Доказательства желательности чтения дуа-кунут в утреннем намазе

Имам Навави пишет в «Минхадже»:

«Дуа-кунут является сунной, когда поднимаешься из руку во втором ракаате утренней молитвы (субх).

Нужно прочитать дуа: «Аллахумма Ахдини фиман хадайт…» Имам должен читать дуа во множественном числе. Правильно и соответствует Сунне сказать салават Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, в конце дуа, и [правильно,] чтобы руки были подняты. Не нужно протирать лицо, и имам должен произносить дуа вслух, а те, кто следует за имамом, говорят: «Амин»».

Имам Ахмад ибн Накиб аль-Мисри пишет в «Умдату-с-салик»:
«Когда произносится дуа-кунут в утреннем намазе, то желательно (суннат) поднять руки после вставания из руку во втором ракаате.

Также желательно добавить: «И нет величия в том, с кем Ты враждуешь (ля иззу ман адайта)». Если человек является имамом, то ему желательно произносить всё во множественном числе, например, вместо «ихдини» (т. е. «наставь меня»), произносить «ихдина» («наставь нас») и т. д. К основному дуа можно добавлять различные дополнительные молитвы, аяты из Корана, например, последние аяты из суры Аль-Бакара. После всего этого нужно произнести салават Пророку, да благословит его Аллах и приветствует. Также желательно на протяжении всего дуа стоять подняв руки. После дуа не нужно протирать лицо или класть руки на грудь. Имам произносит дуа вслух. А те, кто следует за ним, говорят: «Амин». Если имам не читает вслух, то нужно произносить дуа самостоятельно. Когда молящийся произносит дуа самостоятельно, то он делает его для себя (т. е. в единственном числе)».

Это является сильным мнением шафиитского мазхаба. Далее мы приведём доказательства этой точки зрения, которые могут быть полезными студентам, изучающим этот мазхаб.


Доказательство первое:

Имам ад-Даракутни сообщает в «Сунан» следующий хадис:
«Абу Джафар ар-Рази [передаёт] от ар-Рабиа ибн Анаса [а тот – ] от Анаса ибн Малика что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не переставал совершать дуа-кунут в фаджре, пока не покинул мир».

В другом риваяте, который доходит до Абу Джафара ар-Рази, сказано:
«От Анаса ибн Малика, который сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа-кунут в течение месяца против врагов, а затем оставил это, но что касается утренней молитвы, то он не оставлял дуа-кунут вплоть до своей смерти» [имам ад-Даракутни комментирует: «Это слова Абу Бакра ан-Нейсабури»].

В другом сообщении от ар-Рабиа ибн Анаса сказано:
«Мы сидели рядом с Анасом [ибн Маликом], и при нём сказали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа-кунут только месяц. Тогда он ответил: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, никогда не прекращал совершать дуа-кунут в утренней молитве, пока не ушёл из мира».

Это сообщение приводит имам Ахмад в своем «Муснаде», и аль-Хайтами прокомментировал его: «Все передатчики достойны доверия». Также [пишут] Абдурразак в своем «Муснаде», «Хильят аль-Авлиях» (9:57), аль-Байхаки в «Аль-Кубра», аль-Хаким в «Аль-Мустадрак», который добавил после этого хадиса: «Достоверный – согласно мнению аль-Бухари», – и аз-Захаби согласился с ним.

Есть разночтения в этой цепочке касательно Абу Джафара ар-Рази, который передавал от ар-Рабиа ибн Анаса, поскольку некоторые учёные считают слабым передатчика Абу Джафара ар-Рази. Аль-Хафиз Ибн Хаджар в «Талхис аль-Хабир» пишет: 
«Абдулла ибн Ахмад передает от своего отца: «Он не силён». Ибн Аби Марьям передает от Ибн Маина: «Он достойный доверия (сика), хотя и допускал ошибки». Ад-Даври сказал: «Достойный доверия, кроме того, что передавал от аль-Мугирах». Ас-Саджи сказал: «Честный, но нет согласия о его достоверности». Абдулла ибн Али ибн аль-Мадани передаёт от своего отца, что тот сказал про него, что он был похож на Мусу ибн Абайдах, который подтасовывал то, что передаёт от аль-Мугирах. Мухаммад ибн Усман ибн Аби Шейбах передаёт от Али ибн Аль-Мадани, который сказал: «Достойный доверия (сика)». Я говорю: «Мухаммад ибн Усман слаб, и риваят от Абдуллы сильнее, чем от его отца». Абу Зура`а сказал: «Много ошибок». Амру ибн Али сказал: «Садук (честный), есть ошибки в памяти, и многие считали его достойным доверия (сика)»».

Хафиз Ибн Хаджар продолжает:
«И мы нашли в подтверждение этому риваят:
Передают от аль-Хасана ибн Суфьяна от Джафара ибн Михрана от Абдуль-Вариса от Амру от аль-Хасана от Анаса, который сказал: «Я молился вместе с Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и он не переставал читать дуа-кунут в утреннем намазе вплоть до того, как покинул этот мир. Я также молился за Абу Бакром, и он поступал так же, и за Умаром, и он поступал так же».

Ибн Хаджар продолжает, что некоторые считают, что это достоверный хадис, но сам он так не считает, ибо Амру – из лидеров кадаритов, т. е. это Амру ибн Убайд, и этот хадис не является доводом»
[Конец слов Ибн Хаджара].

Перед тем, как перейдём к сообщению, которое подтверждает этот риваят, мы должны исследовать изначальный риваят от Абу Джафара ар-Рази от Ар-Рабиа ибн Анаса. В «Тахзиб ат-Тахзиб» можно найти много похвалы в адрес Абу Джафара ар-Рази.

Вот, например, другие слова Ахмада в его адрес: «Хорош в хадисе». Исхак ибн Мансур передает от Ибн Маина, что тот сказал: «Он был достойным доверия (сика), и он умер, когда шёл из Хорасана через ар-Ра`и». Ибн Аммар аль-Мавсули оценил его как «достойного доверия» (сика) безо всякой критики. Абу Хатим сказал: «Достойный доверия (сика), честный (судук), хорош в хадисе». Ибн Аби сказал о нём: «От него существуют хорошие сообщения. Учёные передают от него. Большая часть его сообщений доказана (мустакима), надеюсь, с ним нет ничего плохого». Ибн Саад посчитал его достойным доверия. Аль-Хаким имел такое же мнение. Ибн Абдуль-Барр сказал о нём: «Согласно мнению учёных, он достойный доверия (сика) и знаток толкования Корана» 
[Конец цитаты из «Тахзиб ат-Тахзиб»].

Ибн Хаджар сказал о нем в «Такриб»: «Честен (судук), есть ошибки в памяти, особенно от аль-Мугирах». 
Аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Хайтами посчитали, что этот хадис достоверный. Ясно, что поздние учёные посчитали, что у него не было много ошибок. Те ошибки, которые он всё-таки допускал, были только в передачах от аль-Мугирах, а не от Анаса.

Что касается сообщения, которое подтверждает этот хадис, то ученые не берут от Амру ибн Абида, поскольку он замечен в «новшестве», ведь он был мутазилитом-кадаритом. И есть единство в том, что ему нельзя верить, как это подтвердил аль-Арнаут в примечаниях к «Такриб».

Есть также ещё одна цепочка этого сообщения, которую приводит аль-Байхаки в «Сунан». В этом иснаде есть Исмаил ибн Муслим аль-Макки. Имам аль-Байхаки сказал: «Этот риваят также передают через Исмаила ибн Муслима аль-Макки и Амру ибн Абида от аль-Хасана от Асана, но мы не берем от Исмаила и Амру ибн Абида». Но надо знать, что Исмаил не так слаб, как Амру ибн Абид, согласно Абу Хатиму. Ибн Хаджар приводит Тахзию: «Абу Хатим сказал: «Я спросил своего отца, похож ли он на Амру ибн Абида». Он ответил: «Они оба слабые, однако Исмаил слаб в хадисе, но его сообщения не отвергаются, записывай их».


Доказательство второе:

Бухари передаёт в «Сахих» (а также ан-Насаи, Ибн Маджа, аль-Байхаки и другие от Ибн Умара), что он слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, делал дуа после вставания из руку против лицемеров. Затем был ниспослан аят:

«И не тебе принадлежит это дело, Аллах решает наказывать их или проявлять милость, поистине, они несправедливы».

Те, кто считает, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил дуа-кунут, считают, что это доказательство того, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перестал совершать дуа-кунут. Но шафииты считают, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, оставил дуа против лицемеров  и мушриков, но не само дуа-кунут. Следовательно, это сообщение доказывает желательность дуа-кунут в утреннем намазе.


Доказательство третье:

Похожий риваят передаёт сподвижник Хуфаф ибн Аяма. Ахмад, ат-Тахави, аль-Бухаки и другие приводят этот хадис.


Доказательство четвертое:

Мухаммад ибн Наср в «Мухтасар Киям ал-Лейл ва ар-Рамадан» (1\135) передаёт следующее сообщение:
«Мухаммад ибн Рафии [передаёт] от Абдур-Разака от Ибн Джурая от Мухаммада ибн Али, который слышал от Ибн Аббаса, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, читал дуа-кунут в утреннем намазе и в витре».

Имам аль-Байхаки передает в «Сунан» от Ибн Аббаса и Мухаммада ибн Ади аль-Ханафия (сын Али ибн Аби Талиба) через Ибн Джурая через Абдуррахмана ибн Хурмуза через Барида ибн Марьям, что он слышал, как Ибн Аббас и Мухаммад ибн Ади ибн аль-Ханафия Хауф сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа-кунут в утренней молитве и в витре». Аль-Байхаки сказал, что хадис достоверный.

Этот хадис также приводится в «Мусаннаф» Абдур-Раззака. Ещё его приводит Ибн Хаджар в своем «Талхысе».


Доказательство пятое:

Бара ибн Азиб передаёт следующее:
«Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, совершал дуа-кунут в утренней молитве и в аль-магриб».

Также имам аль-Хазими аль-Хамдани аш-Шафии передаёт в «Аль-Итибар фи насих валь мансух» (это работа, в которой рассматриваются отменённые и отменяющие хадисы) следующий иснад:
«Сулейман ибн Ахмад от Якуба ибн Исхака аль-Махрами от Али ибн Бахра ибн Барии от Мухаммада ибн Анаса от Мутаррифа ибн Тарифа от Абиль Джахма от аль-Бара`а ибн Азиба, который сказал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, не делал намаз, не читая в нём дуа-кунут».

Хазими сообщает, что Сулейман, т. е. ат-Табари, сказал: «Только Мухаммад ибн Анас передавал от Мутаррифа». Издатель, шейх Ахмад Тантави Джавхари Мусадда, пишет, что эта цепочка – «хасан», в примечаниях к работе Хазими. Шейх также приводит ещё один риваят от ад-Даракутни в главе «Описание кунут» в «Сунане» и приводит слова Хайсами: «Передают ат-Табари и аль-Асват, и все передатчики достойны доверия».


Сообщения от праведных халифов

Хафиз ибн Хаджар в «Талхыс аль-Хабир» передаёт следующее сообщение: «От аль-Аввам ибн Хамза, который сказал: «Я спросил Абу Усмана про дуа-кунут в утреннем намазе. Он сказал: «[Делай] после руку». Я спросил: «А кто так делал?» Он ответил: «Абу Бакр, Умар и Усман» (Передаёт аль-Байхаки в «Сунан аль-Кубра», 2\202).
Передают от Катада от аль-Хасана от Аби Рафии, что Умар совершал дуа-кунут в утренней молитве (там же, 2\208).

Передают от Хаммада от Ибрахима аль-Асвада, который сказал: «Я совершал за Умаром намаз и в пути, и не в пути, и дуа-кунут он читал только в фаджре» (там же).

Также передают достоверное сообщение от Абдуллы ибн Мукила ибн Мукрина, который сказал: «Али читал дуа-кунут в фаджре». Это также приводит имам Шафии (см. «Марифату ссунан ва аль-асар», 968-969).

Как мы видим, основное доказательство на чтение дуа-кунут в фаджре, которое приводят имамы шафиитов, – это Сунна Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. 

 

Похожие материалы