Тавассуль, истигаса и ташаффу’

Имам Такиюддин ас-Субки, рахимахуллах, сказал в книге «Шифа ас-сикам фи зияарат хайр аль-анам»:

 
«Знай: дозволено и похвально совершать тавассуль, истигаса и искать заступничества (ташаффу’) перед Аллахом посредством Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. О дозволенности и желательности этого мы знаем от обладателей Дина (знатоков Ислама), пророков и посланников, других праведных предшественников (салаф), ученых и простых мусульман. 
 
Тавассуль через  Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, разрешён в любой ситуации, как до его создания, так и после, при его жизни в этом мире, а также после смерти, во время пребывания его в том мире, после воскрешения в День Суда и вхождения в Рай.
 
Тавассуль Пророком, да благословит его Аллах и приветствует, к которому прибегает верующий для того, чтобы Аллах исполнил его мольбу, делится на три типа:
  • ради самого Пророка,
  • через его помощь,
  • через его степень [пред Аллахом].
Все эти три вида тавассуля дозволены, что подтверждается достоверными хадисами. И нет различия в сущности тавассуля (мольба посредством кого-либо), истигаса (просьба о помощи) и ташаффу’а (просьба о заступничестве).
 
Тот, кто молит [Аллаха] о чем-либо ради Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, прибегает к тавассулю Пророком да благословит его Аллах и приветствует и делает его да благословит его Аллах и приветствуетсредством принятия мольбы Аллахом, Субханаху ва Та’аля.
 
Просящий о помощи Пророка да благословит его Аллах и приветствует, (совершающий истигаса) обращается [за помощью] к Аллаху посредством Пророка да благословит его Аллах и приветствует с тем, чтобы достичь [своей] цели.
 
[Молящий Аллаха] обретает заступничество (шафаат) посредством Пророка да благословит его Аллах и приветствует, потому что он обратился к Аллаху степенью Пророка перед Ним.
 
Таким образом, мы намеревались сказать, что рабу дозволено обращаться к Аллаху с мольбой посредством человека, если он уверен, что этот человек занимает пред Аллахом высокое место. Нет сомнения в том, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует имеет могущественное положение и занимает перед Аллахом высочайшую степень.  Если кто-то прибегает к заступничеству человека, занимающего более высокое положение, чем он сам, оно будет принято.
 
Следовательно, если один пользуется именем другого в его отсутствие, совершая через него тавассуль, то последний [по сути] за него заступится.
 
Если тот, через которого совершается тавассуль, отсутствовал или не заступался [за просящего сам], этот возлюбленный и приближенный станет средством (васыля) принятия мольбы первого. Доводом [в пользу этого] служат достоверные хадисы, такие как этот:
 
«Молю Тебя каждым Именем Твоим и всеми Твоими Прекрасными Именами, молю Тебя тем, что Ты есть Аллах. В Твоём Довольстве ищу спасения от недовольства Твоего и в Твоем прощении — защиты от Твоего наказания. И от Тебя спасения молю у Тебя Самого».
 
Еще есть хадис о пещере, в котором речь идёт о мольбе посредством благодеяний, и этот хадис достоверный.
 
Таким образом, Тот, к Которому обращаются с мольбой в этих риваятах, –  Аллах, только Он один, без сотоварищей, а, средства обращения могут быть разными.
 
Подобным же образом, когда мы обращаемся посредством Пророка да благословит его Аллах и приветствует, мы обращаемся [с мольбой] не к нему самому, а к Аллаху посредством его степени [перед Ним].
 
Иногда тот, ради кого просят, занимает более высокое положение, чем тот, к кому обращаются, как об этом сказано в хадисе: «Кто бы ни попросил у вас [что-либо] ради Аллаха – дайте ему [это]». В этом случае, Тот, Чьим Именем просят, есть Сам Творец, а этот [другой] – человек.
 
Порой тот, кого просят, занимает более высокое положение, чем тот, посредством которого обращаются к Аллаху, как, например, в случае, когда к Аллаху обращаются посредством Пророка да благословит его Аллах и приветствует.
 
Нет сомнения в том, что Пророк да благословит его Аллах и приветствует занимает высокое положение перед Ним, поэтому, если кто-то скажет: «Прошу тебя ради Пророка да благословит его Аллах и приветствует, — нет сомнения в том, что это дозволено, так, как если бы он сказал: «[Прошу Тебя] правом (хакком) Мухаммада», — имея в виду «право» его высокого положения [перед Аллахом], или право над всем сотворённым, или право над самим собой, которым Аллах одарил его по Своей Щедрости. В достоверном (сахих) хадисе сказано: «И какое право у рабов над Аллахом?» А это право не подразумевает обязанность [ответить на такую мольбу], потому что для Аллаха не является обязательным то, что относится к возможному».
Похожие материалы