Фетва имама аль-Ираки о посещении могил праведников

مسألة: سئلت عمن يزور الصالحين من الموتى فيقول عند قبر الواحد منهم: (يا سيدي فلان أنا مستجير بك ، أو متوسل بك أن يحصل لي كذا وكذا، أو أطلب منك أن يحصل لي كذا وكذا) ، أو يقول: (يا رب أسألك بمنزلة هذا الرجل أو بسره أو بعمله أن يفعل لي كذا وكذا)، هل هذه العبارات حسنة أو غير حسنة، أو بعضها حسن وبعضها قبيح؟ وما كانت السلف تقول عند زيارة قبور الصالحين؟

У имама, хафиза Абу Зурра Валиюддина аль-Ираки[1] (762–826 гг. х.) спросили о тех, кто посещает могилы праведников и говорит у могилы одного из них: «О мой господин, я прошу у тебя защиты», или: «Ты — моё средство достижения того-то», или: «Я прошу у тебя, чтобы со мной случилось то-то», или: «О Господь, прошу тебя посредством положения этого человека (его святости или его благих дел), чтобы мне было сделано то-то и то-то», являются ли эти выражения хорошими или плохими. Или, возможно, некоторые из них хорошие, а другие плохие? Что говорили праведные предшественники, посещая могилы праведников?…».

فأجبت: زيارة الرجال للقبور مندوب إليها، فقبور الصالحين أكد في الاستحباب، وينبغي الدعاء عندها، لأن لتلك البقعة فضلا وشرف بوجود ذلك الصالح فيها، والدعاء في البقاع الشريفة أقرب إلى الإجابة، وقد اشتهر عند أهل بغداد إجابة الدعاء عند قبر معروف الكرخي، وأنه الترياق المجرب، واشتهر ذلك في قبور كثير من الصالحين، وأيضا فإن الداعي عقب عبادة، وهي زيارته ذلك القبر، وعقب قراءة إن كان قد قرأ شيئا من القرآن كما هو الغالب، وذلك أقرب إلى الإجابة، ولا امتناع في التوسل بالصالحين، فإنه ورد التوسل بالنبي وبصلحاء أمته حظ مما لم يعد من خصائصه، لمنحة الله لمن شاء منهم، وهي برکته نمت عليهم، وقد توسل عمر بالعباس رضي الله تعالى عنهما، ولا يمنع من ذلك موت ذلك الصالح، لأن الموت إنها طرأ على الجسد، وأما الروح فحية، وقد ورد ما يدل على اتصالها به في بعض الأحيان كيف يشاؤه الله تعالى). وأما قوله: (أنا أطلب منك أن يحصل لي كذا وكذا) فأمر منکر ، فالطلب إنما هو من الله تعالى، والتوسل إليه بالأعمال الصالحة أو بأصحابها أحياء وأمواتا لا ينكر، فإن المنح الإلهية لم تنقطع عن الأولياء بموتهم، والذي كانت السلف تقوله عند زيارة القبور ما علمهم إياه رسول الله ، وهو: «سلام علیکم دار قوم مؤمنين…» إلى أخره، ولا بأس بالدعاء بغير ذلك.

Имам Абу Зурра аль-Ираки ответил: «Посещение могил мужчинами желательно, а посещение могил праведников ещё желательнее, и у их могил надлежит взывать к Аллаху с мольбой, потому что такое место обладает достоинством и почётом из-за захоронения там праведника, а ответ на мольбу, с которой человек воззвал к Аллаху в почётном месте, более вероятен. Среди жителей Багдада было широко известно, что на мольбу у могилы Маруфа аль-Кархи даётся ответ и что его могила — проверенное средство. Это относилось и к могилам многих других праведников. Стоит добавить, что тот, кто возносит мольбу в таких местах, должен сделать это после поклонения, а именно — посещения могилы и чтения Корана, если он прочитал его так, как это обычно и происходит; и это даёт большую вероятность получения ответа.

Нет запрета на тавассуль через праведников, ведь тавассуль передаётся через Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и праведников, и это не является особенностью Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), так как Аллах дарует это, кому пожелает, но это его благодать, перешедшая к ним. Умар делал тавассуль через Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах), и смерть праведника не является препятствием для тавассуля, потому что смерть коснулась лишь тела, однако душа жива, и в преданиях говорится о возможности периодического воссоединения души с телом после смерти, если того пожелает Аллах.

Что касается его слов: «Я прошу у тебя, чтобы у меня произошло то-то», — то это порицаемо, потому что просят лишь у Всевышнего Аллаха. Тавассуль посредством благих дел или тех, кто их совершал, не порицается, ведь божественные дары Аллаха своим приближенным рабам не прерываются с их смертью. Праведные предшественники, посещая могилы, говорили то, чему их обучил Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Мир вам, обитель верующих людей…», — и так далее, но можно прочитать и другое дуа…». («Фатава аль-Ираки», с. 166)

 

[1] Имам, хафиз Абу Зурра Валиюддин Ахмад ибн Абдурахим аль-Ираки – шафиитский учёный, хадисовед, специалист по усулю, сын известного хафиза Абдурахима аль-Ираки.

Похожие материалы