Вопрос: Нарушает ли пост ложь, злословие и сплетня?
Ответ: Ложь, злословие, сплетня и подобные им грехи языка аннулируют вознаграждение от поста, но не нарушают его. Поэтому у совершившего что-либо из выше перечисленного засчитывается пост, однако он теряет вознаграждение. В этом отношении Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Сколько же много постящихся, которые от своего поста получают лишь голод…» (Ибн Маджа, № 1690).
Поэтому необходимо остерегаться во время поста от этих грехов больше, чем в другие месяцы года. В хадисе сказано: «Тот, кто не перестал говорить и совершать скверное, Аллах не нуждается в его голоде и жажде» (Аль-Бухари, №1804). Этот хадис разъясняет, что самой важной целью поста является очищение души и сохранение её от грехов, а не испытание себя голодом и жаждой, ведь и грешник может перенести подобное. На это также указал Всевышний Аллах в аяте о посте, говоря: «…быть может, вы станете богобоязненными» (аль-Бакара, аят 183).
Что же касается выражения «Пять вещей, которые нарушают пост: злословие, сплетня, ложь, поцелуи и ложная клятва», то это ложный хадис, как на это указал имам ан-Навави в книге «Аль-Маджму’». Однако даже если бы этот хадис был достоверным, то подразумевалась бы утрата вознаграждения за пост, как это передал Ибн Хаджар аль-Хайтами от имама аль-Маварди в книге «Тухфат» (3/424).
السؤال: هل الكذبُ والغيبةُ والنميمةُ تُبطل الصوم ؟
الجواب : الغيبةُ والنميمةُ والكذبُ ونحوها من المعاصي تُبطل ثوابَ الصوم لا نفسَ الصوم ؛ فمن فعل شيئاً من ذلك لم يبطل صومُه لكن يفوته ثوابه كما في الحديث :” رب صائم ليس له من صيامه إلا الجوع “… فلذا يتأكدُ على كل صائم اجتناب المعاصي زيادةً على تأكده في غير الصوم ، وفي الحديث :” مَن لم يدعْ قولَ الزور والعملَ به ، فليس لله حاجة في أن يدع طعامه وشرابه “. فبينَ أنّ المقصودَ الأعظمَ من الصوم يتحقق في تهذيب النفس وصونها عن المعاصي لا بمجرد ترك الطعام والشراب فإن هذا يطيقه البر والفاجر ، وإلى هذا أشار الحقُّ تعالى في آيات الصيام حيث قال : ( لعلكم تتقون) أما ما يروى :” خمسٌ يفطرن الصائم : الغيبة والنميمة والكذب والقبلة واليمين الفاجرة “. فهو حديثٌ باطلٌ كما قال الإمام النووي في “المجموع” ، ولو صحَّ لكان المرادُ منه بطلان الثواب كما قال الإمام الماوردي ، ونقله ابنُ حجر في “التحفة” (3/424)