Имам Абу Джа’фар ат-Тахави

Имам Абу Джа’фар ибн Мухаммад ибн Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави родился в деревне Таха в Египте. Его предки родом из Йемена, они переселились в Египет после того, как он стал частью халифата. Есть разные мнения насчет года рождения имама – 229/843, 230/844, 238/852 и 239/853 года приводятся разными биографами. Имам ас-Сам’ани утверждает, что он родился в 229, и это верное мнение. Имам умер в Египте в 321/933[1] году.

Его кормилицей была супруга великого хадисоведа Абу Мусы аль-Мисри – одного из учителей имамов Абу Дауда и ан-Насаи. Первым учителем имама ат-Тахави была мать. Ее брат, имам аль-Музани, известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафии. Мать имама ат-Тахави упоминается в книгах либо как «Ухт аль-Музани» («Сестра аль-Музани»), либо как «Умм ат-Тахави» («Мать ат-Тахави»). Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама аш-Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в шафиитском мазхабе.

Имам ас-Суюти пишет о ней: «Она посещала уроки имама аш-Шафии, и на нее ссылается имам ар-Рафи’и в разделе закят. Также о ней упоминают ас-Субки и аль-Иснави в сборнике биографий ученых-шафиитов». Неудивительно, что, окруженный такими людьми, имам ат-Тахави, да будет доволен им Аллах, с детства стремился к изучению религиозных наук. Он ребенком заучил весь Коран наизусть и посещал уроки своего отца, а затем и других ученых.

Имам ат-Тахави глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших хадисоведов и факихов своего времени. Абу Исхак аш-Ширази пишет, что он был последним имамом ханафитского фикха в Египте[2]. Он начал изучение шафиитского фикха под руководством дяди имама аль-Музани, а затем принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством шейха Абу Джа’фара Ахмада ибн Аби Имрана, который стал главным судьей (кади) Египта в 270/883 г.

В 268 (882) году ат-Тахави направляется в Сирию для дальнейшего изучения ханафитского фикха, где становится учеником Кади Абу Хазима Абдуль-Хамида ибн Джа’фара, который на тот момент был главным судьей Сирии[3]. Он изучал хадисы у большого числа шейхов, особенно тех, кто посещал Египет в то время. У него также было много видных учеников[4].

Он автор многих значимых трудов, некоторые из которых мы упомянем:

«Шарх Ма’ани аль-асар»,

«Мушкиль аль-Асар»,

«Ахкям аль-Куран»,

«Ихтиляф аль-ʼуляма»,

«Ан-Навадир аль-фикхийя»,

«Китаб аш-Шурут аль-кабир»,

«Аш-Шурут аль-авсат»,

«Шарх аль-Джамиʼ ас-Сагир»,

«Шарх аль-Джамиʼ аль-Кабир»,

«Аль-Мухтасар»,

«Манакиб Аби Ханифа»,

«Тарих аль-кабир»,

«Ар-Радд ʼаля Китаб аль-Мудаллисин»,

«Ар-Радд ʼаля Аби ʼУбайд»,

«Ар-Радд ʼаля Иса бин Аббан»,

 «Хукм ‘Аради Макка» и другие труды.

Имам ат-Тахави посвятил всю свою жизнь преподаванию и написанию книг. Недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Только его работа по расхождениям (ихтиляф) между имамами фикха, по сообщению биографов, составляла 130 томов. К сожалению, она не дошла до наших дней. Однако часть этого труда в сокращенном варианте, который сделал великий ученый-ханафит и толкователь Корана Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370/981), сохранились в рукописном виде в Стамбуле.

Он написал труд по классификации хадисов, а также составил сборник хадисов, которые он заучил от своего дяди – имама аль-Музани – под названием «Сунан аш-Шафии». Он также автор известной книги «Шарх Ма’ани аль-асар» – комментария к хадисам по вопросам фикха. Самая важная из его работ по фикху – это, пожалуй, «аль-Мухтасар», на которую ученые-ханафиты написали несколько подробных толкований[5].

Самым же известным из его трудов стала работа по вероубеждению «Баян ас-Сунна валь-Джама’а», известная как «Акыда ат-Тахавийя». Небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.

«Акыда ат-Тахавийя» содержит положения, насчет которых нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов[6], ни среди великих ученых исламского мира, таких как имамы четырех мазхабов и их значимые последователи. Принципы, которые перечисляет имам ат-Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников религии: Священного Корана и достоверных хадисов.

Во введении имам говорит, что собрал положения вероучения Ахлю-Сунна валь Джама’а на основе взглядов имамов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, да будет доволен ими Аллах – известных всем факихов ханафитского мазхаба. Имам ат-Тахави не пытается детально объяснить эти положения или разрешить старые теологические проблемы.

Будучи простым, этот текст не избавил от нужды в более сложном толковании положений веры для того, чтобы дать отпор философам и всяким сектам, таким как антропоморфисты[7], детерминисты[8] и рационалисты[9].

С этими задачами успешно справились имамы Абу Мансур аль-Матуриди и Абу аль-Хасан аль-Аш’ари, да будет доволен Аллах ими обоими, которые, будучи современниками и живя в разных местах, независимо друг от друга пришли к одинаковым заключениям – и с тех пор их книги с лаконичными ясными объяснениями и опровержениями заблудших стали основными текстами для последующего изложения вероубеждения (акыда) суннитов учеными до наших дней.

Имам ат-Тахави, так же, как и имам Абу Мансур аль-Матуриди, построил свою систему на убеждениях имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, – они разошлись только в формулировках.

Наука калям[10] в свое время стала необходимой для опровержения заблудших, и в наши дни любой мусульманин обязан изучать вероубеждение – это защитит его от заблуждений. «Аль-Акыда ат-Тахавия» – самый простой и самый подходящий для этого текст. Однако его необходимо изучать с учителем, который, в свою очередь, приобрел понимание этого текста от своего учителя с непрерывной цепочкой (иснад) до самого автора.

Имам Таджуддин ас-Субки, великий ученый-шафиит, отметил, что ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты – едины в вопросах вероубеждения: «Все они следуют за мнением людей сунны Пророка ﷺ и большинства ученых. Они поклоняются Аллаху в соответствии с вероубеждением Абу аль-Хасана аль-Аш’ари. Никто не отклоняется от этого, кроме отщепенцев из числа ханафитов и шафиитов, которые последовали за му’тазилитами, и отщепенцев из числа ханбалитов, которые склонились к антропоморфизму. Однако Аллах защитил маликитов от этого, и мы не встретим маликита, который бы не был ашаритом в вопросах вероубеждения. Таким образом, вероубеждение аль-Аш’ари – заключено в акыде Абу Джа’фара ат-Тахави, под которой подписались все факихи разных мазхабов и которой они довольны в качестве вероубеждения. Так скажи этим фанатикам из этих сект: «Берегитесь, оставьте свой фанатизм и свою ересь и защищайте религию Ислам»».[11]

 

 

Высказывания ученых о имаме Абу Джаʼфаре

ат-Тахави, да смилуется над ним Аллах

 

Масляма ибн аль-Касим сказал: «Он был достойным доверия, очень уважаемым и видным человеком, знал различные мнения и разбирался в трудах ученых»[12].

Ибн Абдиль-Барр аль-Малики, как это говорится в «аль-Джавахир аль-Мудыйя», говорил: «Он был знатоком биографий ученых Куфы, историй о них, и их знания фикха, вместе с тем, он имел познания в области правовых школ — мазхабов».

Имам Абу Са’д ас-Сам’ани сказал: «Он был имамом, достойным доверия в передаче хадисов, знатоком фикха, не имевшим себе равных»[13].

Хафиз Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи сказал: «Он обладал проницательностью и умом, знанием фикха, был достойным доверия в передаче хадисов, красиво сложен, и все говорили о его достоинствах, правдивости, довольстве малым и скромности»[14].

Хафиз Ибн аль-Асир сказал: «Он был имамом, факихом ханафитского мазхаба, и был достоин доверия (в передаче хадисов)»[15].

Хафиз аз-Захаби сказал: «Великий ученый, имам, великий хафиз, известный в Египте знаток хадисов и факих… и каждый, кто знаком с трудами этого имама, увидит степень его учености и широту познаний»[16]. В другой своей книге «ат-Тарих аль-Кабир» он писал: «Факих, знаток и передатчик хадисов, один из известнейших ученых, он был достоин доверия, был хафизом, обладал знаниями и отличался умом».

Хафиз ас-Сафади сказал: «Он был достоин доверия в передаче хадисов, был благородного происхождения, отличался умом и знанием фикха, подобных которому больше не было»[17].

Имам ‘Афиф аль-Яфи’и сказал: «Он был знатоком хадисов и фикха, и написал ряд полезных книг».

Хафиз Ибн Касир сказал: «Факих ханафитского мазхаба, автор ряда полезных сочинений, один из точнейших передатчиков хадисов, обладал исключительной памятью»[18].

Имам Джалялюддин ас-Суюти сказал: «Имам, авторитетный ученый и знаток хадисов, автор уникальных трудов, факих, подобных которому больше не было»[19].

Шамсуддин ад-Давуди сказал: «Имам, видный ученый, знал наизусть много хадисов»[20].

Ибн Тагриберди писал в «Ан-Нуджум аз-Захира»: «Имам своего века, без сомнений, – в фикхе, хадисе, расхождениях между учеными, шариатских положениях, в арабском языке и грамматике, и один из прекраснейших авторов».

Имам Бадруддин аль-Айни в книге «Нахб аль-афкар» пишет: «Что касается имама ат-Тахави, то, поистине, ученые единогласны в том, что он достоин доверия, и в полноценном его достоинстве, в его таланте в области хадисов, в тех причинах, которые он приводил [досто­верно­сти/недостоверности того или иного хадиса], в тех хадисах, которые он считал отменяющими [решение другого хадиса] и отмененными. Его хвалили как предшественники (саляф), так и последующие ученые (халяф)».

 

[1] Ас-Сам’ани, «аль-Ансаб», стр. 368; Ибн Кутлюбуга, «Тадж ат-тараджим», стр. 6; Ибн ан-Надим, «аль-Фихрист», стр. 292; Абдуль Кадир аль-Кураши, «аль-Джавахир аль-мудыйя», том 1, стр. 102‑105; Джалалуддин ас-Суюти, «Хусн аль-мухадара», том 1, стр. 147; Ибн Халликан, «Вафаят аль-а’ян», том 1, стр. 19; аз-Захаби, «Тазкира аль-хуфаз», том 3, стр. 28; Абдуль-Хайй аль-Лакнави, «Аль-Фаваид аль-бахийя», стр. 31‑34.

[2] Цитирует Аз-Захаби, том 3, стр. 28; цитирует ас-Суюти, том 1, стр. 147.

[3] См. книги, упомянутые выше.

[4] Мухаммад Захид аль-Кавсари, стр. 6‑11

[5] Шарх имама аль-Джассаса издан и доступен на арабском языке.

[6] Табиины — следующее поколение за сподвижниками.

[7] Антропоморфизм – описание Всевышнего Аллаха качествами творений, например, изменением, перемещением в пространстве, нахождение в каком-либо месте, обладание органами, частями тела и т.д.

[8] Детермини́зм (лат. determinare – определять, ограничивать) – учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями.

[9] Рационали́зм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационализм восходит к древнегреческой философии.

[10] Калям (ʼильм аль-калям) – важнейшая исламская наука, отстаивающая принципы Единобожия на основе использования рациональных доводов. Возникла в связи с необходимостью очищения Ислама от ересей, вносимых в них философами, христианами, иудеями, антропоморфи­стами и т.д. Ибн Халдун, давая определение науке калям, пишет: «Это наука, защищающая постулаты веры при помощи доводов разума и опровергающая отклонившихся в убеждениях от пути саляфов и Ахлю Сунны еретиков». («Мукаддима», 1/485).

[11] Таджуддин ас-Субки, «Му’ид ан-Ни’ам ва му’ид ан-никам», стр. 62.

[12] Ибн Хаджар аль-Аскаляни, «Лисан аль-Мизан», 1/276.

[13] «Аль-Ансаб», 8/218.

[14] «Аль-Мунтазам», 6/250.

[15] «Аль-Лубаб», 2/276.

[16] «Сияр а`лам ан-нубаля», 15/27.

[17] «Аль-Вафи биль-вафийат», 8/9.

[18] «Аль-Бидайя ва ан-Нихайя», 11/187.

[19] «Табакат аль-Хуффаз», стр. 337.

[20] «Табакат аль-Муфассирин», 1/74.

Похожие материалы