Духа намаз

Намаз ад-Духа является добровольной молитвой (нафль), время совершения которой начинается утром с момента поднятия солнца на «высоту копья» (примерно через 15–20 минут после восхода) и завершается в обед, перед тем как солнце достигнет зенита. Название намаза происходит от времени, в которое он совершается: духа – это утреннее время.

Достоинство намаза ад-Духа

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует сказал:

مَنْ حَافَظَ عَلَى شُفْعَةِ الضُّحَى غُفِرَ لَهُ ذُنُوبُهُ، وَإِنْ كَانَتْ مِثْلَ زَبَدِ الْبَحْرِ

«Кто будет постоянно читать два ракаата намаза ад-духа, тому простятся грехи, даже если их будет с морскую пену». (Ибн Маджа)

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

لا يحافظ على صلاة الضحى إلآ أواب؛ وقال: هي صلاة الأوابين

«Не беспокоится о сохранении намаза ад-духа никто, кроме часто кающихся!». Также он сказал: «Этот намаз – намаз часто кающихся». (Ибн Хузейма, аль-Хаким)

Также Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передаёт:

أَوْصَانِي خَلِيلِي بِثَلَاثٍ لَا أَدَعُهُنَّ حَتَّى أَمُوتَ : صَوْمِ ثَلَاثَةِ أَيَّامٍ مِنْ كُلِّ شَهْرٍ، وَصَلَاةِ الضُّحَى، وَنَوْمٍ عَلَى وِتْرٍ

«Мой друг [Посланник Аллаха да благословит его Аллах и приветствует] завещал мне выполнять три деяния, и я их не оставлю до смерти: поститься три дня каждый месяц, совершать намаз ад-духа и ложиться спать после совершения витра». (аль-Бухари, Муслим)

От Абу Умамы (да благословит его Аллах и приветствует) передаётся, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ صَلَّى صَلاةَ الصُّبْحِ فِي مَسْجِدِ جَمَاعَةٍ يَثْبُتُ فِيهِ حَتَّى يُصَلِّيَ سُبْحَةَ الضُّحَى، كَانَ كَأَجْرِ حَاجٍّ، أَوْ مُعْتَمِرٍ تَامًّا حَجَّتُهُ وَعُمْرَتُهُ

«Тому, кто совершит с джама’атом утреннюю молитву, затем останется для того, чтобы совершить молитву ад-духа, будет за это дана награда, равная награде паломника, совершившего полный хадж и ‘умру». (ат-Табарани)

Правовое положение (хукм) этого намаза

Намаз ад-Духа, по единогласному мнению факихов, является желательным действием (мустахабб) и по степени совершения относится к деяниям, которые Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) совершал постоянно и редко оставлял (суннат уль-муаккада).

Со слов Абу Зарра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

 يُصْبِحُ عَلَى كُلِّ سُلَامَى مِنْ أَحَدِكُمْ صَدَقَةٌ فَكُلُّ تَسْبِيحَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَحْمِيدَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَهْلِيلَةٍ صَدَقَةٌ وَكُلُّ تَكْبِيرَةٍ صَدَقَةٌ وَأَمْرٌ بِالْمَعْرُوفِ صَدَقَةٌ وَنَهْيٌ عَنْ الْمُنْكَرِ صَدَقَةٌ وَيُجْزِئُ مِنْ ذَلِكَ رَكْعَتَانِ يَرْكَعُهُمَا مِنْ الضُّحَى

«Когда вы просыпаетесь, каждый из ваших суставов должен выплатить милостыню. И каждый тасбих (выражение “Субханаллах”) – это милостыня, каждое восхваление (выражение “Альхамдулиллях”) – это милостыня, каждый тахлиль (выражение “Ля иляха илляллах”) – это милостыня, каждый такбир (выражение “Аллаху Акбар”) – это милостыня, повеление совершать благое – это милостыня, запрет порицаемого – это милостыня, но за всё это засчитается такая же награда, как за два ракаата намаза ад-духа». (Муслим)

Среди учёных имеются разногласия относительно того, что лучше – совершать намаз ад-Духа постоянно или время от времени. Большинство утверждает, что желательно совершать его постоянно, но ханбалиты посчитали, что нет желательности в постоянном совершении намаза ад-духа, так как это, по их утверждению, уподобляет  его  обязательным молитвам.

Правовое положение (хукм) этого намаза в отношении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)

В «Кувейтской энциклопедии фикха» (2/259) говорится:

 اختلف العلماء في وجوب صلاة الضّحى على رسول اللّه مع اتّفاقهم على عدم وجوبها على المسلمين‏.‏ فذهب الجمهور إلى أنّ صلاة الضّحى ليست مفروضةً على رسول اللّه صلى الله عليه وسلم‏.‏ وذكر الشّافعيّة وبعض المالكيّة وبعض الحنابلة أنّ صلاة الضّحى ضمن ما اختصّ به رسول اللّه من الواجبات، وأقلّ الواجب منها عليه ركعتان‏.‏

«Среди учёных возникли разногласия, был ли духа-намаз обязательным для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Однако в том, что он необязателен для остальных мусульман, учёные единогласны. Большинство из них склоняются к мнению, что духа-намаз не был обязательным для Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Шафииты, некоторые маликиты и некоторые ханбалиты сказали, что духа-намаз относится к таким предписаниям, обязательность исполнения которых распространялась только на Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), и тот минимум, который он должен был совершать из него – два рака’ата».

Время наступления и окончание

Время намаза ад-Духа начинается с того момента, когда солнце поднялось на высоту копья, и продолжается почти до полудня. Иными словами, время ад-Духа наступает спустя примерно 20 минут после восхода солнца и заканчивается за пять-десять минут до полудня (то есть до зенита).

Предпочтительно совершать этот намаз ближе к полудню. На желательность совершения намаза ад-Духа ближе к полудню указывает следующий хадис.

Аль-Касим аш-Шайбани передал, что, увидев каких-то людей, которые совершали ад-духа, Зайд ибн Аркам (да будет доволен им Аллах) сказал:

أما لقد علموا أن الصلاة في غير هذه الساعة أفضل ؛ إن رسول الله صلى الله عليه وسلم قال : ” صلاة الأوابين حين ترمض الفصال

«Поистине, они знали, что совершать эту молитву в другой час лучше, ведь Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Время молитвы часто кающихся наступает тогда, когда [земля начинает] обжигать лапы верблюжат” (Муслим)».

Количество ракаатов

Имам Такиюддин аль-Хисни аш-Шафии (752 – 829 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Кифаят уль-Ахьяр» (стр. 155):

أقل الضحى ركعتان وأما أكثرها فالذي ذكره الرافعي في المحرر والشرح الصغير ونقله في الشرح الكبير عن الروياني وأقره أنها اثنتا عشرة ركعة واحتج له بقوله صلى الله عليه وسلم لأبي ذر رضي الله عنه (إن صليت الضحى اثنتي عشرة ركعة بنى الله لك بيتا في الجنة) وقال النووي في شرح المهذب أكثرها ثمان ركعات قاله الأكثرون ورواه الشيخان من حديث أم هانيء وذكر مثله في التحقيق

«Наименьшее количество ракаатов – два, а что касается наибольшего количества, то ар-Рафии упоминает в трудах “Аль-Мухаррар” и “Аш-Шарх ус-Сагыр”, а в книге “аш-Шарх уль-Кабир” передаёт слова ар-Рувьяни “Наибольшее количество ракаатов – двенадцать”, аргументируя это словами Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), сказанными Абу Зарру: А тот, кто совершит её в двенадцать рака’атов, тому Аллах построит дом в Раю“». (хадис передал аль-Байхаки и посчитал его слабым). Ан-Навави сказал в труде «Шарх уль-Мухаззаб», что наибольшее количество ракаатов – восемь, также это сказали большинство учёных и привели хадис аль-Бухари и Муслима со слов Умм Хани[1], и об этом Ан-Навави пишет в своей книге «Ат-Тахкик».

Высказывания шафиитов о наибольшем количестве рака’атов намаза ад-Духа различаются. Имам ан-Навави в труде «Аль-Минхадж» говорит, что наибольшее их количество – двенадцать, а в «Шарх уль-Мухаззаб» он утверждает другое и ссылается на большинство учёных, которые говорят, что наибольшее количество ракаатов – восемь. В книге «Раудату-т-Талибин» он пишет, что лучше совершать восемь рака’атов, а максимальное их количество – двенадцать, и что надо произносить салам между каждыми двумя рака’атами.

Суры, которые желательно читать этом намазе

Имам ар-Рамли (919 – 1004 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Нихаят уль-Мухтадж»:

ويسنُّ أن يقرأ فيهما – ركعتي الضّحى – ‏ الكافرون، والإخلاص وهما أفضل في ذلك من الشّمس، ‏{‏وَالضُّحَى‏}‏ وإن وردتا أيضاً ؛ إذ ‏‏ الإخلاص ‏ تعدل ثلث القرآن، ‏ والكافرون ‏ تعدل ربعه بلا مضاعفة‏.‏

«Желательно читать в двух рак’атах духа намаза суры Аль-Кафирун и Аль-Ихлас. Это лучше, чем чтение сур Аш-Шамс и Ад-Духа, хоть относительно них тоже имеются хадисы, потому что Аль-Ихлас приравнивается к трети Корана, а Аль-Кафирун – к четверти».

 

[1] В хадисе от Умм Хани говорится, что она сказала: «В год открытия Мекки я пришла к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), он находился в верхней части города. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) встал для того, чтобы совершить большое омовение, а Фатима закрывала его (покрывалом). Затем он взял свою одежду и надел её. Затем он совершил молитву ад-Духа в восемь рака’атов». (аль-Бухари и Муслим)

Похожие материалы