О понимании рабства в Исламе

В связи с тем, что сегодня некоторые так называемые «шейхи», лишенные как глубокого понимания, так и, собственно, знания фикха, стали искажать незыблемые положения Ислама (в том числе и институт рабства, законность которого установлена Всевышним Аллахом), хочу привести замечательные слова по этой теме от ханафитского ученого Ашика аль-Барни (да смилуется над ним Аллах), который с поразительной глубиной раскрывает мудрость этого установления. На странице 350 своей книги «ат-Тасхилю ддарури» этот учёный пишет следующее:

Вопрос:

Каким образом [согласно Исламу] свободный мужчина становится невольником, а свободная женщина – невольницей?

Ответ:

[Согласно Исламу] джихад действителен вплоть до Судного дня. Когда верующие мусульмане ведут джихад против неверных и берут их в плен, правителю мусульман дозволено обратить этих пленных в рабство, т. е. сделать из свободных мужчин и женщин невольников и невольниц. И, если правитель принял такое решение в отношении пленных, разделив их потом среди заслуживающих военную добычу мусульман, эти люди становятся их собственностью.

Вопрос:

Известно, что враги Ислама считают обращение свободных людей в рабство недействительным, заявляя, что в этом есть покушение на права и свободу человека. Что можно возразить им на это?

Ответ:

Это их возражение содержит явную ошибку и несправедливость. Ведь если те неверные, которых мусульмане захватили в плен во время джихада будут отпущены на свободу и возвращены в «даруль харб», то они снова будут проявлять суровость в отношении Ислама (и мусульман), а также, находясь вдали от мусульман, будут далеки от наставления на прямой путь, с которым был ниспослан Коран. Если же имам заточит их в тюрьму, то это приведет к материальному убытку, так как деньги на их содержание должны будут выделяться из государственной казны. Поэтому самым подходящим и правильным действием в таком случае будет распределение пленных среди мусульман, имеющих право на взятие военной добычи.

Пленные эти станут слугами для своих господ, то есть каждый невольник будет работать на своего господина, но при этом есть и пить в его доме подобно членам его семьи и не будет для хозяина своего бременем, следовательно, в этом есть несомненная польза как для одного (господин), так и другого (раб) в том, что касается ближней жизни.

Что же касается пользы, связанной с религией (или с уделом человека в будущей жизни), то невольник, живущий в одном из мусульманских домов, несомненно увидит воочию как мусульмане совершают свои молитвы, поминают Всевышнего Аллаха, держат посты; услышит чтение Корана, а также будет иметь возможность созерцать благой нрав верующих. Все это может оказать на него свое благотворное влияние, что приведёт его в итоге к принятию Ислама и отведёт от него вечное наказание в будущей жизни. И в этом, без сомнения, величайшее благо для него.

Ведь страницы истории изобилуют примерами принявших Ислам невольниками и невольницами, которые превзошли потом многих мусульман в том, что касается познаний в шариатских науках и благочестия. Также известно, что обращение пленных в рабство не является единственной обязательной альтернативой, ибо правитель правоверных имеет право выбора между обращением в рабство и другими вариантами, о которых говорится в разделе фикха в «ас-Сияр». Известно также, что пречистый Шариат поощряет предоставление свободы рабам, в частности, повелевая освобождать рабов в различных видах «каффарата» и узаконив различные способы, приводящие к свободе невольника (такие как «ат-тадбиир» или «аль-мукатабат»)».

Конец слов шейха Ашика Иляхи аль-Барни ал-Ханафи, да будет доволен им Всевышний Аллах.

Итак, из всего вышесказанного можно вынести мудрость и поучение:

1. Поверхностность многих т. н. современных шейхов, которые, не имея ни понимания, ни прозрения, ни знания фикха, отрицают законные, правильные и мудрые вещи в Исламе. Всё это делается ими для того, чтоб подогнать те или иные положения в Исламе под «слишком человеческие» ценности, закрепленные в различных джахилийских конвенциях и резолюциях.

2. Хотя невольник имеет меньше прав по сравнению со свободным мусульманином, по Шариату запрещается держать его в «черном теле», напротив, хорошее отношение, а также обеспечение раба всем необходимым из еды, питья и одежды является обязанностью господина.

3. Институт рабства в Исламе заключает в себе материальную пользу как для хозяина, так и для его раба, обеспечивая последнему справедливое к нему отношение, как было упомянуто выше;

4. Будучи рабом у мусульманина, человек имеет большие шансы уверовать в истинность Ислама и обрести по милости Всевышнего Аллаха спасение в будущей жизни. Поэтому при таком раскладе лучше быть рабом у мусульманина, который будет кормить и поить тебя, и получить реальную возможность спасти себя от вечного наказания, чем прожить всю жизнь по своей глупой воле, пользуясь т.н. свободами, которые на поверку получаются и вовсе не свободы, но одно рабство, будь-то изнурительный и бесправный труд на фабрике у работодателя-капиталиста или подчинение своего мозга различной «грязи» в виде заблудших идей и куфра.

Похожие материалы