Хадис первый — «Тот не из нас», или 40 предостережений Посланника Аллаха

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего

С позволения Всевышнего Аллаха, мы начинаем перевод и толкование 40 хадисов, которые объединены предостережениями Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) «Тот не из нас» или словами, похожими по смыслу.

Из суммы этих предостережений, которые были даны в такой суровой форме, мы можем вывести в уме образ мусульманина, которому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) хотел бы, чтобы мы соответствовали; также в этих хадисах заложены этические границы поведения для мусульманина, который не должен их преступать.

И книгу мы назвали «Тот не из нас», или 40 предостережений Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)».

 

ГЛАВА О СУННЕ

Хадис первый

قال الإمام البخاري : حدثنا سعيد بن أبي مريم ، أخبرنا محمد بن جعفر ، أخبرنا حميد بن أبي حميد الطويل ، أنه سمع أنس بن مالك رضي الله عنه ، يقول : جاء ثلاثة رهط إلى بيوت أزواج النبي صلى الله عليه وسلم ، يسألون عن عبادة النبي صلى الله عليه وسلم ، فلما أخبروا كأنهم تقالوها ، فقالوا : وأين نحن من النبي صلى الله عليه وسلم ؟ قد غفر له ما تقدم من ذنبه وما تأخر ، قال أحدهم : أما أنا فإني أصلي الليل أبدا ، وقال آخر : أنا أصوم الدهر ولا أفطر ، وقال آخر : أنا أعتزل النساء فلا أتزوج أبدا ، فجاء رسول الله صلى الله عليه وسلم إليهم ، فقال : أنتم الذين قلتم كذا وكذا ، أما والله إني لأخشاكم لله وأتقاكم له ، لكني أصوم وأفطر ، وأصلي وأرقد ، وأتزوج النساء ، فمن رغب عن سنتي فليس مني

 

Сообщается, что Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) сказал: «Однажды к домам жён Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) пришли три человека, которые стали расспрашивать их о поклонении Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Когда им рассказали о нём, они будто посчитали поклонение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) малым в отношении себя, поэтому сказали: “Как далеко нам до Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которому прощены и прошлые, и будущие прегрешения!” Потом один из них сказал: “Что касается меня, то я буду молиться каждую ночь напролёт”. Другой сказал: “Я стану постоянно соблюдать пост”. Третий же сказал: “А я буду сторониться женщин и никогда не женюсь”. А через некоторое время к ним подошёл Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и спросил: Это вы говорили то-то и то-то? Клянусь Аллахом, я больше вас страшусь Аллаха и более богобоязнен, однако в некоторые дни я пощусь, а в другие не делаю этого, я молюсь по ночам и сплю, а также женюсь, а тот, кто не желает следовать моей сунне, не имеет ко мне отношения!”».

Хадис передаёт аль-Бухари[1].

Это важнейший хадис, который показывает баланс в религии между поклонением и бытом человека, подчёркивает, что монашество – это не путь религии Мухаммада, и что тот, кто отвергает его путь, не относится к нему.

Также в этом хадисе важное указание в словах Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «…больше боюсь Аллаха, чем вы, и более богобоязнен», из которого видно, что награда и ценность поклонения определяется не длительностью поклонения, а качеством его совершения, страхом и трепетом, которые человек испытывает при этом, а также постоянством. [2]

И поэтому духовность человека и его аскетизм определяются связью человека с Аллахом и степенью его погружённости в размышления о Создателе, а не грубостью его одежды или трудностями поклонения, которыми человек себя испытывает, и поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) закрыл этими словами врата для монашества[3].

Под словом «сунна» в хадисе не имеется в виду просто желательное действие, то есть то, что не является фардом, а имеется в виду путь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в широком смысле[4], и именно для разъяснения этого пути имам ан-Навави написал свою книгу «Сады праведных».

Смысл этих слов таков: «Тот, кто оставит мой путь и последует чьему-то другому пути, тот не имеет ко мне отношения».

В основе эти слова не являются обвинением в неверии, кроме случая, когда человек считает чей-то путь лучше, чем путь Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует)[5].

 

[1] «Сахих» аль-Бухари, № 5063.

[2] «Ламаат ат-Танкых», 1/453.

[3] «Фатх аль-Бари», 9/106.

[4] «Фатх аль-Бари», 9/105.

[5] «Фатх аль-Бари», 9/106.

Похожие материалы