Вопрос: Может ли ребенок, например, шестилетний, руководить молитвой?
Ответ:
Не разрешается совершать ни обязательную, ни желательную молитву за ребенком (т. е. за любым несовершеннолетним).
Дети не являются мукалляфами (т. е. соблюдение Шариата для них необязательно, поэтому все молитвы, которые они совершают, считаются нафиль – добровольными). А так как тот, кто собирается выполнить обязательную молитву, не может совершать её за тем, кто совершает желательную, то молитва взрослого за ребенком, подобно молитве за взрослым, который совершает желательную молитву, не будет действительна.
Другие мазхабы дозволяют такую молитву, опираясь на хадис Амра ибн Салама в «Сахих аль-Бухари». Когда Амр ибн Салам был еще мальчиком, его племя только что приняло Ислам, и им сказали, что руководить молитвой должен тот, кто лучше всего знает Коран. Когда они вернулись в свое племя, то обнаружили, что Амр в свои шесть лет знал почти весь Коран наизусть. После этого он был у них имамом.
Ханафиты не сомневаются в достоверности этого хадиса, однако не считают этот хадис доказательством, потому что от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, не было явного разрешения ребенку быть имамом. Это было иджтихадом племени, действием ребенка и тех, кто только что принял Ислам. Также ни один великий сподвижник, такой, как Абу Бакр или Умар, разыАллаху анхума, не говорил, что ребенок может быть имамом.
Также есть высказывание Ибн Аббаса, которое можно найти у Абдурразака, Ибн Аби Шейба и аль-Байхаки: «Мальчик не может быть имамом, пока у него не произойдет поллюция». А это один из явных признаков совершеннолетия.
Однако если взрослый человек когда-либо совершал молитву за ребенком, то он не обязан ее восполнять, поскольку в этом вопросе существует расхождение между мазхабами Ахлю-с-Сунна.
Также есть мнение, что ребенок может руководить намазом таравих в месяц Рамадан, но это слабое мнение в ханафитском мазхабе. Если человек обнаружит, что в некой мечети ребенок является имамом в таравих-намазе, потому что он хафиз Корана, нужно проявлять мягкость в этом вопросе.
Аллах знает лучше. Пусть Аллах сделает наших детей имамами и праведниками в будущем.
[Ибн Нуджаян, Бахр ар-Ракаик, Табиян аль-Хакаик]
Проверено Фаразом Раббани.