевышнего, и каждый здравомыслящий верующий с опытом замечает воздействие дуа как и воздействие лекарства. Более того, искренние верующие достигают с помощью дуа того, чего невозможно достичь материальными средствами, и это есть щедрость Всевышнего, которую Он дарует, кому пожелает, ведь Аллах — Обладатель великой щедрости.

А Аллах знает лучше.

Источник

Похожие материалы