Хукм сокрытия лица и кистей рук в шафиитском мазхабе

Говорит шейх Мухаммад Адиб аль-Кялькаль аш-Шафии, да хранит его Всевышний Аллах, в книге «Хукмуль ислам фи нназари валь аура» (стр. 30):

«Согласно мнению шафиитов, при рассмотрении вопроса об обнажении женщиной лица и кистей рук следует рассмотреть три возможных ситуации:

1. При взгляде на эти обнаженные лицо и кисти рук существует серьезная опасность впадения в смуту, которая может привести к недозволенной половой связи или к желанию уединиться с посторонней женщиной. В таком случае и взгляд, и обнажение указанных частей тела является абсолютно запретным согласно единодушному мнению исламских ученых, как указал на это имам аш-Шафии, да будет доволен им Всевышний Аллах.

2. При взгляде на открытые лицо и кисти рук мужчина испытывает сексуальное наслаждение, которое, впрочем, не настолько сильно, чтобы ввергнуть человека в смуту. Однако и в этом случае на женщине лежит обязанность сокрытия лица и рук от кончиков пальцев и до самого запястья, как с внешней, так и внутренней стороны.

3. При взгляде на указанные части тела мужчина не испытывает полового влечения, равным образом не существует ни малейшей опасности впадения в смуту. Относительно такой ситуации шафииты высказывают следующих два мнения:

Первое мнение: Согласно верному мнению, не дозволяется смотреть на обнаженные лицо и кисти рук женщины в любом случае, даже когда мужчина не опасается смуты и не испытывает сексуального наслаждения во время обращения взгляда. Данное мнение высказали следующие шафиитские ученые:

ан-Навави в книге «аль-Минхадж»;

аль-Истахри;

Абу Али ат-Табари;

Абу Мухаммад;

Абу Исхак аш-Ширази;

ар-Ривьяни;

И имам аль-Джувайни, да будет доволен им Всевышний Аллах, подтверждая истинность сей позиции, ссылается на согласие исламских шейхов относительно того, что женщинам не дозволяется покидать свои дома, обнажив лица свои. Также взгляд на женское лицо способствует возникновению полового влечения и сопряжен с возможностью впадения в смуту, которое может привести к прелюбодеянию. Ведь сказал Всевышний Аллах: «Скажи (о, Пророк) верующим, дабы потупляли они очи свои» (сура ан-Нур, 30-ый аят)

Кроме того, стремление предотвратить пагубные последствия, а также отстранение от детального рассмотрения сих состояний (т.е. со страстью ли смотрят или без нее), как в случае уединения с посторонней женщиной (что есть «харам» в любом случае), более соответствует заложенным в Шариате высшим принципам нравственности и справедливости

Имам Такиюддин ас-Субки, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал:

«То что лицо женщины и кисти рук её являются «ауратом», с точки зрения взгляда на них (со стороны постороннего мужчины), но не с точки зрения условий действительности намаза, более всего соответствует правилам фикха, разработанным шафиитскими учеными».

Второе мнение: Данная позиция состоит в дозволенности взгляда на лицо и кисти рук, а также в дозволенности обнажения их перед посторонним мужчиной при условии отсутствия полового влечения и опасности впадения в смуту. Сказал Всевышний Аллах в суре «ан-Нур» (31-ый аят):

«И пусть не показывают они (женщины) свои красоты, кроме того, что явлено из них».

По мнению толкователей Корана, под словами Аллаха Таала «кроме того, что явлено из них» следует понимать дозволенность открытия лица и кистей рук. Данное мнение о дозволенности их обнажения имамы ан-Навави и ар-Рафии, да будет доволен ими обоими Всевышний Аллах, отнесли к большинству шафиитских шейхов. Сказано в книге «аль-Мугиммат»:

«Это мнение — истина в виду того, что большинство шейхов разделяет его…»

Имам аль-Булькыни, да будет доволен им Всевышний Аллах, сказал:

«Предпочтение одного мнения перед другим зависит от силы довода из Корана и Сунны по степени явности указания на «хукм». Поэтому, если будешь исходить из слов Всевышнего Аллаха: «Скажи (о, Пророк) верующим, дабы потупляли они очи свои» (сура ан-Нур, 30-ый аят), а также из шариатского принципа предотвращения дурных последствий (садду ззараиа), придешь к предпочтению мнения о запретности обнажения лица и кистей рук. Если же будешь исходить из слов Всевышнего Аллаха: «И пусть не показывают они (женщины) свои красоты, кроме того, что явлено из них» (сура «ан-Нур», 31-ый аят), придешь к предпочтению мнения о дозволенности обнажения сих частей тела. Однако «фетва» мазхаба Шафии основывается на том, что говорит имам ан-Навави в книге «аль-Минхадж»».

То есть первое мнение, указывающее на недозволенность обнажения лица при любых обстоятельствах, есть самое предпочтительное мнение в шафиитском мазхабе».

Здесь кончаются слова из книги «Хукмуль ислам фи нназари валь аура».

В конце следует сказать, что, хотя «фетва» в шафиитском мазхабе состоит в запретности взгляда на лицо и кисти рук, а также обнажения их при любых обстоятельствах, шафииту разрешено следовать второму мнению, состоящему в дозволенности открытия сих частей тела при обязательном условии отсутствия полового влечения и опасности впадения в смуту. Все это вследствие необходимости, состоящей в том, что большинство женщин сегодня выходит из дома на улицу и в общественные места.

По этому вопросу имам Ибрахим аль-Байджури, да будет доволен им Всевышний Аллах, в «аль-Хашия» (том 1, стр. 181) говорит:

«Дозволяется следование второму мнению особенно в наше время, когда многие-многие женщины выходят из дому на улицу и рынки».

Похожие материалы