Вопрос: Можно ли принимать пищу во время азана? Когда наступает время начала поста?
Ответ:
Одним из условий поста является воздержание от всего, что нарушает пост на протяжении времени от рассвета до захода солнца.
Все ученые единогласны в том, что пост начинается с началом второго рассвета или, как его еще называют, «правдивого рассвета». Как правило, это время, когда муаззин оглашает азан с призывом на утреннюю намаз.
С момента начала звучания азана человек становится постящимся, а значит, ему запрещено употреблять пищу, пить воду и совершать другие действия, нарушающие пост. Эта практика, которой следовали Имамы Абу Ханифа, Аш-Шафии, Малик, Ахмад ибн Ханбаль, а также крупные ученые из числа сподвижников, табиинов и тех, кто были после них.
وبه قال عمر بن الخطاب ، وابن عباس وعلماء الأمصار. قال وبه نقول.
Ибн Мунзир в этом отношении отметил: «Данного мнения придерживались Умар Ибн Аль-Хаттаб, Ибн Аббас и ученые всех стран. Этого мнения придерживаемся и мы».
Доводом для этого мнения служит хадис, который приводят Имамы Бухари и Муслим (№ 1090) в своих сборниках «Сахих» от Адийи ибн Хатима (да будет им доволен Аллах), который сказал: «Когда был ниспослан аят
وَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمُ الْخَيْطُ الأَبْيَضُ مِنَ الْخَيْطِ الأَسْوَدِ مِنَ الْفَجْرِ
«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нить рассвета от черной», я сказал: «О Посланник Аллаха, я кладу себе под подушку белую и черную веревки, [используя] которые, я отличаю ночь ото дня». Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «У тебя широкая подушка! Здесь имеется ввиду темнота ночи и белизна рассвета».
Как мы видим, этот сподвижник понял слова Всевышнего Аллаха буквально и пытался узнать о начале рассвета с помощью ниток, которые держал у себя под подушкой, но когда он обратился к Пророку (мир ему и благословение Аллаха), то ему было разъяснено, что здесь речь идет о тонкой белой полоске, которая появляется на небе, свидетельствующая о наступлении рассвета.
В другом хадисе, который также приводят Бухари (№ 7427) и Муслим, передано от Абдуллаха ибн Мас’уда (да будет доволен им Аллах), что [однажды] Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Призыв к молитве, произносимый Билялом ночью, ни в коем случае не должен мешать вам есть перед рассветом, ибо он произносит слова азана, чтобы отвлечь бодрствующих из вас и разбудить спящих, а не для того, чтобы сообщить о наступлении [времени] утренней молитвы».
Из данного хадиса мы извлекаем несколько важных вещей.
Первое: во время Пророка (мир ему и благословение Аллаха) в месяце Рамадан было два азана: первый азан, произносимый Билялом, имел целью разбудить спящих людей на предрассветный завтрак (сухур), а второй азан, произносимый Ибн Умм Мактумом, свидетельствовал о наступлении рассвета и времени утренней молитвы.
Второе: во время первого азана разрешено есть и пить, потому что его цель – указать на то, что уже пора принимать пищу. То есть тот, кто спал, должен проснуться, а тот, кто поклонялся, должен отвлечься, чтобы поесть.
В другом хадисе, который приводят Ибн Хузейма (№ 356), Ад-Даракутни и др., передано от Ибн Аббаса (да будет ими доволен Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
«Рассвет бывает двух видов: рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу и разрешено совершать [утреннюю] молитву, и рассвет, который означает, что еще нельзя совершать [утреннюю] молитву, но разрешается принимать пищу».
الْفَجْرُ فَجْرَانِ : فَجْرٌ يَحْرُمُ فِيهِ الطَّعَامُ وَتَحِلُّ فِيهِ الصَّلاةُ ، وَفَجْرٌ تَحْرُمُ فِيهِ الصَّلاةُ وَيَحِلُّ فِيهِ الطَّعَامُ
Также Бухари (№ 2656) и Муслим (№ 1092) приводят хадис от Ибн Умара (да будет доволен ими Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, Билял произносит азан ночью, поэтому [продолжайте] есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум, а он призывает когда наступает рассвет».
Также Бухари и Муслим приводят и другой хадис со слов Ибн Умара (да будет доволен им Аллах), в котором сообщается, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Билял провозглашает азан ночью, поэтому продолжайте есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум. Он же был слепым и не начинал призывать к молитве, пока ему не говорили: Светает, светает!».
Также Имам Ан-Насаи (№ 639) приводит хадис со слов Анисы бинт Хубайба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Когда призыв начнёт произносить Ибн Умм Мактум, вы не ешьте и не пейте, но вы можете принимать пищу, когда призыв возглашает Билял».
Все эти хадисы являются достоверными и ясно указывают на то, что когда начинается призыв на утреннюю молитву, следует воздержаться от приема пищи и всего того, что нарушает пост. Поэтому когда постящийся услышит азан, ему категорически запрещено есть, а если во рту у него остались остатки пищи или вода, он обязан выплюнуть их.
Значит, относительно второй части вопроса «Можно ли употреблять пищу во время азана?», можно сказать, что это запрещено, так как противоречит как всем достоверным и ясным хадисам, которые мы привели выше, так и единогласному мнению учёных (иджма). Обратное является отклоненным мнением (шазз).
Как правило, сторонники отклоненного мнения ссылаются на хадис, который приводит Абу Давуд со слов Абу Хурайры (да будет им доволен Аллах), в котором сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв (азан) с посудой в руках, пусть не ставит ее назад, пока не удовлетворит свою нужду».
Возникает вопрос о существовании двух совершенно противоположных мнений: в хадисах от Бухари и Муслима Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ясно говорил, что с началом второго азана, который свидетельствует о начале рассвета, мусульмане должны воздержаться от пищи, а в хадисе от Абу Давуда как бы сказано обратное. Имам Аль-Байхаки, разъясняя хадис от Абу Давуда, сказал: «Все ученые разъясняют данный хадис, если считать его достоверным, следующим образом: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) знал, что муаззин провозглашает азан до утреннего рассвета, а этот человек, [в чьей руке находилась посуда], выпьет до наступления рассвета, чтобы тем самым соответствовать хадису, который передает Айша и Ибн Умар, да будет доволен ими Аллах. Данное понимание согласует [противоположные по смыслу] хадисы».
وَهَذَا إِنْ صَحَّ فَهُوَ مَحْمُولٌ عِنْدَ عَوَامِّ أَهْلِ الْعِلْمِ عَلَى أَنَّهُ -صلى الله عليه وسلم- عَلِمَ أَنَّ الْمُنَادِىَ كَانَ يُنَادِى قَبْلَ طُلُوعِ الْفَجْرِ بِحَيْثُ يَقَعُ شُرْبُهُ قُبَيْلَ طُلُوعِ الْفَجْرِ، لِيَكُونَ مُوَافِقًا لِحديث عائشة وابن عمر – رضي الله عنهم- قال : وعلى هذا تتفق الأخبار.
Имам Аль-Байхаки высказал мнение, которое было известно и до него, а также подтверждено учеными прошлого. Согласно достоверным хадисам, которые мы привели ранее, становится ясно, что нельзя принимать или доедать пищу во время азана, возвещающего о наступлении рассвета.
Ранее мы приводили хадис о том, что рассвет бывает двух видов: «Рассвет бывает двух видов: рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу и разрешено совершать [утреннюю] молитву, и рассвет, который означает, что еще нельзя совершать [утреннюю] молитву, но разрешается принимать пищу».
قال أبو بكر ابن خزيمة :”قوله : فجر يحرم فيه الطعام يريد على الصائم” فإذا كان المؤذن يؤذن لطلوع الفجر وجب الإمساك بمجرد سماع الأذان، إلا إذا كان يعلم أن المؤذن يؤذن قبل الوقت بقليل فلا حرج في الأكل والشرب حال الأذان، وعلى ذلك يحمل قوله صلى الله عليه وسلم :”إذا سمع أحدكم النداء والإناء على يده فلا يضعه حتى يقضي منه حاجته ” رواه أحمد وأبو داود والحاكم وقال صحيح على شرط مسلم ولم يخرجاه.
Абу Бакр ибн Хузейма, разъясняя слова «рассвет, с наступлением которого запрещено принимать пищу», отметил, что они относятся к постящемуся, и если муаззин произносит азан, свидетельствующий о наступлении рассвета, надо обязательно воздержаться от приема пищи, как только будет услышан азан. Исключение составляет случай, когда человек точно знает, что муаззин произносит азан немного раньше наступления рассвета, в таком случае на человеке не будет греха, если он будет есть и пить в момент азана. Именно такое понимание необходимо в отношении слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Кто услышал призыв (азан) с посудой в руках, пусть не ставит ее назад, пока не удовлетворит свою нужду».
وقال الإمام النووي رحمه الله تعالى في كتابه المجموع :
{فَرْعٌ} هَذَا الَّذِي ذَكَرْنَاهُ مِنْ الدُّخُولِ فِي الصَّوْمِ بِطُلُوعِ الْفَجْرِ – وَتَحْرِيمِ الطَّعَامِ وَالشَّرَابِ وَالْجِمَاعِ بِهِ – هُوَ مَذْهَبُنَا وَمَذْهَبُ أَبِي حَنِيفَةَ وَمَالِكٍ وَأَحْمَدَ وَجَمَاهِيرِ الْعُلَمَاءِ مِنْ الصَّحَابَةِ وَالتَّابِعِينَ فَمَنْ بَعْدَهُم- قَالَ ابْنُ الْمُنْذِرِ وَبِهِ قَالَ عُمَرُ بْنُ الْخَطَّابِ وَابْنُ عَبَّاسٍ وَعُلَمَاءُ الْأَمْصَارِ قَالَ وَبِهِ نَقُولُ.
وَحَكَى أصحابنا عن الاعمش واسحق بْنِ رَاهوَيْهِ أَنَّهُمَا جَوَّزَا الْأَكْلَ وَغَيْرَهُ إلَى طُلُوعِ الشَّمْسِ وَلَا أَظُنُّهُ يَصِحُّ عَنْهُمَا.
Имам Ан-Навави в своей книге «Аль-Маджму» сказал: «Отмеченное нами, что время поста начинается с наступлением рассвета, и с этого момента запрещено принимать пишу, пить и вступать в супружеские отношения, является позицией мазхабов Аш-Шафии, Абу Ханифы, Малика и Ахмада, а также большинства ученых из числа сподвижников, табиинов и следующих за ними.
Ученые нашего [шафиитского] мазхаба передают от Амаша и Исхака ибн Рахавейха, что они разрешили есть и совершать остальные действия до восхода солнца, но я не думаю, что это достоверно [передается] от них».
قَالَ ابْنُ عَبْدِ الْبَرِّ، فِي قَوْلِ النَّبِيِّ – صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ -: «إنَّ بِلَالًا يُؤَذِّنُ بِلَيْلٍ، فَكُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يُؤَذِّنَ ابْنُ أُمِّ مَكْتُومٍ.» دَلِيلٌ عَلَى أَنَّ الْخَيْطَ الْأَبْيَضَ هُوَ الصَّبَاحُ، وَأَنَّ السَّحُورَ لَا يَكُونُ إلَّا قَبْلَ الْفَجْرِ. وَهَذَا إجْمَاعٌ لَمْ يُخَالِفْ فِيهِ إلَّا الْأَعْمَشُ وَحْدَهُ، فَشَذَّ وَلَمْ يُعَرِّجْ أَحَدٌ عَلَى قَوْلِهِ. وَالنَّهَارُ الَّذِي يَجِبُ صِيَامُهُ مِنْ طُلُوعِ الْفَجْرِ إلَى غُرُوبِ الشَّمْسِ. قَالَ: هَذَا قَوْلُ جَمَاعَةِ عُلَمَاءِ الْمُسْلِمِينَ. ..” اه
Ибн Кудама Аль-Ханбали в своей книге «Аль-Мугни» писал: «Ибн Абдуль Барр относительно слов Пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Поистине, Билял произносит азан ночью, поэтому [продолжайте] есть и пить, пока призыв не начнёт произносить Ибн Умм Мактум, а он призывает когда наступает рассвет» отметил, что этот хадис служит доказательством тому, что белая нить и есть утро, и предрассветный прием пищи может осуществляться только до наступления рассвета. Это является единогласным мнением учёных, которому никто не противоречил, кроме одного Амаша, который отклонился [в этом вопросе], и никто за ним не последовал. Дневное время, когда надо обязательно начать держать пост, начинается с момента начала рассвета до захода солнца».
Заключение
Исходя из вышесказанного, мы утверждаем, что запрещено есть, доедать, проглатывать остатки пищи, когда звучит азан, возвещающий о наступлении рассвета. В этот момент в обязательном порядке необходимо выплюнуть остатки пищи и прополоскать рот, иначе пост этого человека считается нарушенным.
Людям, полагающимся на редкие и отклоненные мнения, хочется задать вопрос: «Разве Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не требует от нас остерегаться сомнительного, как сказано в хадисе, который приводит Имам Аль-Бухари: «Остерегающийся сомнительного очищает свою религию и свою честь?». Как можно полагаться на отдельные мнения, оставив ясные и достоверные тексты Корана и Сунны? Как можно пренебрегать словами ученых четырех мазхабов, которые сказали, что в момент азана, свидетельствующем о наступлении рассвета, человек должен отстранится от пищи? Как можно оставить ясные и достоверные хадисы, смысл которых однозначен и относительно которых нет разногласий среди ученых? Да и как, в противовес сказанному выше, можно полагаться на хадис, смысл которого не однозначен, и в отношении которого существуют разногласия?!
Мы знаем, что выйти из разногласий является похвальным действием. Что говорить, когда некое действие противоречит практике исламских ученных? Разве проявление осторожности здесь не будет обязательным?
В конце хочется отметить, что если мы начнем прибегать к отклоненным мнениям, выходящим за рамки четырех признанных мазхабов, то у нас все запутается, и не останется практически ни одного вопроса, в котором можно будет что-то считать запретным или дозволенным.