Кто такие ваххабиты (псевдосалафиты)?

Ваххабиты — довольно молодое исламское течение (секта), известное целым рядом заблуждений и нововведений в вопросах вероубеждения.

Первый и главный отличительный признак ваххабитов — их ошибочное понимание сущности Всевышнего Аллаха и Его атрибутов.

В отличие от суннитов, ваххабиты убеждены, что сущность Всевышнего Аллаха материальна и имеет определённый, неизвестный нам образ. Они считают, что Аллах обладает размером и весом, сидит на Арше и может перемещаться в пространстве. Понимая аяты Корана по-своему и игнорируя толкования крупнейших исламских ученых, ваххабиты посчитали, что у Аллаха есть части тела.

Эти убеждения принципиально отличаются от убеждений суннитов (ахлю-сунна). Подобные убеждения характеризуются исламскими учёными как ташбих – уподобление Аллаха творениям – и таджсим – приписывание Ему телесных качеств.

Основная стратегия ваххабитов — представлять свои заблуждения как истинную исламскую веру, подобно тем, кто продаёт вино под видом виноградного сока.

Почему ваххабиты называются ваххабитами? Ваххабитами в целом называют последователей человека по имени Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб. Слово «ваххабит» — это не оскорбление и не ругательство, а исламский термин. Как последователей, к примеру, имама аль-Ашари называют ашаритами, так называют ваххабитами последователей Ибн Абдуль-Ваххаба.

Впервые ваххабиты заявили о себе в 1730 году. Источником распространения ваххабизма стала местность Неджд, родина Мухаммада ибн Абдуль-Ваххаба, который отклонился от истинного пути праведных имамов, обвиняя в неверии большинство мусульман своего времени. Мотивы его действий во многом были обусловлены политикой.

Исламские учёные, ознакомившись с его призывом, однозначно заявили о том, что он заблуждается и вводит в заблуждение других. Так как Ибн Абдул-Ваххаб был выходцем из местности, где придерживались ханбалитского мазхаба, они первые выступили с опровержением его идей. Учёные шафиитского, ханафитского и маликитского мазхабов также выступили против его заблуждений.

В наше время о ваххабитах говорят много – как мусульмане, так и немусульмане. Далеко не всё из того, что говорят, правдиво. Сами ваххабиты отказываются называться ваххабитами (предпочитая термин «салафиты»), а не-ваххабиты нередко считают ваххабизмом то, что им не является. В этой неразберихе часто забывается, что такое ваххабизм на самом деле. А ведь ваххабизм — это прежде всего вероубеждение.

Ваххабиты уподобляют Аллаха творениям определённым — крайне изощрённым — способом. Они утверждают, что аяты Корана, в которых употреблены слова, буквальное (но не единственное!) значение которых указывает на телесность, надо трактовать буквально. Если в аяте в отношении Аллаха использовано слово «йад», они говорят, что необходимо верить, что это реальная, материальная рука. Это уподобление Аллаха творениям.

Ваххабиты заявляют, что это и есть убеждения праведных предшественников, однако истина состоит в том, что это убеждения Ибн Таймии[1], которому они слепо следуют. На практике Ибн Таймия для них человек, не делающий ошибок, которого они сделали судьёй для всех остальных учёных.

Сунниты же единодушно согласны в том, что Аллах не является телом и не состоит из частей, а употребляемые в аятах и хадисах выражения, которые могут внушить подобное, нельзя понимать буквально. Их либо оставляют как есть, без толкования, вверяя их смысл на Аллаха, либо толкуют в соответствии с правилами и нормами арабского языка. Оба подхода законны и передаются от первых праведных поколений мусульман (саляфу-салих).

Поэтому сунниты называют ваххабитов псевдосалафитами, то есть теми, кто ложно приписывают себя к саляфам, но на деле далеки от них.

В наше время косвенным признаком ваххабизма может считаться осознанное следование таким людям, как Ибн Таймия, Ибн Кайим, Албани, Ибн Усеймин, Ибн Бааз, Аль-Фаузан, Усман аль-Хамис, Халид аль-Фулейдж, Абдурахман Димашкия, Салих аль-Усайми.

Если человек не уподобляет Аллаха творениям, опираясь на буквальное прочтение аятов и хадисов, о ваххабизме говорить нельзя.

Определить ваххабита по внешности невозможно. Если мужчина носит бороду и укорачивает штаны, это не делает его ваххабитом. Если женщина носит чёрное и закрывает лицо, это не делает её ваххабиткой.

Строго говоря, ваххабизм имеет лишь косвенное отношение к вопросам фикха — исламского права. Действительно, эти сектанты допускают ошибки в фикхе, однако следование ошибочному мнению не делает человека ваххабитом. Так, мнение, что читать Коран у могил запрещено, — неправильное, но это мнение никак напрямую с ваххабизмом не связано, хотя и характерно для ваххабитов.

Ваххабизм также связывают с отказом от следования одному из четырёх мазхабов в фикхе. Действительно, многие ваххабиты отрицают, что нужно следовать мазхабу. Но чаще всего они говорят, что не нужно следовать одному мазхабу, а необходимо брать самое достоверное мнение. На практике же самым достоверным мнением у них оказывается то, что посчитал таковым Ибн Таймия и последовавшие за ним современные ваххабитские учёные.

Тем не менее, сейчас — во времена всеобщего невежества — не-ваххабиты также могут поддаться заблуждению «безмазхабности», и среди не-ваххабитов легко можно встретить человека, который не следует мазхабам. И наоборот: есть ваххабиты, которые строго следуют мазхабу (часто — ханбалитскому).

Ваххабиты известны и своей необоснованной критикой суфизма. Однако не каждый, кто критикует суфизм, — ваххабит. Во-первых, под суфиев маскируются разные грешники, а то и вовсе немусульмане. Критиковать их абсолютно нормально, сами суфии это делают. Во-вторых, возможно, человек пока не разобрался, что такое суфизм.

Отличительной чертой ваххабитов является обвинение мусульман в неверии и многобожии за те поступки и дела, которые таковыми не являются. Их шейх – Ибн Абдул-Ваххаб обвинил в неверии как учёных своего времени, так и прошлых времён. Из этого вытекает, что абсолютное большинство учёных исламской уммы пребывали в неверии.

Современные ваххабитские учёные не скрывают тот факт, что их убеждений, если взглянуть на историю, придерживались отщепенцы и подавляющее меньшинство, а то и вовсе никто в отдельные периоды.

История их убеждений такова: первые 3 века по хиджре – это период, когда их убеждения якобы доминировали в исламской умме, затем последующие 4–8 века подавляющее большинство учёных были ашаритами. В 8 веке появляется Ибн Таймия и его ученик Ибн Кайим, которые возрождают их убеждения. Затем, в 9–14 века, их убеждения вновь были забыты.

Таким образом, согласно представлениям ваххабитов, истинное суннитские вероубеждение, начиная с 4 века, было скрыто от мусульманской уммы на протяжении 400 лет. Затем в 8 веке появился Ибн Таймия и возродил их школу. После Ибн Таймии и до появления Ибн Абдуль-Ваххаба мусульмане почти 500 лет пребывали в неведении относительно истинного вероубеждения.

Появившийся в 12 веке Мухаммад ибн Абдул-Ваххаб не акцентировал внимание на вопросах понимания атрибутов, а больше уделял время вопросам массового многобожия, как он утверждал. Только в конце 20-го века по григорианскому летоисчислению ваххабиты в лице саудитов, стали уделять внимание убеждениям Ибн Таймии и массово тиражировать их среди мусульман.

Абсурдность подобных утверждений очевидна. Ведь подавляющее большинство мусульман всегда придерживалось истинного суннитского вероубеждения. Начиная со времён первых поколений мусульман и до наших дней, учёные доводили до нас правильные знания.

В хадисе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, говорится: «Заслуживающие доверия учёные каждого последующего поколения будут нести это знание. Они будут исправлять то, что искажено впадающими в крайность фанатиками, опровергать измышления лжецов и толкования невежд»[2].

В другом хадисе сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, каждые сто лет Аллах будет посылать этой общине того, кто будет возрождать для неё её религию»[3].

Не во всех бедах, происходящих с мусульманами, виноваты ваххабиты, хотя, конечно, они вносят вклад в борьбу с истинным Исламом. Но сейчас истерия вокруг ваххабизма усиливается, а религиозных знаний у мусульман мало. Люди ополчились против ваххабитов, высмеивая их и ругая во всех их проявлениях. Ваххабизм распространился в России, когда мусульмане практически не соблюдали Ислам, а ваххабиты как раз отличались от основной массы людей внешним соблюдением религиозных предписаний. Поэтому на постсоветском пространстве эти две вещи — ваххабизм и тщательное соблюдение Ислама — стали ассоциироваться друг с другом. И до сих пор некоторые считают ваххабитом любого соблюдающего мусульманина — того, кто совершает пятикратный намаз, например. Такой бездумный подход к определению ваххабизма — это путь к неверию, ведь не всё, что делают ваххабиты, плохо. Скажем, запрет музыки и свободная женская одежда — это правильно с точки зрения Ислама. Вместо того, чтобы порицать тех, кто щепетилен в вопросах религии, мусульмане должны проявлять большее усердие в поклонении Всевышнему Аллаху и соблюдении Сунны Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), чем сектанты, будь то ваххабиты или кто-то ещё.

Следует помнить, что в России ваххабитская секта весьма сильна, и у новообращённого мусульманина велик шанс с ней столкнуться. Многие среди новообращённых обращаются к ваххабизму, даже не понимая, что это ваххабизм. Многие симпатизируют ваххабитам, потому что те кажутся знающими, соблюдающими и радикальными. Вне сомнений, часть тех, кто следует за этими сектантами и цитирует Албани, перестанет так делать, если осознают, что именно исповедуют ваххабиты. Поэтому нужно получать знания и по мере сил передавать их другим.

 

[1] Ахмад ибн Абдул-Халим аль-Харрани, известный как Ибн Таймия (661–728 гг. по хиджре/1263–1328 гг.).

[2] Аль-Байхаки, «Сунан аль-Кубра» (19258) и ат-Тахави в «Мушкиль аль-Асар» (3884).

[3] Хадис передал Абу Дауд (4291).

Похожие материалы