Имам Ахмад ибн Ахмад аз-Заррук

Детство и юность
 
Утром 22-го мухаррама в 846-м году по хиджре (7-е июня 1442 г.), на рассвете, в деревне Тиливаан родился человек, которого всегда восхваляли и будут восхвалять арифы (познавшие Аллаха) и к которому будут обращаться на пути духовного совершенствования. Это Ахмад ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Исаа аль-Барнуси аль-Фаси, известный, как Заррук. Его родители умерли, когда ему была всего неделя от роду, и его воспитала бабушка по маминой линии Умм аль-Банин, которую он потом всегда любил и которую всегда благодарил. Умм аль-Банин знала наизусть Коран и обладала религиозными знаниями. Она была отрешенной от мирского и таким же воспитала своего внука. Имам Аз-Заррук так описывает свою бабушку:
 
«Она обучила меня намазу и с пяти лет велела совершать его. В этом же возрасте она отправила меня в куттаб (школа изучения Корана) и сама начала учить меня основам Единобожия, таваккуля, веры и религии в очень любопытной манере. Однажды она приготовила для меня еду. Когда я вернулся из куттаба на обед, она сказала: «У меня нет ничего для тебя поесть. Однако снабжение пищей — во власти Всемогущего! Садись и будем просить Его! Мы протянули руки к небу и начали молить Аллаха. Затем она сказала: «Иди, посмотри, может быть, Аллах что-то послал нам в углу». Мы начали искать, и как же я был рад, когда нашел еду». Она сказала: «Давай благодарить Аллаха, перед тем как поедим, чтобы наш Господь был еще более милостив к нам!» Мы благодарили Аллаха и восхваляли его час и потом начали есть. Она делала много подобного, пока я не вырос».
 
Имам аз-Заррук рассказывает о другом случае: 
 
«Чтобы поощрить меня за совершение намаза, она клала на мою подушку дирхам так, чтобы я видел его, когда открывал глаза утром. Она говорила: «Сделай фаджр – возьми дирхам». Смысл был в том, что этот дирхам поможет мне встать на намаз и, с другой стороны, не даст испортиться и не даст смотреть в руки других, если я хочу купить что-то».
 
Он продолжает: «После того, как я выучил некоторые части Корана, она начала учить меня читать и писать. Она предостерегала меня от поэзии, говоря: «Тот, кто пренебрегает наукой и водится с поэзией, подобен тому, кто меняет пшеницу на ячмень».
 
Родные имама регулярно поминали Аллаха и получали ильму. Когда он был маленьким, то сидел на рынке и слушал, как сочинитель рассказывает истории, его дядя сказал ему: «Здесь никто не сидит, кроме бездельников». Шейх Ахмад говорит, что никогда в жизни больше не слушал сочинителей. Бабушка послала его в подмастерья к сапожнику. Однако позднее, в возрасте 16 лет, имам Заррук отправился учиться в центры исламских наук на западе — университет Карауиййин и медресе Инаанийя. Там он изучал маликитский фикх, хадис, усуль, грамматику арабского языка. В этих учебных заведениях его учителями стали более 35 признанных, известных ученых. Вот лишь несколько из них:
 
Имам Абдуррахман ас-Са’ляби (Умер в 873-м году по хиджре),
Мухаммад ибн Хусейн (Ас-Сираадж ас-Сагир — умер в 887 по хиджре.),
Мухаммад ибн Али аль-Бисти аль-Кальсаади,
Абдуррахман аль-Каври.
 
Его путешествия и учеба
 
В 873-м году по хиджре он отправляется в хадж. По дороге он также посещает Каир и другие известные города этого региона. Проведя 2-3 года в Медине, он покидает ее, чтобы продолжить учебу в Каире. Он получал знания, сидя у ног мухаддиса, факиха (шафиита), муфассира имама Мухаммада ас-Сахави (831-902 по хиджре.), который, в свою очередь, был учеником амира аль-му’ъминин (повелителя правоверных) в науке хадиса, хафиза Ибн Хаджара аль-Аскаляни. Он также учился у Нуруддина ас-Санхури, Абдуррахмана аль-Каббани, Шамсуддина аль-Джавджари, Нураддина ат-Танаси, Абдуррахмана ибн Хаджара и Ахмада ибн Укба аль-Хадрами (Умер в 895-м году по хиджре.). Он изучил Сахих аль-БухариАль-Ахкам ас-Сугра, Булуг аль-Мараам (Которую он взял из рук и с уст имама ас-Сахави, ученика автора книги — Ибн Хаджара аль-Аскаляни), Аль-Мадхаль Ибн аль-Хаджа, Аль-Ихья имама аль-Газали, Ар-Рисаля аль-Кушайри и многие работы Ибн Ата’илля аль-Искандари.
 
В книге Ад-Дау аль-Ляями, имам ас-Сахави, рахимахуллах, пишет:
 
«Он поехал в Египет, совершил хадж, стал муджавиром в Медине. Он остановился в Каире на один год. Так он изучал арабский язык и усуль у Джавджари и других. Он прочел «Булуг аль-Марам» под моим руководством и изучал со мной истилях (наука хадис). Он помогал мне в определенных вещах, и я получил пользу от его соотечественников».
 
Автор Табакат аш-Шазилия аль-Кубра сказал об имаме Зарруке (о его пребывании в Каире):
 
«Когда египетские ученые и знатоки услышали о его прибытии, они пришли к нему и посещали его уроки. Он начал преподавать в Аль-Азхаре. Около шести тысяч мужчин из Каира и его окрестностей посещали его лекции в Аль-Азхаре. Он стал главой маликитов и их отделения в университете. Для него был сделан специальный высокий стул, на котором он сидел и диктовал уроки. Этот стул до сих пор сохранился и находится в Западном Квартале. Его влияние на египетских принцев было сильным, и они всегда оказывали ему почет».
 
Он брал знания по науке тасаввуф (суфизм) от Ахмада ибн Укба аль-Хадрами – ученого шазилийского и кадарийских тарикатов. Позднее он обосновался в городе Мисурата, Ливия. Мисурата — это третий по величине город в той местности, которая сегодня называется Ливией. Это был портовый город, соединявший Европу с Северной Африкой. Он лежал на пути из Западной Африки (стран Магриба) в Мекку и Медину, поэтому там останавливалось много паломников — они искали ночлег, совершали покупки и слушали лекции по религии в мечетях.
 
Почему имам аз-Заррук остановил свой выбор на Мисурате, неизвестно. Ибн Насир в своей «Рихля» пишет:
 
«Аз-Заррука спросили, почему он переселился в Мисурату, и он ответил так: «Это дело за гранью размышления, его не сопровождала ни решимость, и оно не было решено ни по какой причине, известной нам. Это полностью случайность, которая произошла и чье существование воплотилось [в реальность], повинуясь тому, что требует Аллах».
 
После того, как он обосновался в Мисурате, он часто путешествовал в Алжир и Египет. Он давал уроки и занимался поминанием Аллаха. В 894-м году он совершил хадж в третий раз. По дороге назад он выступил с лекциями в Аль-Азхаре и посетил старых товарищей. Он остановился в городе аль-Минья, выступая с лекциями и обновляя дух Ислама. 18 сафара 899-го года по хиджре шейх Заррук умер, находясь в состоянии халва, в возрасте 54 лет. Община, которую он возглавлял, построила большую завию для него и его студентов. Многие его ученики, которые в основе своей являлись последователями шазилийского тариката, начали суб-тарикат, известный, как Заррукийя.
 
Некоторые его работы
 
Шейх Ахмад аз-Заррук оставил много работ, источающих нур.
 
По фикху он написал:
 
комментарий на Рисалят аль-Кайраваани,
Манасик аль-Хадж,
Шарх на Гафикыйя,
Шарх на Тирмизи,
Шарх на Иршаад,
Шарх на Кава’ид ‘Ияд,
Шарх аль-Куртубийя
и другие.
 
Многие его письма до сих пор хранятся в библиотеках до сегодняшнего дня:
 
Расаа’ил ли-с-саликин,
Васыйя,
Рисала иля Абдулла аль-Маграви
и другие письма.
 
Он написал почти десяток работ о дуа.
 
Основные:
 
Аль-Вазифа,
Шарх Асмаа-Ллах аль-Хусна,
Аль-Хафииза,
Фатх аль-Макаам аль Асма,
Шарх Далаа’иль Аль-Хайрат
и другие.
 
По акыде он написал:
 
Шарх на Акыду Газали
Шарх на аль-Муршида.
 
По хадису он написал:
 
Хашият на Сахих Муслима,
Джуз фи иль аль-хадис,
Шарх на Арба’ин Хадисан
и Та’лик аля аль-Бухари.
 
Он написал более 50 книг по тасаввуфу. Среди них:
 
Кава’ид ат-тасаввуф,
Аль-джами’,
Ан-Насааих,
Ан-Насихату-ль-Каафийя,
Рисаля
Рисаля фи радд аля ахлю-ль-бида,
Шарх аль-Хака’ик уа Дака’ик,
Шарх Мукатта’ат аш-Шуштари,
Музиль аль-Лябс,
и очень известная И’анатуль-Мутаваджих аль-Мискин.
 
Шейх Хамза Юсуф приводит очень важную и крайне полезную строку из И’анат:
 
Никогда не жди ничего от творения Аллаха, а жди от Творца, от Аллаха.
 
Также им было написано два труда по Корану:
 
Шарх Сурат аль-Фатиха
и Тафсир аль-Куран
 
О своих путешествиях он пишет в Аль-Куннаш и Ар-Рихля.
 
Его сильсиля и получение хирки
 
Его сильсиля, связывающая его с шазилийским тарикатом, такова:
 
Ахмад Заррук
Яхья аль-Каадири и Ахмада Аль-Хадрами
Али ибн Аль-Вафа
Мухаммад ибн Аль-Вафа
Давуд аль-Бахили
Ибн Атаилля Искандари
Абуль-Аббас аль-Мурси
Абуль-Хасан Шазили
Абдуссалам ибн Машиш
Абдуррахман ибн Аттар
Шу’аб Абу Мадьян
Такиюддин Аль-Фукаййир…
[И так] до Али ибн аби Таалиба.
 
Есть также цепочка, ведущая к величайшему суфию-ханбалиту, Абдуль-Кадиру аль-Джиляни через его шейха Ахмада аль-Хадрами. Да ниспошлет Аллах свою безграничную милость и Свет на шейха Ахмада аз-Заррука. Амин!
Похожие материалы