Имам Абу Джа’фар ат-Тахави

Имя и происхождение

Имам Абу Джа’фар Ахмад ибн Мухаммад ибн Саляма аль-Азди аль-Хаджри ат-Тахави аль-Ханафи – великий факих и хадисовед.

Имам Мухаммад Захид аль-Каусари пишет о его степени в фикхе: «Без сомнения, он достиг степени абсолютного (мутлак) иджтихада, хотя и продолжал относить себя к мазхабу Абу Ханифы».[1]

Он родился в деревне Таха в Египте. Его предки родом из Йемена, они переселились в Египет после того, как он стал частью халифата. Есть разные мнения насчет года рождения имама – 229/843, 230/844, 238/852 и 239/853 года приводятся разными биографами. Часть ученых посчитала верной версию, что имам родился в 229-м, другая часть – что в 239-м.[2]

Его кормилицей была супруга великого хадисоведа Абу Мусы аль-Мисри – одного из учителей имамов Абу Дауда и ан-Насаи. Первым учителем имама ат-Тахави была мать. Её брат, имам аль-Музани, известен как самый влиятельный сторонник шафиитского мазхаба в Египте и лучший ученик имама аш-Шафии. Мать имама ат-Тахави упоминается в книгах либо как «Ухт аль-Музани» («Сестра аль-Музани»), либо как «Умм ат-Тахави» («Мать ат-Тахави»). Так же, как и ее брат, она посещала уроки имама аш-Шафии и даже стала всесторонне образованным ученым определенной значимости в шафиитском мазхабе.

Имам ас-Суюти пишет о ней: «Она посещала уроки имама аш-Шафии, и на нее ссылается имам ар-Рафи’и в разделе закят. Также о ней упоминают ас-Субки и аль-Иснави в сборнике биографий ученых-шафиитов».

Получение знаний

Имам ат-Тахави с детства стремился к изучению религиозных наук. Он ребенком заучил весь Коран наизусть и посещал уроки своего отца, а затем и других ученых.

Он глубоко изучал хадис и фикх, его считали одним из величайших хадисоведов и факихов своего времени. Он начал изучение шафиитского фикха под руководством дяди имама аль-Музани, а затем принялся за изучение ханафитского мазхаба под руководством имама Абу Джа’фара Ахмада ибн Аби Имрана (200 – 280 гг. х.), который стал главным судьей (кадий) Египта в 270/883 г. Ибн Аби Имран в свою очередь был учеником имама Ибн Самма’а (ум. 233 г. х.), который в свою очередь был учеником Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани – главных учеников имама Абу Ханифы.

В 268 (882) году, в возрасте 39 лет[3], ат-Тахави направляется в Шам для дальнейшего изучения ханафитского фикха, где становится учеником Кади Абу Хазима Абдуль-Хамида ибн Джа’фара, который на тот момент был главным судьей Сирии.

Первым, от кого имам ат-Тахави начал выслушивать и собирать хадисы, был имам аль-Музани. И одним из первых был также его отец — Мухаммад ибн Саляма ат-Тахави. Но нужно здесь обратить внимание на тот факт, что имам ат-Тахави застал эпоху имамов всей исламской общины в хадисоведении.

Ему было 4 года, когда умер имам Яхья ибн Маин.

Ему было 12 лет, когда умер имам Ахмад ибн Ханбаль.

Ему было 27 лет, когда умер имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари.

Ему было 32 года, когда умер имам Муслим ибн аль-Хаджадж. Имам ат-Тахави застал некоторых шейхов, от которых передавал хадисы имам Муслим, и тоже передавал от них хадисы.

Ему было 44 года, когда умер имам Мухаммад ибн Язид ибн Маджа. И ат-Тахави выслушивал и передавал хадисы от некоторых из тех шейхов, от которых передавал Ибн Маджа.

Ему было 46 лет, когда умер имам Абу Дауд. И ат-Тахави перенял и передавал хадисы от некоторых из шейхов Абу Дауда.

Ему было 50 лет, когда умер имам Абу Иса ат-Тирмизи.

Ему было 74 года, когда умер имам Ахмад ибн Шу’айб ан-Насаи. И ат-Тахави передавал хадисы от некоторых из тех шейхов, от которых передавал ан-Насаи. Также он выслушивал и передавал хадисы от самого ан-Насаи.

Сам он с юных лет занимался собиранием хадисов с их иснадами, выслушивая их от египетских, шамских и иных шейхов, ученых, имамов, кадыев, которые жили в местах его пребывания и приезжали из других областей.

Среди тех, от кого он выслушивал и записывал хадисы Абдульгани ибн Рифа’а, Харун ибн Саид аль-Айли, Юнус ибн Абд аль-А’ля (товарищ и ученик имама аш-Шафии), Бахр ибн Наср аль-Хауляни, Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абдуль-Хакам, Иса ибн Масруд, Ибрахим ибн Мункыз, ар-Раби’ ибн Сулейман аль-Муради (значимый ученик имама аш-Шафии), кады Баккар ибн Кутейба, Микдам ибн Дауд ар-Руайни, Ахмад ибн Абдуллах ибн аль-Баркы, Мухаммад ибн Акыль аль-Фирьяби, Язид ибн Синан аль-Басри, Абу Хазим ас-Сакуни и многие другие.

Всего же имам Мухаммад Захид аль-Каусари в «аль-Хави» приводит имена 137 шейхов имама ат-Тахави. Мавляна Мухаммад Юсуф аль-Кандахляви в «Амани аль-ахбар фи шарх Маʼани аль-Асар» называет имена 272 учителей имама.

Имам ат-Тахави был признан достойным доверия передатчиком и передавал хадисы. Из тех, кто известен передачей хадисов от него Юсуф ибн аль-Касим аль-Маянаджи, Абу аль-Касим ат-Табарани (автор «аль-Му’джам»), Мухаммад ибн Бакр ибн Матрух, Ахмад ибн аль-Касим аль-Хашшаб, Абу Бакр ибн аль-Мукри, Ахмад ибн Абдульварис аз-Задджадж, кады Абдуль-Азиз ибн Мухаммад аль-Джаухари, Абуль-Хасан Мухаммад ибн Ахмад аль-Ихмими, Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Умар ат-Танухи, Мухаммад ибн аль-Музаффар аль-Хафиз и многие другие.

Мавляна Мухаммад Юсуф аль-Кандахляви в «Амани аль-ахбар фи шарх Маʼани аль-Асар» перечисляет 49 имен ученых, которые учились у имама ат-Тахави и передают от него хадисы.

Приобретя такие основы в фикхе и хадисе, ат-Тахави стал имамом в обеих областях знания и одним из тех, кто наилучшим образом разбирался в смыслах, значениях и применении хадисов в вопросах фикха.

Имам аз-Захаби писал: «Он преуспел в науке хадисов и в фикхе»[4].

В семидесятые годы третьего века от хиджры, в возрасте более 40 лет ат-Тахави возвращается в Египет и некоторое время испытывает большую нужду и бедность, пока однажды его не взял на работу писарем новый главный шариатский судья Египта Абу Убейдуллах Мухаммад ибн ‘Абда ибн Харб аль-Аббадани аль-Басри аль-Ханафи. В скором времени Абу Убейдуллах рассмотрел у Абу Джа’фара ат-Тахави большие способности, сделал его своим заместителем и обогатил. С этого начался рост известности и влияния имама ат-Тахави как ученого на уровне страны.

Нет данных о том, сколько времени ат-Тахави проработал в должности заместителя главного судьи, но это не помешало ему внести такой вклад в исламские науки и так проявить свои знания и способности, что его стали считать предводителем ученых ханафитского мазхаба, знания которого выходят далеко за пределы этой школы.

Его труды

Помимо контроля за судопроизводством во вверенной области, ат-Тахави занимался составлением и написанием основополагающих объемных и сокращенных трудов в различных исламских науках, и за 92 года жизни оставил большое наследие, на которое опирались поколения мусульман и опираются до сих пор.

Хафиз аз-Захаби писал: «Он автор уникальных трудов»[5].

Недавно была найдена часть его огромного труда по тафсиру. Только его работа по расхождениям (ихтиляф) между имамами фикха, по сообщению биографов, составляла 130 томов. К сожалению, она не дошла до наших дней. Однако часть этого труда в сокращенном варианте, который сделал великий ученый-ханафит и толкователь Корана Абу Бакр аль-Джассас (ум. 370/981), сохранились в рукописном виде в Стамбуле.

Он написал труд по классификации хадисов, а также составил сборник хадисов, которые он заучил от своего дяди – имама аль-Музани – под названием «Сунан аш-Шафии». Он также автор известной книги «Шарх ма’ани аль-асар» – комментария к хадисам по вопросам фикха. Самая важная из его работ по фикху – это, пожалуй, «аль-Мухтасар», на которую ученые-ханафиты написали несколько подробных толкований.

Известны следующие из его работ, и не все из них доступны в наше время:

«Шарх ма’ани аль-асар» — книга издана в пяти томах. Передается, что это первая из написанных имамом книг.[6]

«Мушкиль аль-асар» — книга издана в шестнадцати томах под редакцией шейха Шуайба аль-Арнаута. Имам аль-Кураши в «Джавахир аль-мудыйя» пишет, что это последняя написанная имамом книга.[7]

«Ахкам аль-Куръан». Книга целиком не найдена, в Стамбуле была издана ее часть в двух томах (1995, 1998).

«Акыда ат-Тахавия», известная также как «Баян иʼтикад ахли-с-суннати валь-джамаʼа…»

«Ихтиляф аль-уляма». Не найдена, и если однажды она будет найдена, то займет не менее 30 томов в современном издании. Ее сокращение – «Мухтасар ихтиляф аль-уляма» имама аль-Джассаса издана в Бейруте в пяти томах в 1416 году по хиджре.

«Хадис Аби Джа’фар ат-Тахави» — рукопись с 30 хадисами, которые имам Абу Джа’фар ат-Тахави продиктовал со своими иснадами Абу Бакру Мухаммаду ибн Ибрахиму ибн аль-Мукри.

«Ат-Тасвия байна хаддасана уа ахбарана».

«Хукм арады Макка аль-Мукаррама».

«Аль-Мухтасар фи аль-фикх». Краткая книга по ханафитскому фикху. Книга издавалась неоднократно. Из комментариев наиболее выдающимся считается шарх имама Абу Бакра аль-Джассаса (издан в Бейруте в 1431 г.х. под редакцией шейха Саида Бакдаша).

«Шарх аль-Джами’ аль-кабир» имама Мухаммада ибн Хасана. Пока не обнаружен.

«Шарх аль-Джами’ ас-сагыр» имама Мухаммада. Не обнаружен.

«Аш-Шурут аль-кабир». Была частично издана в Стамбуле в 1926 – 1930 гг.

«Аш-Шурут аль-аусат».

«Аш-Шурут ас-сагыр». Издана в Багдаде в двух томах в 1394 г. х.

«Ат-Тарих аль-кабир».

«Аль-Фараид».

«Аль-Васая».

«Аль-Махадыр уа ас-саджалят».

«Манакыб Аби Ханифа».

«Ан-Навадир аль-фикхия» в десяти частях. Неизвестно, дошла ли до нашего времени.

«Ан-Навадир ва аль-хикаят» более чем в двадцати частях. Судьба книги тоже неизвестна.

«Кысма аль-фей ва аль-ганаим».

«Ар-Радд ‘аля Иса ибн Абан».

«Ар-Радд ‘аля Аби Убейд».

«Ихтиляф ар-риваят аля мазхаб аль-куфиййин».

Имам аз-Захаби писал: «Кто посмотрит в труды этого имама, тот поймет, каково его положение в знании, и как широки его познания»[8].

Самым же известным из его трудов стала небольшая книга по вероучению «Баян иʼтикад ахли-с-суннати валь-джамаʼа…», известная как «Акыда ат-Тахавийя». Небольшой по объему, но огромный по важности текст на все времена, перечисляющий все, что должен знать и во что должен верить каждый мусульманин.

«Акыда ат-Тахавийя» содержит положения, насчет которых нет разногласий ни среди сподвижников, ни среди табиинов[9], ни среди великих ученых исламского мира, таких как имамы четырех мазхабов и их значимые последователи. Принципы, которые перечисляет имам ат-Тахави, целиком и полностью взяты из первоисточников религии: Священного Корана и достоверных хадисов.

Во введении имам говорит, что собрал положения вероучения Ахлю-Сунна валь Джама’а на основе взглядов имамов Абу Ханифы, Абу Юсуфа и Мухаммада аш-Шайбани, да будет доволен ими Аллах – известных всем факихов ханафитского мазхаба. Имам ат-Тахави не пытается детально объяснить эти положения или разрешить старые теологические проблемы.

Будучи простым, этот текст не избавил от нужды в более сложном толковании положений веры для того, чтобы дать отпор философам и всяким сектам, таким как антропоморфисты[10], детерминисты[11] и рационалисты[12].

С этими задачами успешно справились имамы Абу Мансур аль-Матуриди и Абу аль-Хасан аль-Аш’ари, да будет доволен Аллах ими обоими, которые, будучи современниками и живя в разных местах, независимо друг от друга пришли к одинаковым заключениям – и с тех пор их книги с лаконичными ясными объяснениями и опровержениями заблудших стали основными текстами для последующего изложения вероубеждения (акыда) суннитов учеными до наших дней.

Имам ат-Тахави, так же, как и имам Абу Мансур аль-Матуриди, построил свою систему на убеждениях имама Абу Ханифы, да будет доволен им Аллах, – они разошлись только в формулировках.

Наука калям[13] в свое время стала необходимой для опровержения заблудших, и в наши дни любой мусульманин обязан изучать вероубеждение – это защитит его от заблуждений. «Аль-Акыда ат-Тахавия» – самый простой и самый подходящий для этого текст. Однако его необходимо изучать с учителем, который, в свою очередь, приобрел понимание этого текста от своего учителя с непрерывной цепочкой (иснад) до самого автора.

Имам Таджуддин ас-Субки (717 – 771 гг. х.), великий ученый-шафиит, отметил, что ханафиты, шафииты, маликиты и ханбалиты – едины в вопросах вероубеждения: «Все они следуют за мнением Ахлю-Сунна валь-Джамаа. Они поклоняются Аллаху в соответствии с вероубеждением Абуль-Хасана аль-Аш’ари. Никто не отклоняется от этого, кроме отщепенцев из числа ханафитов и шафиитов, которые последовали за мутазилитами, и отщепенцев из числа ханбалитов, которые склонились к антропоморфизму. Однако Аллах защитил маликитов от этого, и мы не встретим маликита, который бы не был ашаритом в вопросах вероубеждения. В целом, вероубеждение аль-Аш’ари – заключено в акыде Абу Джа’фара ат-Тахави, которую перенимали ученые разных мазхабов и которой они довольны в качестве вероубеждения».[14]

Также Таджуддин ас-Субки сказал: «Эти четыре мазхаба, и хвала Аллаху за это, едины в вероубеждении, кроме тех из них, кто был мутазилитом и муджассимом, а большинство сторонников четырех мазхабов придерживаются истины. Они признают вероубеждение Абу Джа’фара ат-Тахави, которое переняли поздние учёные (халяф) от ранних (саляф) и исповедовали веру в Аллаха согласно мнению шейха сунны Абуль-Хасана аль-Ашари, которому не противоречил никто, кроме приверженца нововведений»[15].

Высказывания ученых о нём

Абу Саид ибн Йунус аль-Мисри (281 – 347 гг. х.) сказал: «Он был достойным доверия и надежным [в передаче хадисов], факихом, разумным. Не было подобного ему». [16]

Хафиз Ибн Абдиль-Барр аль-Малики (368 – 463 гг. х.) сказал о нем: «Он был одним из самых знающих людей в том, что касается их (имамов ханафитского мазхаба) жизни и сообщений о них, поскольку он был куфийцем в мазхабе. И он был знатоком всех мазхабов факихов, да помилует его Аллах»[17].

Шейх уль-Ислам Абу Исхак аш-Ширази (393 – 476 гг. х.) сказал: «К нему перешло главенство среди последователей Абу Ханифы в Египте»[18].

Хафиз Абу Са’д ас-Сам’ани (506 – 562 гг. х.) сказал: «Он был надежным в передаче хадисов, знатоком фикха, не имевшим равных себе»[19].

Хафиз Абу аль-Фарадж ибн аль-Джаузи (508 – 597 гг. х.) сказал: «Он был достойным доверия, факихом, обладал проницательностью и умом»[20].

Юсуф ибн Абдуллах, известный как Сибт ибн аль-Джаузи (ум. 654 г. х.), сказал: «Ученые единогласны в том, что он обладатель почета, правдивости, аскетизма и богобоязненности»[21]

Хафиз Ибн аль-Асир (555 – 630 гг. х.) сказал: «Он был имамом, факихом ханафитов, и был достойным доверия и надежным [в передаче хадисов]»[22].

Имам аз-Захаби (673 – 748 гг. х.) сказал: «Имам, выдающийся ученый, большой хафиз, хадисовед и факих египетских земель»[23].

Имам ас-Сафади (696 – 764 гг. х.) сказал: «Хафиз, хадисовед, один из выдающихся людей. Он был достойным доверия, благородным, надежным, факихом, разумным. После него уже не было подобных ему»[24].

Хафиз Ибн Касир (701 – 774 гг. х.) сказал: «Факих ханафитского мазхаба, автор ряда полезных сочинений, один из достойный доверия и надежных передатчиков хадисов, обладал исключительной памятью»[25].

Имам Бадруддин аль-Айни (762 – 855 гг. х.) сказал: «Выдающийся ученый эпохи и страны, довод Аллаха и Его знамение среди Его рабов, имам, хранитель иснадов, путешественник на пути знаний, хафиз, точный, принятый в круг великих имамов, следующий за предшественниками (саляфами), пример для потомков (халяфов)»[26].

Ибн Тагриберди (813 – 874 гг. х.) сказал: «Имам своего века, без сомнений, – в фикхе, хадисе, расхождениях между учеными, шариатских положениях, в арабском языке и грамматике, и один из прекраснейших авторов. Он был из числа великих ханафитских факихов»[27].

Имам Касим ибн Кутлюбуга аль-Ханафи (802 – 879 гг. х.) сказал: «Он был достойным доверия в передаче хадисов, благородным, факихом, имамом»[28].

Имам Джалялюддин ас-Суюти (849 – 911 гг. х.) сказал: «Имам, авторитетный ученый и знаток хадисов, автор уникальных трудов, факих, подобных которому больше не было»[29].

Смерть

Умер имам Абу Джа’фар ат-Тахави в начале месяца зуль-каада 321 г.х. (933 г. по григорианскому календарю), дожив, по одной версии, до 92 лет. Похоронен в Каире. Место его могилы всегда было известно среди мусульман. Со временем её огородили стенами и накрыли крышей. Сейчас эта постройка с могилой имама находится в Каире по улице Лейса ибн Са’да.

 

 

[1] «Аль-Ишфак», с. 41.

[2] «Аль-Хави» аль-Каусари, с примечаниями шейха Хамзы Бакри, с. 6 – 8.

[3] Если принять, что имам родился в 229 году по хиджре.

[4] «Ас-Сияр а’лям ан-нубаля», 15/28.

[5] «Тазкира аль-хуффаз», 3/21.

[6] «Аль-Хави» аль-Каусари, с. 94. Примечание 2.

[7] «Аль-Хави» аль-Каусари, с. 99. Примечание 3.

[8] «Ас-Сияр а’лям ан-нубаля» 15/30.

[9] Табиины – следующее поколение за сподвижниками.

[10] Антропоморфизм – описание Всевышнего Аллаха качествами творений, например, изменением, перемещением в пространстве, нахождение в каком-либо месте, обладание органами, частями тела и т.д.

[11] Детермини́зм (лат. determinare – определять, ограничивать) – учение, утверждающее, что все явления связаны причинной связью с более ранними явлениями.

[12] Рационали́зм (от лат. rationalis – разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека. Исторически рационализм восходит к древнегреческой философии.

[13] Калям (ʼильм аль-калям) – важнейшая исламская наука, отстаивающая принципы Единобожия на основе использования рациональных доводов. Возникла в связи с необходимостью очищения Ислама от ересей, вносимых в них философами, христианами, иудеями, антропоморфи­стами и т.д.

[14] «Му’ид ан-ни’ам ва му’ид ан-никам», стр. 62.

[15] «Му’ид ан-ни’ам ва му’ид ан-никам», стр. 25.

[16] «Тарих Ибн Йунус аль-Мисри», 1/22.

[17] «Джами’ баян аль-ильм уа фадлих», 2/897.

[18] «Табакат аль-фукаха», с. 142.

[19] «Аль-Ансаб», 8/218.

[20] «Аль-Мунтазам», 13/318.

[21] «Миръат аз-заман», 17/46.

[22] «Аль-Любаб фи тахзиб аль-ансаб», 2/276.

[23] «Сияр а’лам ан-нубаля», 15/27.

[24] «Аль-Вафи биль-вафийат», 8/8.

[25] «Аль-Бидайя ва ан-Нихайя», 11/187.

[26] «Ма’ани аль-ахьяр», 1/9.

[27] «Ан-Нуджум аз-Захира», 3/240.

[28] «Тадж ат-тараджим», с. 100.

[29] «Табакат аль-хуффаз», стр. 337.

Похожие материалы