Кризис исламских элит. Часть 2

Когда-то я написал статью на эту тему, сейчас решил продолжить, так как тема очень глубокая, и у меня накопились мысли на эту тему. Начать стоит с того, что с подобным кризисом столкнулся не только Ислам, но и Запад, где также есть проблема качества элит. Как происходит формирование современных элит? Или, в ещё более общем варианте, как происходит формирование и становление современного человека?

Механизмы, описанные Ибн Хальдуном (да смилуется над ним Аллах), канули в лету, научно-технический прогресс радикально изменяет структуру человеческого общества, нет больше антагонизма городской (оседлой) культуры и открытой (кочевой), а власть переходит из рук в руки всё чаще бескровно, в западном мире после Второй Мировой войны не произошло ни одного военного переворота или революции (студенческие волнения 60-х не в счёт). Напротив, в регионах, где власть переходит из рук в руки насильственным путём (Латинская Америка, Ближний Восток, Африка), не возникает новых могущественных династий с растущей силой асабии, теперь это признак отсталости и непрекращающихся политических кризисов. А качества, необходимые ранее для формирования элит, такие как храбрость, решительность, воинственность, готовность принести себя в жертву ради высшей цели, становятся ненужными в современном постиндустриальном обществе потребления. Если убрать все эти качества, что тогда остаётся? А остаётся неуверенный в себе либо с болезненно раздутым самомнением, ищущий постоянных развлечений, не желающий ответственности вечный тинэйджер[1]. То есть человек перестал становиться взрослой, зрелой, ответственной личностью.

Современному обществу нужен в первую очередь вечный потребитель, отсюда и снижение качества высшего образования, так как образованный, ответственный человек не будет бездумно потреблять в таком количестве, а следовательно, он экономически невыгоден и политически опасен. Причём, если рождаемость повсеместно снижается и средний возраст населения растёт, то инфантильность сознания становится всё стареет, например, средний возраст игрока в видео- и компьютерные игры уже перешагнул за 30 лет. Можно взглянуть на образы современных «звёзд» массовой культуры, которые уже перестали стареть и вечно молодые смотрят на нас с экранов, практически исчезли образы статных, умудрённых опытом стариков, вместо них те же «пожилые тинэйджеры».

Процесс взросления всегда связан с некоторой психологической травмой, связанной с осознанием конца периода детства и прежнего восприятия мира и себя. Традиционно он наступал в период 15-25 лет, если человек не проходит в этот возрастной период экзистенциального[2] становления, он, скорее всего, так и не станет в дальнейшем полноценной зрелой самодостаточной личностью, а так и останется тем самым вечным тинэйджером, изменить которого уже будет практически невозможно. В этом и кроется одна из причин массовых депрессий, психозов, неврозов у современного городского жителя из-за ощущения своей невостребованности и нереализованности. С другой стороны, этот затянувшийся инфантилизм[3] приводит к появлению большого количества людей, не способных критически мыслить, адекватно воспринимать себя и окружающую действительность – вплоть до обскурантизма[4].

Безусловно, и в прошлые эпохи было множество глупых и невежественных взрослых, но тогда существовала чёткая иерархия, эти люди не могли быть главенствующим классом, так как элита всегда является меньшинством, и именно она управляет обществом, как мы писали об этом в прошлой статье. С разрушением этой иерархии мы и получаем подобную ситуацию, поскольку в силу природы человека все элитой быть не могут, интеллектуальные, моральные планки начинают занижаться и на выходе мы получаем массы невежественных, инфантильных взрослых. Особенно это заметно на примере Интернета, где вообще размыта всякая иерархия, где кто что хочет, то и несёт, где практически нет объективных оценок, но везде есть мнение каких-то комментаторов, зачастую анонимных. А школьники и подростковая культура стали задавать тренды в интернете, начиная от мемов, заканчивая малолетними блогерами на ютьюбе с миллионами подписчиков и миллионными доходами.

Ещё один пример такой тенденции – снижение качества и престижа высшего образования, диплом об окончании института перестал давать гарантии обширных перспектив, само обучение в вузе больше не приобщает тебя к элите. Всё это характерно как для исламского мира, так и для западного, только со своими культурными особенностями, но надо сказать, что на Западе всё ещё сохранились структуры, формирующие элиты. К ним относится ряд высших учебных заведений типа Гарварда, закрытых политических и бизнес-клубов, то есть там сохранились свои «сита», благодаря которым отбираются лучшие кадры и происходит обновление элит. К очень могущественной группе таких элит относятся так называемые неоконсерваторы, или сокращённо «неоконы», именно к этой группе принадлежит нынешний президент США Дональд Трамп, который, если посмотреть его биографию, все эти «сита» как раз и прошёл.

Как нам, мусульманам, повысить качество наших элит и остановить процесс инфантилизации нашей молодёжи, из которой эти элиты должны формироваться? Начнём с того, что необходимо проводить меньше время в интернете, а то время, которое проводится, проводить качественно иным способом. На первый взгляд, связь между зависимостью от цифровых развлечений и качественным ухудшением интеллектуального и морального потенциала молодого поколения может показаться натянутой, однако это только на первый взгляд. Современные исследования в этой области говорят нам, что постоянное использование гаджетов уже в детском возрасте приводит к цифровому аутизму, это новый диагноз, который, возможно, в скором времени перерастёт в эпидемию.

Вот ссылка на доклад известного психиатра Александра Курпатова на экономическом форуме в Давосе по просьбе «Сбербанка», в котором говорится о негативных последствиях тотальной цифровизации молодого поколения. Если подытожить доклад – чрезмерное времяпрепровождение за гаджетами приводит к формированию «клипового мышления», то есть восприятию информации только в виде визуального образа, к неспособности критически осмысливать и анализировать большие объёмы информации. Молодёжь, растущая на постах в Инстаграме и клипах в Тик-токе, не учится критически мыслить, не умеет выстраивать общение с живыми людьми, впадает в зависимость от своих смартфонов, вокруг которых построена вся их жизнь. Как следствие мы получаем глупое, эмоционально нестабильное, склонное к депрессиям, эгоистичное поколение тех самых вечных детей, которые так и не обретают навыков самодостаточных взрослых людей.

Сами по себе смартфон и Интернет не являются злом, но нужно уметь ими пользоваться и извлекать из них пользу, например, ограничить суточное пользование тремя часами; приучать себя анализировать большие объёмы информации, а самое главное – продолжать своё обучение, так как в современном мире процесс образования и самообразования становится непрерывным, и Интернет в этом отношении становится почти идеальным помощником.

Вот данные исследования 2019 года, посвящённые росту цифровизации и использованию Интернета. Данные в нём неутешительного характера: во-первых, большинство юзеров пользуются Интернетом свыше шести часов в день, во-вторых, одни из самых активных юзеров – это жители исламских стран, и в-третьих, наиболее потребляемый контент – короткие видео. То есть, скорее всего, в будущем нас будет окружать всё больше глупых великовозрастных детей. Мы искренне надеемся, что наши читатели не относятся к этому числу, так как одной из главных своих задач мы как раз видим повышение интеллектуального уровня читателей. И тауфик лишь от Аллаха, Тааля.

[1] Тинэйджер (англ. teenager – подросток) – юноша или девушка в возрасте 13-19 лет.

[2] Экзистенциального – т.е. не приобретает смысл своего существования, бытия.

[3] Инфантилизм (от лат. infantilis — детский) – незрелость в развитии, сохранение в поведении или физическом облике черт, присущих предшествующим возрастным этапам.

[4] Обскурантизм (от лат. obscurans «затемняющий»), мракобесие – враждебное отношение к просвещению, науке и прогрессу.

Похожие материалы