Глава об этике приветствия.
Хадис четвертый
Ибн ас-Сунни передал в сборнике «‘Амаль аль-йаум ва-л-лейля»:[1]
، عَنْ عَبْدِ الرَّحْمَنِ بْنِ شِبْلٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ ، قَالَ : قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ : ” يُسَلِّمُ الرَّاكِبُ عَلَى الرَّاجِلِ ، وَيُسَلِّمُ الرَّاجِلُ عَلَى الْقَاعِدِ ، وَيُسَلِّمُ الأَقَلُّ عَلَى الأَكْثَرِ ، فَمَنْ أَجَابَ السَّلامَ فَهُوَ لَهُ ، وَمَنْ لَمْ يُجِبِ السَّلامَ فَلَيْسَ مِنَّا ” .
Передается от ‘Абду-р-Рахмана ибн Шибля, который сказал: «Я слышал, как Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Едущему верхом следует приветствовать пешего. Пешему следует приветствовать сидящего. Меньшей группе следует приветствовать большую группу. Тому, кто ответит на приветствие, за это [запишется доброе дело], а тот, кто не отвечает [на приветствие], не имеет к нам отношения”».
Данный хадис Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) устанавливает ряд аспектов этики приветствия.
Если человек едет верхом, а в наше время сюда и относится водитель машины, то ему следует первому поприветствовать того, кого он встретит.
То же правило касается того, кто идёт, в отношении того, кто сидит, и меньшей группы – в отношении большей.
Также хадис указывает, что инициатива в приветствии – это желательное добровольное дело, за которое человек получит награду, а ответ на приветствие уже является обязательным, и если человек не ответит на него, то ему за это будет записан грех, и поэтому факихи говорят, что ответ на приветствие является обязательным.
Также это один из вопросов, в котором факихи говорят, что сунна лучше ваджиба, хотя обычно ваджиб лучше сунны; то есть тот, кто приветствует первым, получает большую награду, чем тот, кто отвечает на приветствие.
Исключением из общего правила приветствия является противоположный пол, если оба – молодого возраста; а если человек приветствует представителя противоположного пола, то тому следует ответить тихо, чтобы это не стало поводом к началу общения.
[1] № 212.