Люди Корана — кто они?

Статус хафизов Корана перед Аллахом великий, Всевышний Аллах возвысил их, наделил достоинствами и пообещал великую награду. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие люди стремятся войти в их число и прилагают на этом пути большие усилия.

Сообщается от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

يُقَالُ لِصَاحِبِ الْقُرْآنِ: اقْرَأْ، وَارْتَقِ، وَرَتِّلْ كَمَا كُنْتَ تُرَتِّلُ فِي الدُّنْيَا، فَإِنَّ مَنْزِلَكَ عِنْدَ آخِرِ آيَةٍ تَقْرَؤُهَا

«Будет сказано обладателю Корана: “Читай, восходи и отчетливо произноси слова, как ты читал его в мире этом. Поистине, твое место (в Раю) будет на последнем аяте, который ты прочитаешь”»[1].

Имам Абу Сулейман аль-Хаттаби (ум. 388 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

جاء في الأثر أن عدد آي القرآن على قدر درج الجنة، يقال للقارىء ارق في الدرج على قدر ما كنت تقرأ من آي القرآن فمن استوفى قراءة جميع القرآن استولى على اقصى درج الجنة ومن قرأ جزءا منها كان رقيه في الدرج على قدر ذلك فيكون منتهى الثواب عند منتهى القراءة

«Сообщается, что в Коране столько же аятов, сколько есть ступеней в Раю, и чтецу Корана будет сказано: “Поднимайся по ступеням в соответствии с тем, сколько аятов ты прочел”. И кто прочтет весь Коран, тот займет самую высокую ступень Рая. А тот, кто прочтет его часть, поднимется в соответствии с количеством прочитанного, — то есть предел его вознаграждения будет там, где он закончит свое чтение»[2].

Ученые разошлись во мнениях относительно того, кто имеется в виду под знающим Коран в этом хадис — хафиз Корана или тот, кто постоянно читал Священное Писание, но при этом не являлся хафизом? Более правильным мнением считается, что речь идет о хафизе — т.е. о том, кто заучил Коран полностью.

Сообщается со слов Анаса ибн Малика (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِنَّ لِلَّهِ أَهْلِينَ مِنْ النَّاسِ قَالُوا: يَا رَسُولَ اللَّهِ، مَنْ هُمْ ؟ قَالَ: هُمْ أَهْلُ الْقُرْآنِ، أَهْلُ اللَّهِ وَخَاصَّتُهُ

«Поистине, у Аллаха есть особые люди среди творений. Сподвижники спросили: “О Посланник Аллаха, кто они?” Он ответил: “Это люди Корана (Ахлю аль-Коран) — они являются людьми Аллаха и Его избранными”»[3].

Имам Абдур-Рауф аль-Мунави аш-Шафии (ум. 1031 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

أهل القرآن هم أهل الله وخاصته) أي حفظة القرآن العاملون به هم أولياء الله المختصون به اختصاص أهل الإنسان به سموا بذلك تعظيما لهم كما يقال بيت الله

«“Люди Корана (Ахлю аль-Коран) являются людьми Аллаха и Его избранными” — т.е. (имеются в виду) те, кто запомнил Коран и живет согласно нему. Они приближенные к Аллаху, особо связанные с Ним, как близкие родственники связаны с человеком. Их назвали так в знак возвеличивания, подобно тому как Кааба названа Домом Аллаха из-за ее почетного положения»[4].

Тот, кто хочет быть среди людей Корана — тех, о ком Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что они «люди Аллаха и Его избранные», — пусть старается следовать их пути. Даже если он не достиг их уровня, пусть хотя бы не оставляет усилий быть на них похожим. Пусть старается завершать чтение всего Корана за месяц или меньше. Некоторые ученые сказали, что желательно завершать чтение Корана каждую неделю, так поступали многие сподвижники и табиины (да будет доволен ими Аллах), и желательно, чтобы срок завершения чтения Корана не превышал одного месяца.

Сообщается со слов Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

اقْرَأ الْقُرْآنَ فِي كُلِّ شَهْرٍ، قَالَ إِنِّي أُطِيقُ أَكْثَرَ، فَمَا زَالَ حَتَّى قَالَ: فِي ثَلَاثٍ

«Читай Коран раз в месяц. Он (Абдуллах ибн Амр) сказал: “Я могу больше”. И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) продолжал (уменьшать срок), пока не сказал: “За три дня”»[5].

Говоря о различных сроках, за которые следует прочитывать весь Коран, имам ан-Навави (ум. 676 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

والاختيار أن ذلك يختلف باختلاف الأشخاص فمن كان يظهر له بدقيق الفكر الطائف ومعارف فليقتصر على قدر ما يحصل له كمال فهم ما يقرأه

«По наиболее правильному мнению, объем прочитанного зависит от характера человека. Ему нужно ограничиться таким объемом прочитанного, которое не утомит его и при котором его разум будет достаточно ясен, чтобы полноценно размышлять о прочитанном»[6].

Однако некоторые ученые считали, что нежелательно завершать чтение Корана менее чем за три дня, ссылаясь на хадис от Абдуллаха ибн Амра (да будет доволен им Аллах), который передал слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):

لا يفقه من قرأه في أقل من ثلاث

«Не будет содержание Корана понятно тому, кто прочтет его полностью менее чем за три дня»[7].

Хафиз ибн Раджаб аль-Ханбали (ум. 795 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وإنما ورد النهي عن قراءة القرآن في أقل من ثلاث على المداومة على ذلك فأما في الأوقات المفضلة كشهر رمضان خصوصا الليالي التي يطلب فيها ليلة القدر أو في الأماكن المفضلة كمكة لمن دخلها من غير أهلها فيستحب الإكثار فيها من تلاوة القرآن اغتناما للزمان والمكان وهو قول أحمد وإسحاق وغيرهما من الأئمة وعليه يدل عمل غيرهم كما سبق ذكره.

«Запрет на завершение чтения Корана менее чем за три дня касается случаев, когда это происходит постоянно. Что касается периодов времени, в которых заключаются особые достоинства, — например, месяца Рамадан, особенно ночей, на которые может выпасть Ночь Предопределения (Ляйлят аль-Кадр), — либо мест, которые выделены (определенным) достоинством, — например, Мекки (для того, кто вошел в нее, не являясь ее жителем), — то желательно читать Коран в это время и в этом месте как можно чаще. Это мнение Ахмада, Исхака и других имамов, и указанием на это является практика других (имамов), как мы ранее писали»[8].

Праведные предшественники относились к Корану с особым уважением, для них было неприемлемо, чтобы проходил хоть один день без чтения Корана. Это было частью их повседневной жизни, независимо от занятости или обстоятельств. Они не считали нормальным, чтобы мусульманин оставлял Коран даже на один день.

Усман ибн Аффан (да будет доволен им Аллах) говорил:

مَا أُحِبُّ أَنْ يَأْتِيَ عَلَيَّ يَوْمٌ وَلَا لَيْلَةٌ إِلَّا أَنْظُرُ فِي كَلَامِ اللهِيَعْنِي بِالْقُرْآنِ فِي الْمُصْحَفِ

«Я не люблю, чтобы проходил день или ночь без взгляда в Слово Аллаха — то есть в Коран в мусхафе»[9].

Хафиз ибн Касир (ум. 774 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

وكرهوا أن يمضي على الرجل يوم لا ينظر في مصحفه

«Праведные предшественники считали нежелательным (порицаемым), чтобы проходил день, в который человек не посмотрел бы в свой мусхаф (Коран)»[10].

Нравственные качества носителей Корана

Простого знания и заучивания Корана недостаточно, чтобы человек считался из числа его настоящих носителей. Необходимо также приобретение соответствующего нрава и богобоязненности. Упомянем некоторые нравственные качества, о которых писал имам Абу Бакр аль-Аджурри (ум. 360 г. х.) (да смилуется над ним Аллах):

فَيَنْبَغِي لَهُ أَنْ يَجْعَلَ الْقُرْآنَ رَبِيعًا لِقَلْبِهِ يَعْمُرُ بِهِ مَا خَرِبَ مِنْ قَلْبِهِ , يَتَأَدَّبُ بِآدَابِ الْقُرْآنِ , وَيَتَخَلَّقُ بِأَخْلَاقٍ شَرِيفَةٍ تَبِينُ بِهِ عَنْ سَائِرِ النَّاسِ , مِمَّنْ لَا يَقْرَأُ الْقُرْآنَ: فَأَوَّلُ مَا يَنْبَغِي لَهُ أَنْ يَسْتَعْمِلَ تَقْوَى اللَّهِ فِي السِّرِّ وَالْعَلَانِيَةِ , بِاسْتِعْمَالِ الْوَرَعِ فِي مَطْعَمِهِ وَمَشْرَبِهِ وَمَلْبَسِهِ وَمَسْكَنِهِ , بَصِيرًا بِزَمَانِهِ وَفَسَادِ أَهْلِهِ , فَهُوَ يَحْذَرُهُمْ عَلَى دِينِهِ , مُقْبِلًا عَلَى شَأْنِهِ , مَهْمُومًا بِإِصْلَاحِ مَا فَسَدَ مِنْ أَمَرِهِ , حَافِظًا لِلِسَانِهِ , مُمَيِّزًا لَكَلَامِهِ , إِنْ تَكَلَّمَ تَكَلَّمَ بِعِلْمٍ إِذَا رَأَى الْكَلَامَ صَوَابًا , وَإِنْ سَكَتَ سَكَتَ بِعِلْمٍ إِذَا كَانَ السُّكُوتُ صَوَابًا , قَلِيلُ الْخَوْضِ فِيمَا لَا يَعْنِيهِ , يَخَافُ مِنْ لِسَانِهِ أَشَدَّ مِمَّا يَخَافُ عَدُوَّهُ , يَحْبِسُ لِسَانَهُ كَحَبْسِهِ لِعَدُوِّهِ؛ لِيَأْمَنَ شَرَّهُ وَشَرَّ عَاقِبَتِهِ , قَلِيلُ الضَّحِكِ مِمَّا يَضْحَكُ مِنْهُ النَّاسُ لِسُوءِ عَاقِبَةِ الضَّحِكِ , إِنْ سُرَّ بِشَيْءٍ مِمَّا يُوَافِقُ الْحَقَّ تَبَسَّمَ , يَكْرَهُ الْمِزَاحَ خَوْفًا مِنَ اللَّعِبِ  فَإِنْ مَزَحَ قَالَ حَقًّا , بَاسِطُ الْوَجْهِ , طَيِّبُ الْكَلَامِ , لَا يَمْدَحُ نَفْسَهُ بِمَا فِيهِ

«Человек должен сделать Коран весной своего сердца. Посредством Корана он должен оживить те части своего сердца, которые превратились в развалины. Он должен соблюдать нормы благопристойности, упомянутые в Коране, и украсить себя почетными нравственными качествами, которые будут отличать его от других людей, не читающих Коран.

В первую очередь ему надлежит остерегаться наказания Аллаха наедине с собой и перед людьми. Он должен придерживаться набожности в еде, питье, одежде и заработке. Он должен видеть состояние того времени, в котором живет, и испорченность людей. Он должен остерегаться их ради своей религии. Он должен стремится к довольству Аллаха и стараться исправить те свои дела, которые пришли в упадок.

Ему следует оберегать свой язык и знать все, что он произносит. Если он считает речь правильной, то пусть говорит на основе знания, а если будет более уместным молчание, то он должен молчать на основе знания. Он не должен погружаться в то, что его не касается. Он должен бояться своего языка сильнее, чем боится врага. Он должен удерживать свой язык так же, как удерживает врага, чтобы обезопасить себя от его зла и дурного конца.

(Пусть) он редко смеется над тем, что обычно веселит людей, опасаясь дурных последствий смеха. Если же он обрадовался чему-то, что соответствует истине, то пусть просто улыбнется. Пусть остерегается шуток, дабы уберечь себя от забав, а если он решит пошутить, то пусть говорит только правду. Пусть его лицо будет приветливым, а слова — благими. Пусть он не хвалит самого себя за благие качества, имеющиеся в нем, не говоря уже о тех качествах, которых в нем нет»[11].

Пусть Аллах сделает нас из числа тех, чья речь, деяния и поведение соответствуют нравам Корана и свидетельствуют о следовании его наставлениям.

 

 

[1] Абу Давуд.

[2] «Ма‘алим ас-сунан» (1/289-290).

[3] Ибн Маджа.

[4] «Файд аль-кадир» (3/67).

[5] Аль-Бухари.

[6] «Ат-Тибьян», стр. 80.

[7] Абу Давуд.

[8] «Латаиф аль-маариф» (1/171).

[9] «Хильят аль-влия» (7/272).

[10] «Тафсир ибн Касир» (1/98)

[11] «Ахляк хамалят аль-Куръан», стр. 77-78.

Похожие материалы