Хадис о запрете музыкальных инструментов

Хвала Аллаху, Господу миров. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его роду и всем его сподвижникам.

Одно из ухищрений современных модернистов в попытке доказать дозволенность музыки — это утверждение, что хадис в «Сахих» аль-Бухари об этом является слабым, потому что он «муаллак»: то есть имам аль-Бухари привел его не с полным иснадом, и поэтому, якобы, имам не утверждает наличием этого хадиса в своем сборнике, что он лично считает его достоверным.

Это ухищрение было придумано ибн Хазмом, и вплоть до наших дней люди с подобной методологией в фикхе пытаются апеллировать этим доводом.

В рамках этой статьи мы попытаемся разобрать только этот аргумент, но не будем обсуждать другие доводы на запретность музыки, наличие иджма в этом вопросе или единогласие суннитских мазхабов по этому поводу.

Мы лишь ограничимся доказательством того, что этот хадис в «Сахихе» имама аль-Бухари достоверен.

Имам аль-Бухари сказал:

وَقَالَ هِشَامُ بْنُ عَمَّارٍ : حَدَّثَنَا صَدَقَةُ بْنُ خَالِدٍ ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ يَزِيدَ بْنِ جَابِرٍ ، حَدَّثَنَا عَطِيَّةُ بْنُ قَيْسٍ الْكِلَابِيُّ ، حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحْمَنِ بْنُ غَنْمٍ الْأَشْعَرِيُّ ، قَالَ : حَدَّثَنِي أَبُو عَامِرٍ أَوْ أَبُو مَالِكٍ الْأَشْعَرِيُّ ، وَاللَّهِ مَا كَذَبَنِي، سَمِعَ النَّبِيَّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَقُولُ : لَيَكُونَنَّ مِنْ أُمَّتِي أَقْوَامٌ يَسْتَحِلُّونَ الْحِرَ وَالْحَرِيرَ، وَالْخَمْرَ وَالْمَعَازِفَ

«Сказал Хишам ибн Аммар: сообщил нам Садака ибн Халид: сообщил нам Абдурахман ибн Йазид ибн Джабир: сообщил нам Атыя ибн Кей аль-Килябий: сообщил нам Абдурахман ибн Ганм аль-Ашари: сообщил мне Абу Амир или Абу Малик аль-Ашари, и клянусь Аллахом, он не врал мне, что слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Будут в моей общине люди, которые будут дозволять прелюбодеяние и шелк, вино и музыкальные инструменты”»[1].

Аргумент ибн Хазма и примкнувших к нему модернистов заключается в том, что имам аль-Бухари в начале этого хадиса пишет: «Сказал Хишам ибн Аммар» (وَقَالَ هِشَامُ بْنُ عَمَّارٍ), а не «сообщил нам» или «рассказал».

И некоторые ученые Магриба и Андалусии посчитали, что если имам аль-Бухари пишет в начале хадиса «сказал», то этот хадис автоматически является муаллак.

Хадис муаллак — это хадис, который мухаддис приводит либо без иснада вообще, либо пропускает одного передатчика или более, начиная со своего учителя и далее.

Соответственно, если мы рассматриваем этот хадис как муаллак, то имам аль-Бухари мог пропустить какого-то передатчика между собой и Хишамом ибн Аммаром, который мог являться слабым передатчиком, и на это основе хадис не может служить доводом.

На это ученые отвечают следующим образом:

1) Во всех муаллакатах в «Сахихе» аль-Бухари, которые начинаются с активного залога: «сказал, сделал, передал», пропущенная часть иснада является достоверной. Если залог пассивный, как «передано» и подобное, то эта пропущенная часть может быть слабой, а может и не быть таковой. В нашем случае залог активный, и поэтому даже если предположить, что это хадис муаллак, то хадис все равно будет достоверным для самого имама аль-Бухари[2].

3) Хишам ибн Аммар, с которого начинается хадис, является учителем имама аль-Бухари[3], и поэтому нет никаких прямых доводов в пользу того, что это хадис является муаллак.

4) Этот хадис есть не только в «Сахихе» имам аль-Бухари, но и в «Сунан» Ибн Маджа[4].

5) Более поздние имамы привели свои непрерывные и достоверные иснады до Хишама ибн Аммара в этом конкретном хадисе, в которых используется форма «сообщил нам”, а не форма «сказал». В частности, ибн Хиббан[5], ат-Табарани[6] и аль-Байхакы.[7]

6) Ибн Хаджар аль-Аскаляни[8] упоминает, что Абу Зарр аль-Харави, передатчик самого сборника имама аль-Бухари и известный ашарит, и именно на это версию «Сахиха имама аль-Бухари Ибн Хаджар опирался в своем великом труде «Фатх аль-Бари», также приводит свой иснад до Хишама ибн Аммара. Также это делают авторы мустахрадж[9] на «Сахих» аль-Бухари, как Абу Бакр аль-Исмаили и Абу Нуейм аль-Асбахани, которые, кстати, тоже были ашаритами.

В итоге, на достоверность этого хадиса никак не влияет факт того, является ли этот конкретный хадис в «Сахихе» аль-Бухари муаллаком или нет.

 

[1] Сахих аль-Бухари, № 5590.

[2] «Тадриб ар-Рави», 1/432.

[3] «Аль-Кашиф», 4/427. №5973.

[4] Ибн Маджа сказал: «Нам сообщил Абдуллах ибн Саид: нам сообщил Ма’ну ибн Иса от Муавии ибн Салиха от Хатима ибн Хурайса от Малика ибн Аби Марьяма от Абдуррахмана ибн Ганма аль-Ашари от Абу Малика аль-Ашари, который сказал: «Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Некоторые люди из моей общины непременно будут пить вино, называя его другими именами, и над головами их будут играть на музыкальных инструментах и петь певицы. Аллах сделает так, что они провалятся под землю, и превратит их в обезьян и свиней”». (Ибн Маджа, № 4020).

[5] Ибн Хиббан сказал: «Нам передал аль-Хусейн ибн Абдуллах аль-Каттан, который сказал: сообщил нам Хишам ибн Аммар…». (Сахих Ибн Хиббан, № 6754)

[6] Ат-Табарани сказал: «Нам передал Муса ибн Сахль аль-Джауни аль-Басри: нам сообщил Хишам ибн Аммар…». («Аль-Муджам аль-Кабир», № 3417; «Муснад аш-Шамиин, № 588).

[7] Аль-Байхаки сказал: «Нам передал Абу Абдуллах аль-Хафиз: мне передал Абу Бакр ибн Абдуллах: Аль-Хасан ибн Суфьян: нам сообщил Хишам ибн Аммар…» («Сунан аль-Кубра», № 20988)

[8] Фатх аль-Бари 10/52

[9] Мустахрадж – это вид сборника по хадису, когда автор берет за основу известную книгу, как Сахих аль-Бухари, и к этим же хадисам приводит свои иснады до шейха автор этой книги, минуя самого автора, либо к шейху его шейха.

Похожие материалы