Обманы земного мира

Всевышний Аллах говорит в Коране:

أَلْهَاكُمُ التَّكَاثُرُ

حَتَّىٰ زُرْتُمُ الْمَقَابِرَ

كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ

ثُمَّ كَلَّا سَوْفَ تَعْلَمُونَ

كَلَّا لَوْ تَعْلَمُونَ عِلْمَ الْيَقِينِ

لَتَرَوُنَّ الْجَحِيمَ

ثُمَّ لَتَرَوُنَّهَا عَيْنَ الْيَقِينِ

ثُمَّ لَتُسْأَلُنَّ يَوْمَئِذٍ عَنِ النَّعِيمِ

Смысл:

Превознесение друг перед другом детьми и помощниками, хвастовство богатством, подсчётом своего имущества и знатным происхождением отвлекали вас от исполнения предписаний Аллаха и повиновения Ему, пока не постигла вас смерть.

Вы непременно узнаете последствие вашего невежества и пренебрежения.

И опять же, вы непременно узнаете последствие ваших деяний.

И, действительно, если бы вы истинно знали, какое наказание постигнет вас, то вы устрашились бы приумножать (детей и имущество) и приготовились бы к вашей будущей жизни.

Клянусь вам, о люди, и утверждаю, что вы увидите пылающий огонь!

И ещё раз клянусь и утверждаю, что вы непременно и действительно увидите его воочию!

И клянусь и утверждаю, что вас непременно спросят о роскошной жизни и благоденствии, которыми вы наслаждались в земной жизни!

(cура «Ат-Такасур»)

Хорошо, что мы, вы, дорогие братья и сестры, собрались здесь, чтобы узнать о мире, в котором мы живем. У нас много мирского опыта, ведь мы все живем в этом мире. Если ты живешь где-то, приходится осваиваться. Даже странно, что кто-то приходит на лекцию, где будут рассказывать об этом мире! Но ведь люди приходят. Значит, они хотят знать больше.

Возможно, мы преследуем не совсем те цели, что должны преследовать… Я уверен, лекторы до меня рассказали многое о дунья, об этом мире. Дунья — это крайне относительный термин. Вот где начинается таинственное. «Дунья» может означать близость, противоположность ахира, ухра — другому, образовано от «дуну». Но также это слово может быть образовано от «дана», что означает одиночество, низость. Итак, значений много, поэтому все относительно.

Дунья пытается нас обмануть: мы здесь, и нам объясняют, что мир, в котором мы живем, единственный, что больше миров нет. «Вот вся ваша жизнь, и нет ничего, кроме нее». И поэтому мы не понимаем, в чем наша цель, куда нам идти. 

Всевышний Аллах ясно говорит в Коране:

وَمَا هَـٰذِهِ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلَّا لَهْوٌ وَلَعِبٌ ۚ وَإِنَّ الدَّارَ الْآخِرَةَ لَهِيَ الْحَيَوَانُ ۚ لَوْ كَانُوا يَعْلَمُونَ

Смысл: Жизнь в этом мире  лишь только временные услады — забава и игра для неуразумевших, словно коротенькая детская игра. Поистине, будущий мир  это истинное, совершенное, вечное обиталище. Это  твёрдая истина, которую должны бы постичь эти люди (неверующие), если бы разумели.

(сура «Аль-‘Нкабут», аят 64)

Ахира — истинная жизнь. Сейчас возникает определенная проблема. Людям так тошно от этой жизни, от которой, предполагается, они должны впадать в экстаз… Я говорю «предполагается», потому что пытаюсь рассказать о дунья в контексте современности. Это и просто, и сложно одновременно, потому что нужно как бы извлечь себя оттуда, где мы всем наслаждаемся. Я, пожалуй, не буду говорить «наслаждаемся», скорее, «погружаемся». 

Я приведу вам пример. Сейчас во всем царит легкость: «делай, что хочешь, никто не мешает». Если, несмотря на это, жизнь не приносит тебе удовольствия, можно создать себе альтер эго в виртуальном мире и прожить принципиально иную жизнь! И, живя этой виртуальной жизнью, вы поможете мирскому процветанию отдельных людей! Чтобы так жить, вам, однако, все равно нужно будет тратить деньги, то есть даже виртуальная жизнь не приносит полной свободы. Получается удивительно. Люди, которые кричат о свободе, для которых якобы мир не тюрьма (а в исламском смысле мир — это тюрьма, то есть здесь есть ограничения; и для мусульманина этот мир — тюрьма, потому что необходимо соблюдать определенные правила, вот что имеется в виду), — почему же этим людям, которые считают, что законов нет и все дозволено, почему им нужна виртуальная жизнь? Вот о чем стоит задуматься. Неужели мы растратили этот мир, так что теперь вынуждены создавать альтернативные миры? Неужели мы исчерпали возможности этого мира? Я говорю о мирском. Неужели удовольствия кончились? Даже для тех, кто провозглашает абсолютную свободу? И теперь не обойтись без Сэконд Лайф[1]?

Вы вообще знаете, что такое Сэконд Лайф? Кто-нибудь знает? Поднимите руки, те, кто знает, что такое Сэконд Лайф. Сэконд Лайф… Я вам просто приведу пример. 

Забудьте про PlayStation! Все серьезнее. Это снова влияние капитализма. Это вроде должно быть невинно, но на деле не так. Что такое Сэконд Лайф? Это целый иной мир, ты там ходишь с кредитной карточкой, покупаешь на виртуальные деньги, которые на самом деле реальные деньги, виртуальные товары, покупаешь землю, строишь отели… Мужчины могут стать женщинами, если хотят. Женщины — мужчинами… Можно вообще выбрать нечто среднее! Можно стать чем угодно, любым предметом! Это все фантазии. Это виртуальная вторая жизнь. Но я не рекламирую ее. Некоторые, наверное, теперь захотят сами посмотреть… Но я считаю, даже смотреть не нужно. Есть даже целые фильмы на эту тему. Мне кто-то рассказывал, но я сам не видел, что есть фильм про то, как люди сидят дома, а за них все делают их виртуальные двойники, выполняют всю работу, а люди просто толстеют в своих домах, не могут пошевелиться, зарабатывают болезни. СубханАллах, становится понятно, куда катится мир. Мы потакаем всем своим слабостям. Неужели мы исчерпали все возможности этого мира? Так что теперь живем лишь в Фейсбуке? Поднимите руки, если вы знаете, что такое Фейсбук. Поднимите руки, если вы есть в Фейсбуке. Нет, не так, поднимите руки, если вас нет в Фейсбуке. АльхамдулиЛлях. 

Все кристально ясно. Вот куда мы движемся. Дай мне свой Фейсбук. Посмотри на Фейсбуке. Я пошлю тебе е-мейл. Я пошлю потом смс-ку. Мы становимся как бы виртуальными людьми, хотя наши тела реальны. Об этом следует задуматься. Мир потворствует всем желаниям. Непонятно даже, как за это можно нас винить, ведь мы живем в таком мире… И не думайте, что вы спасетесь, уехав в исламскую страну. Большинство исламских стран такие же. И в Рамадан едва ли не хуже, чем не в Рамадан. Реклама набирает обороты именно в Рамадан. Есть специальные программы на ифтар. А после таравиха народ бежит домой из мечети, чтобы смотреть. Я не знаю, что именно, что-то им показывают… Все везде одинаково. Некоторые думают: «Я должен уехать в исламскую страну». В исламских странах определенно лучше: азан пять раз в день, вы живете среди мусульман, нет сомнений, вам комфортно, уютно, атмосфера духовности и так далее. Но если вы убегаете от мирского — мирское всегда с вами! Мирское везде. Дунья — в каждой исламской стране. То, что есть здесь, есть и там. А если вы приезжаете туда туристом, то, как и положено иностранцу, вы пойдете в «Старбакс»[2]. В супермаркеты, какие-то крупные центры. Возьмем, например, Дубай. Каждый раз, когда я еду в Дубай, через два дня я говорю: «Все, не могу больше, это огромный рынок». Это все дунья. Ты смотришь по сторонам — везде дунья. Только так это можно описать. Дунья везде. И мы везде сражаемся с мирским.

Вот о чем я хочу поговорить. О битве каждого из нас с дунья. Где бы вы ни были: в исламской стране, в неисламской стране — вы везде должны сражаться с мирским. Это наш нафс, и мы живем в этом мире, и до самой смерти мы не избавимся от дунья. Нам нужно понять, что такое дунья на самом деле.

Я просто рассказываю о трудностях нашего времени. Нам нужно вернуться к реальности. Нам нужно посмотреть на все и осознать, что надо что-то сделать со своей жизнью, ведь это пашня для ахирата. Настоящая жизнь — это ахират. Здесь не настоящая жизнь, хотя она пытается внушить нам обратное. Задумайтесь о рекламных кампаниях современности. Я записал отдельные слоганы. Мне не хотелось заучивать их наизусть, так что я записал их. В рекламе используются определенные ключевые понятия. Это предмет целой науки. 

Есть, например, мороженое «Декаданс»! «Чистый декаданс». Вы знаете, что такое декаданс? Деканданс начинается тогда, когда Всевышний Аллах наказывает людей. Общество впадает в декаданс, оно следует своим диким страстям, люди забывают Аллаха, и Аллах наказывает их. А они тем временем едят мороженое под названием «Декаданс». 

И вот еще слоган — «Бесконечное блаженство». Бесконечное блаженство — в Раю! Ни один земной продукт не подарит бесконечное блаженство. Вам может он понравиться в первый раз, понравиться во второй, но рано или поздно он вам надоест. И вы захотите чего-то нового. Так устроен этот мир. Он устроен так, что его удовольствия не длятся вечно. Они мгновенно проходят, и вам нужен новый продукт, новое удовольствие, новый стимулятор. 

«Нappiness is a cigar called Hamlet»[3]. «Счастье — это сигара под названием „Гамлет“». Это старая реклама. «Хочешь быть счастлив — покупай дорогие сигары!»

Just do it! Просто сделай это. Я уверен, вы знаете, что это значит. Да, это реклама фирмы «Nike». СубханАллах, даже вы это знаете. Просто сделай это. Найк. Сделай что? Именно. Все крутится вокруг одной идеи: сделай это, освободись.

И это не все. «Освободи в себе дьявола». Вы понимаете? Кроме исламской рекламы, машаАллах, все остальное в таком духе. Мы говорим об ангельской стороне, о благотворительности, а все остальные потакают своим прихотям, освобождая своих шайтанов. Каждый человек имеет ангельскую часть и звериную. И потакает своим прихотям именно звериная сторона. 

А вот еще перл. «When you got it, flaunt it». «Если у тебя что-то есть, покажи это всем». Но это ведь хвастовство. Это то, от чего мы должны воздерживаться. Не за это Аллах награждает. Но они говорят о чем-то ином…

А вот еще один слоган — от Visa. Вы знаете, что такое Visa? Кредитная карта. «It’s everything you want it to be». Все, что вы хотите. СубханАллах, посмотрите, как обманывает шайтан. Как может кредитная карточка подарить все, что мы захотим? Если даже и так, ты потом будешь бедствовать всю жизнь, потому что придется расплачиваться! Это ведь не бесплатно. Они просто завлекают тебя. Все, что вы хотите. Хотите — летите на Луну, а там банкоматы Visa! Хотите, в Ад такой же банкомат поставят? 

Есть также умная элитная реклама. «Бриллианты навсегда»[4]. «Бриллианты вечны», вот это круто! Надо покупать бриллианты. Кстати говоря, по ханафитскому мазхабу с бриллиантов не платят закят. А вот с золота платят. Алмаз — просто камушек. Ценный, конечно, самый прочный, из него хорошо инструменты делать… 

А теперь они подбираются к идее Божественного. «My Goodness My Guinness»[5]. «Боже мой, мой Гиннесс». СубханАллах!

Это все выглядит как комедия, но вы задумайтесь. Разве это пробуждает ангельскую сторону нашей души? Или они будят в нас зверей? Но мы не хотим опуститься на уровень ниже животных, о которых Аллах говорил в Коране:

وَلَقَدْ ذَرَأْنَا لِجَهَنَّمَ كَثِيرًا مِنَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ ۖ لَهُمْ قُلُوبٌ لَا يَفْقَهُونَ بِهَا وَلَهُمْ أَعْيُنٌ لَا يُبْصِرُونَ بِهَا وَلَهُمْ آذَانٌ لَا يَسْمَعُونَ بِهَا ۚ أُولَـٰئِكَ كَالْأَنْعَامِ بَلْ هُمْ أَضَلُّ ۚ أُولَـٰئِكَ هُمُ الْغَافِلُونَ

Смысл: Мы сотворили много джиннов и людей, которые войдут в ад в Судный день, потому что у них сердца, которыми они не понимают и не проникают в истину, глаза, которыми они не видят знамений Нашей мощи, и уши, которыми они не слышат аятов и наставлений для их разумения. Они подобны скоту. Ведь они не получают пользы от ума, данного им Аллахом. Они даже более заблудшие, потому что скот ищет то, что идёт ему на пользу, и убегает от опасности, а эти не понимают ничего и находятся в полном неведении о пользе и заблуждении.

(сура «Аль-А’раф», аят 179)

Они как животные. Нет, они хуже животных. Потому что животные ведут себя соответственно нашим ожиданиям. Люди могут опуститься даже ниже животных. Именно об этом здесь говорит Всевышний Аллах — что люди должны вести себя лучше животных и стремиться к ангельскому. 

Рекламы так много. Вы можете просто выйти на улицу и начать анализировать ее. Ужас в том, что она все равно влияет на вас. Под конец дня рекламируемый продукт вертится у вас в голове, даже если вам он и не нравится. Если, конечно, вы не умеете полностью отключаться от всего этого. Я не говорю, что все плохо, однако все это направлено на потакание слабостям. И мы не касаемся музыкальной индустрии, где все направлено на то, чтобы реализоваться. Сделай то, что подсказывает тебе сердце. В текстах песен любого известного музыканта будут строчки вроде «слушай свое сердце», «следуй за своим сердцем», «делай, как чувствуешь», «делай, как хочешь». Это все — про одно и то же, и этого от вас ждут, неважно, в исламской вы стране или нет.

Наше время Аллах создал таким, что сейчас проще получить различные материальные блага. Вещи куда более доступны. Еще несколько лет назад невозможно было приобрести товары онлайн, приходилось ждать субботы или воскресенья или вовсе ждать праздников, чтобы пойти в магазин, осмотреться и наконец купить. Сейчас, если вы что-то захотели утром в понедельник, больше не нужно ждать субботы. Ты заказываешь это в интернете — и на следующий день вещь привозят. И это замечательно, альхамдулиЛлях, мы можем использовать это себе во благо. Проблема в том, что когда снимают оковы с нашего нафса, нафса аль-аммара, он не остановится. И вы будете покупать, покупать, покупать… Когда же эту посылку на следующее утро вам приносят, вы испытываете куда большее удовольствие, чем после хождения по магазину. Вы разворачиваете покупку — и хочется повторить это ощущение. И вы повторяете, повторяете, заказываете уже две вещи, потом три. И заканчивается это тем, что вы ходите от одной коробки к другой, и ничего не доставляет вам удовольствия! Это так работает. Так все происходит в дунья. Ничто не вечно в этом мире. Дунья не дает вам поддержки. Поддержку дает зикр, поминание Аллаха. 

Единственный путь выбраться из этого тупика — это сесть и поразмышлять. Идет постоянная бомбардировка мирским! И нам надо научиться жить в этой бомбежке, чтобы она нам не вредила. И алимы говорят, что путь к этому — размышление. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что надо сконцентрироваться, размышлять, думать о своей жизни, о целях. 

Я спрошу у вас вот что. Когда в последний раз вы сидели, опустив голову, и размышляли о своей жизни? Не чтобы решить какую-то проблему, не от печали? Чтобы вы просто сели и решили: «Мне надо подумать о жизни»? Не потому что вам грустно, а потому что вы поняли, что надо осмыслить свою жизнь? В Коране много говорится о бренности этого мира, поэтому надо сверить свои действия с Кораном, найти правильный путь, сориентироваться. Когда последний раз вы так размышляли? Обычно мы так не поступаем. Мы так заняты. Одна цель за другой, одно занятие за другим. Мы в постоянном движении. И мы хотим сесть и подумать, но у нас не получается, потому что цепочка дел все длится и длится. И вместо поклонения мы решаем делать что-то мирское. Это все нафс. Если мы не работаем над ним, все напрасно. Неважно, что перед тобой. Перед тобой могут быть лучшие люди. Жены Нуха, мир ему, и Лута, мир ему, постоянно видели своих мужей — лучших людей, пророков. Они были пророками, им ниспосылалось откровение, в их домах была благодать, к ним спускался ангел Джибриль! Но эти женщины не уверовали — до самой смерти. И затем Всевышний Аллах сказал: если вы хотите увидеть, как ужасен может быть куфр, посмотрите на жен Нуха, мир ему, и Лута, мир ему. Они не уверовали, несмотря на то, что для этого были все условия. С другой стороны, если вы хотите увидеть иман, который выдержал все трудности и преодолел все препятствия, посмотрите на жену Фараона, пусть Аллах благословит ее. Она уверовала, несмотря на тирана Фараона — а Фараон был не простым человеком этого мира, он провозгласил себя богом, он сказал: «Я ваш великий господь», — не просто бог, а великий господь. Вот каким был Фараон. Вот с каким человеком жила его жена, и она вытерпела казнь, пусть Аллах одарит ее дворцом в Раю. Вот о чем следует подумать.

Сейчас Рамадан, и мы чувствуем это, мы отказываемся от еды, питья и сексуальных отношений с рассвета до заката. Мы отказываемся от дозволенных в основе вещей, и это время может помочь нам укротить наш нафс. Но одного этого недостаточно. Давайте введем для себя время размышления — каждый день. Особенно в Рамадан. И пусть это будет время, когда вы не будете заняты, когда вам не будут звонить, когда вы не будете проверять электронную почту, когда вокруг не будет много народу. Например, во время фаджра. Вы встаете на сухур, после сухура сядьте и прочитайте дуа. А потом начните размышлять. Размышлять как? Многие алимы разъяснили это. 

Начинаем с размышления о чудесах Аллаха, достаточно просто посмотреть вокруг. В городе, конечно, особенно чудес не увидишь в плане красот природы, сплошные здания. Поэтому можно пропустить эту часть и просто вспомнить красивые места, где вы бывали. Вы думаете о удивительных созданиях Аллаха, о горах и водопадах. Так мы начинаем — думаем о чудесах Аллаха. 

Потом с макроуровня переходим на микроуровень — вспоминаем о благах, которыми одарил нас Аллах. Мы думаем сначала о милостях Аллаха во вселенском масштабе, а затем переходим к милостям для нас. Всевышний Аллах дал нам возможность ходить в университет, учиться. У нас есть Ислам, иман в сердце. Если вы молитесь, то вам дана молитва. Если вы красивы, то вам дана красота. Думайте о хорошем в вашей жизни. Что у вас замечальные родители, что у вас есть деньги. Если у вас денег, то вы получаете льготы. Многие живут за счет общества, не работая, но это неправильно. Пусть Всевышний Аллах даст нам халяльный доход, чтобы мы заработали его своим трудом. 

Вы думаете о благах, которые вам дарованы, а потом переходите к размышлению о том, что Аллах все про нас знает. Мы уже чувствуем в сердце любовь к Аллаху, понимая, сколько благ Он нам дарует. И нам хочется благодарить Его за это. В каждом из нас — иншаАллах — есть часть альтруизма, любовь ко Всевышнему, благодарность. И мы начинаем думать о том, что Аллах знает все — все, что мы сделали, делаем и сделаем в будущем. Он знает все, и все уже записано. 

Следующий уровень размышления — это размышление о своих недостатках. Сначала мы думали о милостях Аллаха, потом — о том, что Он все знает, а теперь начинаем размышлять о своих недостатках. Были ли недостатки в моем поклонении сегодня? Не надо ли стараться больше? Так рождается скромность. И подобное размышление разрывает нашу связь с дунья. 

А четвертый уровень — мы думаем о своих делах в этом мире. Мир движется быстро. Мы бросаемся от одной вещи к другой и хотим больше, но жизнь быстро проходит. Такие-то родственники уже умерли. Друг умер. Тот человек умер. Все умирают. И переходят в иной мир. И тот мир — действительно настоящий, нам об этом известно, он будет длиться вечно. Настоящий мир — там, и мы должны работать в этом мире — для того мира. Что нам нужно делать, так это выполнять религиозные предписания и избавляться от недостатков в поклонении.

А дальше все очень просто. О чем будет логично размышлять дальше? Что мы тоже умрем. Этот мир придет к концу. Люди умирают в автомобильных авариях. Люди умирают, упав откуда-либо. Люди умирают самым странным образом в наше время. Мы можем умереть. И если мы умрем, что мы предъявим Всевышнему Аллаху? Мы не сможем вернуться. Мы можем скольку угодно просить у Аллаха об этом, но возвращения не будет. Ничего не поделаешь. Перезагрузки не будет. С нашим последним вздохом душа уходит в иной мир. Подумаем хоть немного о собственной смерти. Если она наступит завтра, что тогда? Вот противоядие от этого мира. 

В одном из хадисов говорится, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Больше поминайте разрушителя всех удовольствий».

Кто этот разрушитель? Смерть. И она наступит для каждого. Но не будем думать о других — подумаем о себе. Смерть обязательно наступит.

А теперь, после размышления о смерти, давай подумаем еще вот о чем. О тех, кого Аллах упомянул с похвалой. Об избранных. О праведниках, о приближенных. О наградах, которые их ожидают. Давайте подумаем о них. Это одна группа людей. А теперь подумаем о тех, кого Аллах проклял, о людях Ада и о наказаниях, которые им обещаны в Коране. И сделайте выбор. Где вы хотите оказаться? 

Я хочу дать вам последний совет… Рамадан — это месяц Корана. Но лучше будет, если вы не просто будете читать Коран, не понимая его, Вы, к примеру, два часа в день читаете Коран. Это хорошо, это сунна. Но проведите хотя бы полчаса, читая Коран с переводом смыслов, с толкованием, и поразмышляйте. Читать Коран — лучший способ размышления. Если вы прочитаете Коран, то все эти вещи, которые мы перечислили, сами придут на ум. Аллах напоминает нам о Его милостях, Аллах напоминает нам о смерти, Аллах откроет Рай людям Рая и ввергнет в Огонь людей Ада. И размышление об этом, иншаАллах, смягчит наши сердца. Эти вещи смягчают сердца и приближают нас к познанию Всевышнего. Тратьте хотя бы полчаса в день на понимание Корана, на размышление. А еще полчаса тратьте на запоминание Корана. Вспоминайте то, что вы забыли, и заучивайте снова. Это грех — забыть то, что выучил. Если вы знаете немного — выучите еще. 

«Ясин» — сердце Корана, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Я бы хотел, чтобы „Ясин“ был в сердцах у всех в моей умме». Выучите суру «Ясин». Если вы будете читать ее каждый день по утрам, это занимает всего 15-20 минут, потом вы сможете читать ее за 5-7 минут, и так вы выучите ее наизусть. И когда вы встретитесь со Всевышним Аллахом, в вашем сердце будет «Ясин». И Аллах не будет наказывать того, в чьем сердце есть Коран, особенно если это сердце Корана. 

И выучите суру «Аль-Мульк». Сура «Аль-Мульк» защищает от наказания. Если человек читал суру «Мульк» каждый день, то, если Аллах решит наказать его, сура «Мульк» придет — в какой-либо форме — ко Всевышнему Аллаху и будет защищать этого человека: «Как Ты бросишь его в Огонь Ада, если он читал меня каждый день? Если Ты хочешь бросить его в Огонь, убери меня из Корана». И Всевышний Аллах простит того человека. 

Вот что мы можем делать каждый день — маленькие дела. Путь Всевышний Аллах даст нам тауфик делать их. Пусть Он даст нам тауфик размышлять. Пусть Он даст нам тауфик видеть истину истиной и следовать ей. И пусть Он поможет нам видеть ложь во лжи и остерегаться ее. Пусть Он убережет нас об обманов этого мира. Они вокруг нас, пусть Аллах поможет нам видеть их насквозь. Пусть Всевышний Аллах сделает нас слепыми к мирскому. СубханАллах! Зачем вообще связываться с мирским? Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Выполняя обязательное, приближаешься к Аллаху». А затем он, да благословит его Аллах и приветствует, добавил: «А кто хочет приблизиться больше — кто хочет большего, совершает дополнительное поклонение, суннат-намазы — будет приближаться больше, пока Аллах не станет для него рукой, которой человек касается, ногами, которыми человек ходит, глазами, которыми человек видит, ушами, которыми человек слышит, — и тогда он (человек) не увидит и не услышит дурного». Пусть Всевышний Аллах направит нас на правильный путь. Пусть Он даст нам хотя бы стремление мечтать об этом. Потому что если не будет стремления, не будет и достижения. Мусульмане должны быть людьми высоких стремлений, людьми ’имма, даже если мы не можем достичь цели сейчас. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Стреляйте в цель или подходите ближе». Если вы хотите чего-то достичь, цельтесь в цель или хотя бы рядом с ней, не цельтесь в другом направлении. Мы говорим не о том, как кого-то расстрелять, обратите внимание, те, кто нас слушает. Мы говорим о достижении целей. Пусть Аллах даст нам непреклонность. В другой версии этот хадис звучит так: «Стреляйте в цель и принимайте радостные вести». Стреляйте в цель или приближайтесь к ней, а не цельтесь в другом направлении. Пусть Всевышний Аллах даст нам контроль над нашим нафсом, примет наше поклонение в Рамадан. Осталось 11 дней месяца, пусть Аллах поможет нам воспользоваться этими днями, восполнить все недостатки. Пусть Аллах благословит всех вас, всех организаторов этой встречи и одарит нас благами.

[1] В переводе с английского языка — вторая жизнь. Название игры с элементами социальной сети, имитирующей реальную жизнь в виртуальном мире

[2] Сеть кофеен по всему миру.

[3] Английский рекламный слоган 90-х годов.

[4] «Diamonds are forever» — название фильма, а также рекламный слоган ювелирного магазина.

[5] Реклама пива «Гиннесс».

Похожие материалы