История учебного заведения «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия»

Школа хадиса «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия», находящаяся в Дамаске, является знаковым местом для исламской уммы вот уже на протяжении восьми веков. Она является культурным и историческим символом вакуфов, их функционирования, а также деятельности известных выдающихся личностей и религиозных лидеров, связанной с вакуфами.

Нельзя обращаться с культурными исламскими памятниками с тем пренебрежением и равнодушием, с которыми обращаются с памятниками таких исчезнувших цивилизаций, как древние египтяне, халдеи, ассирийцы, финикийцы, греки, персы или римляне, несмотря на их высокую материальную ценность. Исламские исторические реликвии не перестают выполнять свою функцию даже сейчас, когда тень пренебрежения и неосторожности пала на многие из них.

Нагляднее всего это можно наблюдать на примере мечетей, основной функционал которых шариат запрещает упразднять или обращать в другое русло. Это одна из главных причин, по которой эти исторические памятники остались целыми и по которой они и их предназначение остались в сохранности.

Касательно же других исламских исторических памятников – крепостей, больниц и постоялых дворов, а тем более различных школы, то многие из них исчезли, а если от них что и осталось, то большая часть их основных функций была упразднена после реформ, произошедших в исламском мире. Таким образом, из того наследия, от которого отвернулись его обладатели, остались лишь эти знаковые культурные памятники, и более не связывает их с ним ничего, кроме восхищения великолепием планировки, инженерной мыслью и совершенством строений и декораций.

Знаковый культурный памятник исламской общины на протяжении восьми веков

Учебное заведение (медресе) «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия ас-Султания» в Дамаске является крупнейшим памятником культуры, с которым связаны настоящее и прошлое. Он является одним из тех исламских памятников, которые не перестают выполнять некоторые свои функции, ради которых он и был основан, даже если иногда они ослабевают, а иногда усиливаются, в одно время активно работают, а в другое – нет.

В «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» преподавали исключительные личности из числа учёных и из всей остальной общины, там были составлены великие труды, которые нужны любому учёному уммы.

Из «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» пошло научное возрождение Дамаска, которое продолжается по настоящее время. В его истории запечатлены многие возвышенные и знаменательные случаи, а один из его шейхов спланировал в этом медресе великую сирийскую революцию.

«Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» является беспристрастным свидетелем прекрасного периода времени, открытого в Дамаске справедливым правителем Нуруддином аз-Занки, да помилует его Аллах: он прибыл в город в 549 году хиджры и построил в нём множество школ. «Дар аль-Хадис ан-Нурия» была одной из самых крупных школ. Он построил её для своего шейха хафиза ибн Асакира, историка из Дамаска. Эта школа является самой древней в исламском мире. После Нуруддином аз-Занки строительство школ стало обычаем среди правителей династии Айюбидов.  Самым страстным любителем науки и покровителем учёных был правитель аль-Ашраф Музаффаруддин Абуль-Фатх Муса – сын справедливого правителя Абу Бакра Мухаммада ибн Айюба, родного брата Салахуддина аль-Айюби, да помилует их всех Аллах.

Строительство учебного заведения «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия»

Правитель аль-Ашраф выкупил у Саримуддина Каймаза пустующую постройку и здание бани к востоку от крепости Дамаска. Он снёс их и на их месте возвёл школу «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия аль-Дживания», а с южной стороны построил жилище для шейха школы. Это было второе здание в мире, построенное ради преподавания хадисов. Оно было возведено за два года. Правитель аль-Ашраф официально отпраздновал открытие «Дар уль-Хадис» в благословенную ночь в середине месяца ша’бан 630 года хиджры. Преподавание в школе он вверил имаму, «доводу Ислама» Абу Амру ибн ас-Саляху аш-Шахразури. Это было вакуфным имуществом для шафиитских мухаддисов. Через месяц после его открытия в Дамаск прибыл ответ имама, великого «муснида» (человека, обладающего цепочками передачи хадисов, восходящими к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует)) аль-Хусейна ибн аль-Мубарака аз-Забиди аль-Багдади, на приглашение правителя аль-Ашрафа. Правитель поселил его в «Дар уль-Хадис», и люди повалили к нему толпами. Он преподавал по «Сахиху» аль-Бухари несколько дней месяца шавваль 630 года хиджры. После этого аз-Забиди вернулся в Багдад и умер там в 631 году, да помилует его Аллах.

Касательно же правителя аль-Ашрафа, то кончина настигла его (да будет он помилован Аллахом) в крепости Дамаска 4 мухаррама 635 года, а последними его словами были: «Нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Он был погребён неподалёку от могилы его дяди Салахуддина. Его могила, которая покоится под полотном забвения, находится в саду в районе аль-Калляса, а многие и не ведают об этом.  Аль-Ашраф оставил после себя в Дамаске соборную мечеть ат-Тауба, соборную мечеть Джаррах, школу «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия аль-Бирания» в районе ас-Салихия на склоне горы Касиюн, которая является вакуфным имуществом, переданным в пользу ханбалитов. Её физическое состояние очень хорошее, однако её научный функционал подорван.

Реликвия Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия»

Муса аль-Ашраф оставил школе «Дар уль-Хадис» реликвию – обувь Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которую аль-Ашрафу завещал ан-Низам ибн Абу аль-Хадид ат-Таджир в Дамаске. Всё потому, что правитель аль-Ашраф попросил эту почётную реликвию у ан-Низама, чтобы установить её в «Дар уль-Хадис», но тот отказал ему. По своей справедливости Муса аль-Ашраф не стал принуждать его отдать её. Когда же смерть пришла к ан-Низаму ибн Абу аль-Хадиду, он завещал обувь Мусе аль-Ашрафу, а тот положил её в деревянный ящик и вмуровал его в восточную стену «Дар уль-Хадис» над михрабом.

Про это говорил Такиюддин ас-Субки, когда писал (в стихах):

وفي دار الحديث لطيف معنى *** أصلي في جوانبها وآوي
عساني أن أمسّ بحُرِّ وجهـي *** مكانا داسه قدم النــواوي

В прекрасной школе «Дар уль-Хадис» ***

Молюсь в её я стенах и укрываюсь,

Возможно, я притронусь лицом своим ***

К тому месту, на котором стояли стопы ан-Навави.

Вакуфное имущество школы «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия»

После этого нам необходимо вкратце и по порядку назвать самое важное, что заключалось в послании «О вакфах» школы «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия».  Это исторический документ, свидетельствующий о золотом веке исламской общины – в то время как другие общины жили в непроглядной тьме [невежества]. Имам ас-Субки сохранил для нас текст этого документа в своих фетвах.

Вакуфное недвижимое имущество:

— восточная постройка крепости Дамаска,

— жилище шейха-учителя,

— десять постоялых дворов рядом со школой,

— комната с западной стороны школы,

— две печи рядом со школой,

— конюшня рядом со школой,

— нижний и верхний крытые рынки аль-Адиля,

— аркада напротив школы,

— два постоялых двора и комната рядом с церковью Марьям,

— по одной доле имущества в четырёх постоялых дворах рядом с почтой,

— по одной доле имущества в двух постоялых дворах в «аль-Хариринз»,

— доля имущества в постоялом дворе в районе Хаддадин,

— треть села Хазрама.

Всё это является бессрочным вакуфным имуществом. Сведения о некоторых из этих объектов были высечены на восточной стене у входа в школу.

Обязанности смотрителя вакфа в школе «Дар уль-Хадис»

— Заселение школы и тех мест, которые являются вакуфным имуществом и отданы в пользование школы и её обитателей.

— Удовлетворение потребностей школы в масле, свечах, лампах, светильниках, циновках, коврах и средствах уборки.

— Обслуживание потребностей земли, оставленной школе как вакуфное имущество, например, поддержка земледельцев, одалживание им средств, покупка животных и инструментов.

— Регулирование вопроса обновления вакуфного имущества и договоров вакфа, а также забота об этих документах.

— Забота о том, чтобы те, кто имеет какое-либо право на это имущество, получили его.

— Если ради большей пользы нужно совершить что-то дополнительное, что не прописано в уставе вакфа, то смотритель может потратить из имущества вакфа столько, сколько посчитает нужным и соответствующим ситуации.

— В случае, если от продукции вакфа останется излишек, смотритель может купить имущество, которое он оставит как вакф в пользу школы. Он может взять что-то лишнее для этих целей, а если же он считает, что излишек нужно потратить на нужды школы, то он может сделать это.

Научная деятельность в «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия»

Научная деятельность в «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» была разнообразной.

Имам. На него в месяц уходило 60 дирхамов. Он обязан был возглавлять пятикратную молитву и молитву-таравих, а также вести кружки чтения и заучивания. Для того чтобы занять должность имама, человек должен был знать Коран наизусть и в совершенстве владеть семью способами чтения. Смотритель вакфа мог поставить на должность преподавателя в кружке чтения кого-то помимо имама, а выделенную сумму распределить между кураторами кружков по своему усмотрению.

Муэдзин. Каждый месяц он получал 20 дирхамов.

Мухаддис. Для того чтобы занимать должность мухаддиса, человек должен был лучше всех шафиитов Дамаска знать науку хадиса , а также прекрасно знать цепочки передачи хадисов и их смысл. Если один человек не сочетал в себе все это, то в приоритете был тот, кто хорошо знал смысл хадисов. Правитель аль-Ашраф поставил условие, что этот пост должен занять почётный имам Абу Амр ибн ас-Салях, и ему следует платить 90 дирхамов в месяц, а его потомству – 50 дирхамов каждый месяц, пока не умрёт последний потомок.

Служитель достопочтимой реликвии (обувь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует). Ему платили 40 дирхамов каждый месяц. Это был Хадж Райтар Гулямуллах, а после него эту должность занимали его потомки. Если же его род вымрет, то его жалование следует распределить на остальные нужды вакфа.

Чтецы Корана. На десять чтецов Корана по семи видам чтения распределялось 100 дирхамов в месяц: каждому по 10.

Те, кто занимался хадисами. Каждому, кто занимался хадисами, выплачивали восемь дирхамов. Чем активнее человек занимался наукой хадиса, тем больше смотритель платил ему, а у тех, кто занимался ею меньше, жалованье уменьшалась.

Слушающие хадисы. Тем, кто слушал хадисы в школе «Дар уль-Хадис», платили 3-4 дирхама в месяц. Тем, кто проявлял большее усердие в этом, смотритель платил больше, а если человек обладал ещё и высокими умственными способностями, то его плата достигала восьми дирхамов.

Талантливые люди. Тем из студентов, кто выучил какую-либо книгу по хадисам, шейх мог сделать особый подарок. А если кто-то полностью посвятил себя хадисам и обладал способностями, которые сделали бы его знатоком, шейх мог вложить в него ту сумму, которой заслуживали подобные ему – потратить её на покупку бумаги, письменных принадлежностей – чернил, перьев и других инструментов для письма, необходимых для переписывания хадисов или цитат из книг по науке хадиса, коранических наук или толкований Корана. Также плата назначалась тем, кто был занят переписыванием и записыванием, и тем, кто переписывал для себя книгу или подал просьбу о разрешении преподавать. Эти средства выделялись только на тех, кто переписывал что-то для личного пользования или изучения, а не для последующей перепродажи переписанных книг ради получения материальной выгоды.

Учёные, посещающие школу «Дар уль-Хадис». Если повсеместно известный шейх, к которому люди приходят за знаниями, прибудет в «Дар уль-Хадис», то он может поселиться там, и ему каждый день будут выплачивать два дирхама, а когда его визит завершится, то ему выплатят тридцать динаров – каждый динар с семью дирхамами. Это в том случае, если он прибудет из поселения, не входящего в территорию Леванта (Шама). Если шейх является жителем Шама, то смотритель вакфа платит ему меньше упомянутой суммы – на своё усмотрение. Если же шейх является жителем Дамаска, но школа особо заинтересована в том, чтобы пригласить его и позволить ученикам прослушать его курс [цепочек передачи хадисов], которые являются короткими (следовательно, более достоверными), то смотритель имеет право платить ему сумму, соответствующую положению шейха – до десяти динаров.

Административная деятельность в школе «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия»

Что касается административных должностей, созданных для управления делами школы оптимальным образом, то их насчитывается несколько.

Хранитель книг. На него уходило 18 дирхамов в месяц. Его обязанности: приводить книги в порядок, реставрировать их и уведомлять смотрителя о соответствующих нуждах, которые оплачиваются из средств вакфа. Из них же оплачивается исправление или сверка книги в случае острой необходимости. Смотритель может заказывать копирование (в прежние времена – переписывание) и покупку книг и их частей, а после этого передать их в вакуфное имущество.

Жалование декана – 18 дирхамов.

Привратник (вахтёр). Его жалование равняется 15 дирхамам.

Два доверительных управляющих. Их жалование составляет 30 дирхамов (по 15 каждому).

Смотритель может покупать то, в чём есть нужда, например, свечи, благовонное дерево для окуривания помещений, кувшины, лёд и тому подобное.

Смотритель может приготовить еду в месяц Рамадан или вместо этого раздать тысячу дирхамов на всех обитателей школы, если имущество вакфа позволит это. Если имущество кончится и его не хватит на покрытие расходов, то смотритель обязан урезать расходы на дополнительные нужды, не являющиеся первой необходимостью. Если ему придётся ещё урезать расходы , то он волен распоряжаться делами, как посчитает нужным.

Аль-Малик аль-Ашраф не забыл и о благом отношении к соседям. Он поставил условие каждый год выплачивать из продукции трети Хорзама тысячу дирхамов в интересах школы «Дар уль-Хадис ан-Нурия», её служащих и тех её обитателей, которые занимаются наукой хадиса.

Это и есть устав вакфа или внутренний порядок «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия». Совершенно очевидно, что он не касается учебной программы, успех которой в первую очередь зависит от шейха-учителя, особенно учитывая, что методики образования не были автоматизированными, как сейчас.

Самые известные личности, которые преподавали в школе «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия»

Ибн ас-Салях (577–643 гг. х.)

Первым, кто преподавал в «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия», был имам, шейх уль-Ислам Такиюддин Абу Усман ибн Абдуррахман аль-Курди аш-Шахразури аль-Мусыли, известный как ибн ас-Салях. Он стал преподавателем школы в момент её основания – в 630 году по хиджре – и был им до самой смерти в своём доме в «Дар уль-Хадис» утром среды 25 числа месяца раби’уль-ахир 643 года. Он был погребён на суфийском кладбище. В «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» он преподавал по книге «Улюм аль-Хадис», более известной как «Мукаддима ибн ас-Салях». В последующем эта книга стала фундаментом науки хадиса.

Абу Шама аль-Макдиси (599–665 гг. х.)

Имам, довод религии, Шихабуддин Абу Шама Абдуррахман ибн Исмаил аль-Макдиси, толкователь труда «Аш-Шатыбия» и сокращённого изложения «Тарих Димашк» ибн Асакира. Он также автор книги «Аль-Ваджиз фи улюм татааляку биль-Куръан аль-Азиз» («Лаконичное изложение наук, связанных с Великим Кораном») и других трудов. Он преподавал там до самой смерти в месяце рамадан 665 года.

Имам ан-Навави (631–676 гг. х.)

Имам, раббани, факих, хафиз, довод в религии, шейх уль-Ислам Абу Закария Яхья ибн Шараф ан-Навави, исследователь шафиитского мазхаба, автор множества полезных трудов, о которых знают все. Он прочитал в школе («Дар уль-Хадис») два сборника (аль-Бухари и Муслима), «Сунан» Абу Дауда, «Ар-Рисаля аль-Кушайрия», «Сафва ат-Тасаввуф», «Аль-Худжа ‘аля тарки аль-махадж», «Шарх ма’ани аль-Асар» и другие. Он ни разу не взял себе жалованье «Дар уль-Хадис», а покупал на него книги и оставлял их школе как вакуфное имущество . Он умер в 676 году в возрасте 45 лет.

Имам аль-Фарикы (умер в 703 г. х.)

Проповедник Дамаска, имам Зайнуддин Абдуллах ибн Марван аль-Фарикы – это тот, кто восстановил «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» в 702 году, после того как его разрушили монголо-татары, вторгнувшиеся в Дамаск. Его имя, высеченное на каменной плите, до сих пор виднеется над воротами школы. Он, да помилует его Аллах, умер в 703 году.

Имам аль-Миззи (654–742 гг. х.)

Одним из самых достойных людей, которые преподавали в «Дар уль-Хадис», был шейх хафизов и их выдающихся личностей – имам, образец для подражания, шейх мухаддисов Джамалюддин Абу аль-Хаджадж Юсуф ибн аз-Заккий аль-Миззий в 717 году. Он написал две великие книги, которым нет подобных: «Тахзиб аль-камаль фи асмаи р-риджаль» и «Тухфатуль-ашраф би ма’рифатиль-атраф». Тот, кто занят изучением науки хадиса, не может проигнорировать эти книги. Аль-Миззи преподавал в «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» по труду «Тахзиб аль-камаль», и эти уроки слушали знаменитые люди того времени. Он преподавал там до самой смерти в собственном доме в месяце сафар 742 года и был похоронен на суфийском кладбище, на данный момент на этом участке расположены корпусы и парки Дамасского университета.

Такиюддин ас-Субки (683–756 гг. х.) и его сын Таджуддин (717–771 гг. х.)

Имам, шейх уль-Ислам, главный кадий, проповедник Дамаска Такиюддин Абуль-Хасан Али ибн Абдуль-Кафи ас-Субки начал преподавание со священного хадиса аль-кудси, передаваемого шамийцами: «О рабы Мои, Я запретил для Себя несправедливость и установил для вас запреты, так не будьте же несправедливыми…» (Муслим).

Он проживал в одной из аудиторий школы «Дар уль-Хадис». Ас-Субки (да помилует его Аллах) умер в Египте в 756 году. Затем на пост главного кадия вступил его сын, проповедник Дамаска имам Таджуддин Абу Наср Абдуль-Ваххаб ибн Али ас-Субки, автор книги «Табакат аш-шафиия аль-кубра» и других трудов. Его работа на этом посту была непостоянной. Он, да помилует его Аллах, умер в Дамаске в 771 году, будучи шейхом в «Дар уль-Хадис», и был похоронен на склоне горы Касиюн.

Имам ибн Касир (701–774 гг. х.)

Достопочтимый имам тафсира и хадиса, исламского права и истории, хафиз Имадуддин Абу аль-Фида Исмаил ибн Умар ибн Касир аль-Карши аль-Басри, автор толкования Корана, о котором знают все. Умер в 774 году и похоронен на суфийском кладбище. Ибн Касир преподавал в «Дар уль-Хадис» до месяца раби’уль-ахир 772 года.

Ибн Хаджар аль-Аскаляни (773–852 гг. х.)

Предводитель верующих в науке хадиса, имам, хафиз, шейх уль-ислам Ахмад ибн Али ибн Хаджар аль-Аскаляни. Стал преподавать в «Дар уль-Хадис» в 836 году, жил в Дамаске сто дней, и за этот срок прошёл с ученикам тысячу томов по хадису. Умер в 852 году, да помилует его Аллах.

Ибн Насыруддин (777–842 гг. х.)

Достопочтимый имам, хафиз, довод в религии, Мухаммад ибн Абу Бакр ибн Абдуллах аль-Кайси, известный как ибн Насыруддин ад-Димашки. Он прибыл в «Дар уль-Хадис» к молодёжи и озарил школу, дав уроки по толкованию слов Аллаха «Аллах оказал милость верующим» (сура Аль-Имран, аят 164), и начал преподавательскую работу в присутствии предводителя правоверных в науке хадиса, шейха уль-Ислама, хафиза ибн Хаджара аль-Аскаляни. Автор множества полезных трудов, умер шахидом в 842 году и похоронен около ворот Фарадиса, да помилует его Аллах.

Самые знаменитые и выдающиеся учителя и чтецы

Имам аз-Замалькани (умер в 727 году), имам аш-Шариши (умер в 718 году), главный кадий Бахауддин ас-Субки, брат Таджуддина (умер в 773 году), имам аль-Булькини (умер в 805 году), главный кадий Шихабуддин Ахмад ибн Исмаил аль-Хасбани (умер в 815 году).

Среди выдающихся личностей, которые преподавали здесь, также были: проповедник Дамаска, величайший учёный Шихабуддин ибн Ахмад ат-Тайб (умер в 979 году), величайший учёный аш-Шамс Мухаммад ибн Мухаммад аль-Майдани (умер в 1033 году), величайший учёный Абдуль-Кадир ибн Мустафа ас-Сафури (умер в 1081 году), величайший учёный шейх ибн Абдуль-Хади аль-Умри (умер в 1100 году). Наряду с преподаванием хадиса здесь также вели кружок чтения Корана. В разное время его возглавляли величайшие чтецы: ибн Фалях аль-Искандери (умер в 702 году), Ахмад ибн Абдуррахман аль-Баалябеки ибн ан-Накыб (умер в 764 году), Мухаммад ибн Ахмад ал-Лябан (умер в 776 году), Ахмад ибн Ибрахим аль-Манджаби ибн ат-Тахан (умер в 782 году), шейх чтецов Шамсуддин Мухаммад ибн аль-Джазари, автор трудов «Ан-Нашр», «Ат-Тайба» и «Аль-Джазария», умерший в Ширазе в 833 году, да помилует их всех Аллах. В 803 году в Дамаск вторглись полчища монголо-татар и стали бесчинствовать на тех землях, а школа «Дар уль-Хадис» (и не только) понесла большой урон.

Школа «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» в 13 веке по хиджре

Затем медресе «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» пришло в упадок, и его деятельность сошла на нет, а после 1200 года хиджры его положение стало совсем печальным. Руки расхитителей (воров и коррупционеров) завладели им, пока медресе не перешло во власть женщины. Это произошло немного спустя после 1260 года. Религиозная ревность охватила почётного шейха, литератора Юсуфа аль-Магриби, проживавшего в Дамаске, и он постарался очистить «Дар» от этих преступников.

Женщина поспешила сдать школу в аренду итальянскому виноторговцу, который превратил её территорию в винный рынок. Ещё большую дерзость он проявил, превратив мечеть школы в хранилище бочек вина. Шейх подал жалобу правителю, и дело было решено в его пользу, но решение так и не было приведено в действие, а шейху со стороны губернатора начали ставить палки в колёса, и положение его стало невыносимым. Он уехал из Дамаска в Константинополь. Там он попросил о помощи у султана, подготовив речь о «Дар уль-Хадис», о преподавательской и научной деятельности и лидирующих позициях школы, а никакой другой речи об этой школе не было прежде.

Затем он встретился с амиром, муджахидом Абдуль-Кадиром аль-Джазаири и объяснил ему ситуацию с «Дар уль-Хадис». Когда амир явился в Дамаск в 1272 году, то купил «Дар уль-Хадис» и провёл ремонт мечети и школы на свои средства. Затем в соборную мечеть аль-Афрам в районе Салихия был привезён купленный им михраб, который до сих пор находится там.

В первый день месяца раджаб 1274 года по инициативе амира Абдул-Кадира в «Дар уль-Хадис» началось преподавание сборника хадисов «Сахих» имама аль-Бухари под надзором шейха Юсуфа аль-Магрибий (да помилует его Аллах), а закончилось оно в последний день рамадана. Жизнь вернулась в «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия». Шейх Юсуф, да одарит его Аллах от всего «Дар уль-хадис» наилучшим воздаянием, умер в 1270 году, да помилует его Всевышний. После 1300 года умер и амир, да помилует его Аллах.

Школа «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» в 14 веке хиджры

Затем школу возглавил признанный шейх Дамаска, один из великих мухаддисов под куполом орла (Омеядской мечети) – шейх Мухаммад Бадруддин ибн Юсуф аль-Хасани, благодаря которому «Дар уль-Хадис» вернул себе былую славу и известность по всему миру. Комната шейха в медресе была убежищем для притеснённых, у его порогов прекращались нападки зловредных и горделивых людей.

В «Дар уль-Хадис» шейх весь день проводил в преподавании, принося пользу, и там же он планировал великую сирийскую революцию, тихо и расчётливо. Он, да помилует его Аллах, умер в 1345 году. В то время «Дар уль-Хадис» был заполнен выдающимися людьми, поселившимися там, среди них был и шейх Абдуль-Кадир Бадран, и шейх Махмуд аль-Аттар, и многие другие.

На этой стадии преподавателями школы «Дар уль-Хадис» были: глава союза учёных, великий исследователь, шейх Абуль-Хайр аль-Майдани (умер в 1380 году); прекрасный шейх, который всегда побуждал к благому и отстранял от порицаемого, шейх Мухаммад Рафик ас-Сибаи (умер в 1403 году); общий директор общественного муфтията и центра религиозного преподавания и шейх Мухаммад Фахруддин аль-Хасани ат-Тайб (умер в 1407 году) – учитель при «Дар уль-Хадис» и опора его институтов, внук великого мухаддиса.

Эпилог

Эти восемь веков свидетельствуют благое об этой общине, даже если в некоторые периоды в неё просачивалась слабость. Как хорошо было бы, если бы внутри или снаружи у стены «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» установили мемориальную доску, на которой были бы высечены имена значимых личностей каждого поколения, которые когда-либо проходили через эту школу! Как было бы прекрасно, если бы в «Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» был восстановлен общий кружок по преподаванию хадисов, что напомнило бы нашей общине о её прошлом!

«Дар уль-Хадис аль-Ашрафия» – живой свидетель слов Аллаха «Пена будет выброшена, а то, что приносит людям пользу, останется в земле» (сура ар-Ра’д, аят 17) и слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Да обрадует Аллах человека, который, услышав от нас хадис, запомнит его и передаст другому» (Абу Дауд, 3660).

المصدر كتيب للشيخ محمد مجير الخطيب الحسني، بعنوان: الحديث الأشرفية معلم حضاري للأمة في مسيرة ثمانية قرون.

Источник: брошюра шейха Мухаммада Муджира аль-Хатыба аль-Хасани «Аль-Хадис аль-Ашрафия – знаковое культурное место Уммы на протяжении восьми веков»

Похожие материалы