Отношение саляфов к вынесению фетв

Праведные предшественники (саляфу салих[1]) испытывали чувство, похожее на ненависть, к тому, кто чрезмерно выпячивал себя, стремясь выдать шариатское решение (фетву)[2], и желал этого.

Ибн Ляхи’я передает от Убайдуллы ибн Абу Джа’фара в виде мурсаля от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, что он сказал: «Тот, кто самый отважный из вас в выдаче шариатских решений (фетв), будет самым отважным в отправлении в Огонь» (тот, кто больше всех спешит давать фетвы, больше всех поспешит в Огонь)[3].

Алькама говорил: «Они говорили: «Самый смелый из вас в выдаче шариатских решений (фетв) – это тот, у кого меньше всего знаний».

Аль-Бараа однажды сказал: «Я встретил сто двадцать ансаров из сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и каждый из них, когда его спрашивали о чем-то, желал, чтобы кто-то другой удовлетворил спрашивающего вместо него (ответом)[4]. В другом хадисе встречается добавление: «…и этот ссылался на другого, а тот ссылался на третьего, и так – до тех пор, пока не доходило снова до первого».

Передается от Ибн Мас’уда: «Тот, кто дает шариатские решения (фетва) людям по любому вопросу, – поистине сумасшедший»[5].

Умара ибн Абдуль-Азиза спросили, и он ответил: «Я не тот, кто спешит выдавать шариатские решения (фетвы)». Он также написал своим правителям: «Клянусь Аллахом, я не тот, кто жаждет выдачи шариатских решений (фетв) до тех пор, пока я могу избегать этого».

Ибн Ямина сказал: «Это дело не для тех, кто любит, чтобы люди нуждались в них; это дело только для тех, кто любит, когда можно найти кого-то, чтобы занять его место».

Также от него передается: «Больше всего знает о шариатских решениях тот, кто большую часть времени молчит, а самый невежда – тот, кто все время говорит про них»[6].

Суфьян ас-Саври однажды сказал: «Однажды мы встретились с учеными, и им было ненавистно отвечать на вопросы и давать религиозные заключения до тех пор, пока они не могли найти какой-то другой способ, чтобы не давать шариатское решение. И если их освобождали от этой обязанности, то это было для них счастьем».

Имам Ахмад однажды сказал: «Кто выходит вперед выдавать шариатские решения (фетвы), тот выходит вперед навстречу чему-то очень серьезному, если только его не заставляет необходимость». Его спросили: «Так что же лучше для него: сказать или сохранить молчание?» Он сказал: «Нам больше нравится, когда он отстраняется». Тогда спросили: «А если есть необходимость?» Тогда он начал повторять: «Необходимость! Необходимость!» – и сказал: «Безопасней воздержаться».

Поэтому те, кто выдают шариатские решения, должны осознавать, что они передают повеления Аллаха и Его запреты и что они будут призваны к отчету и спрошены за это.

Ар-Раби ибн Хайтам сказал: «О выдающий шариатские решения! Следи за тем, как ты выдаешь их».

Амр ибн Динар сказал Катаду, когда тот стал давать шариатские решения (фетвы): «Ты понимаешь, во что ты пустился? Ты встал между Аллахом и Его рабами и говоришь: «Это верно, а это неверно»[7].

Также передается от Ибн аль-Мункадира, что он сказал: «Ученый встает между Аллахом и Его творением, так пусть следит за тем, как он встает между ними»[8].

Когда Ибн Сирина спрашивали о чем-то, касающемся разрешенного и запретного, он менялся в лице, причем так сильно, будто бы это был другой человек[9].

Когда Ибрахима ан-Нахаи спрашивали о чем-то, на его лице появлялось недовольство, и он говорил: «Вы что, не могли найти кого-то другого, кроме меня?» И он также говорил: «Я говорил, и если бы я мог найти способ не говорить, то я бы не говорил, и, поистине, то время, когда я был ученым Куфы, – плохое время»[10].

Передается, что Ибн Умар сказал: «Вы просите у нас шариатские решения (фетвы) так, как будто бы мы не будем спрошены о тех решениях, которые мы вам давали»[11].

Также передается от Мухаммада ибн Васи’а, что он сказал: «Первые, кого призовут к отчету, – ученые».

Передается об имаме Малике, что когда его спрашивали о чем-то, то он будто бы стоял между Раем и Адом[12]. Один ученый также сказал человеку, который давал шариатские решения (фетвы): «Когда тебя спрашивают о чем-то, то пусть тебя беспокоит не удовлетворение спрашивающего, а свое спасение»[13].

Другой сказал: «Если вас спросили о чем-то, сначала размышляйте. Если знаете ответ – говорите, в противном случае – молчите». Все же высказывания праведных предшественников слишком многочисленны, чтобы их собрать и процитировать.

 

[1] Те, кто жили в первые три века по хиджре.

[2] Фетва – в исламском праве разъяснение какой-либо проблемы религиозно-правового характера, а также ответ на вопрос религиозного характера, который дает компетентный человек. Во множественном числе «фатава». Ученый, который дает ответы на вопросы религиозно-правового характера называется муфтием. Сделанное же им заключение называется фетвой. Ответ на поставленный вопрос называется ифта, а обращенный к муфтию вопрос называется истифта. В Коране говорится: «…спросите же людей напоминания, если вы сами не знаете…» (16:43).

[3] Передал ад-Дарими, 1/57. Согласно мухаддисам, его цепочка передачи слабая, поскольку он – мурсаль (есть отсутствующее звено или звенья между последним рассказчиком и Пророком).

[4] Это высказывание приводит ад-Дарими (1/53) и Ибн Абдуль-Барр в «Джами» (2/163). Однако это высказывание Абдуррахмана ибн Аби Лейла, а не высказывание аль-Бараа, и его цепочка – сахих. Что касается высказывания аль-Бараа, то оно такое: «Я встретил 300 людей Бадра, и среди них не было никого, кто бы не любил, когда его освобождали от ответа, отвечая вместо него», — приводит Ибн аль-Мубарак в «Аз-Зухд» (номер 58), а также Ибн Са’ад (6/11), который считается приемлемым передатчиком (садук), однако он был мудаллис и передает его, не утверждая, что он слышал его напрямую.

[5] Приводит Ибн Абдуль-Барр (2/164-165), аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/197-198), Абу Хайтама в «Аль-Ильм» (№ 10), и его иснад достоверный.

[6] Приводит аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/166), его иснад слабый.

[7] Приводит аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», 2/168.

[8] Приводится с вариантами формулировок у Дарими, 1/53. Приводит аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», иснад – сахих.

[9] Приводит Ибн Са’д, 7/195, аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», 2/167, иснад – достоверный.

[10] Приводит смысл Абу Хайсама в «Аль-Ильм», № 131.

[11] Приводит аль-Фасави, 1/490 и аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», 2/168, иснад – слабый.

[12] Приводит аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких» (2/167), иснад — слабый.

[13] Это сказал Умар ибн Хала аз-Зурки, когда говорил с Рабия ибн Аби Абдуррахман. Эту передачу с очень близкой формулировкой приводит аль-Фасави, 1/556-557, Абу Нуайм в «Аль-Хилья», 3/260-261 и аль-Хатыб в «Аль-Факих Валь-Мутафакких», 2/169, иснад – достоверный.

Похожие материалы