Может ли что-то считаться хорошим или плохим без указания Шариата?

Вопрос: «Утверждают ли ашариты, что вещь может считаться хорошей или плохой без указания Шариата? Или же вещь считается хорошей или плохой, только исходя из того, что об этом говорится в Шариате?».

Ответ: «Известно, что муджассима и мушаббиха наговаривают и распространяют ложное обвинение в адрес Ахлю-Сунна (ашаритов), смысл которого заключается в том, что в вопросах вероубеждения ашариты полностью полагаются лишь на разум и пренебрегают шариатскими текстами (Корана и Сунны), и что они, дескать, в этом вопросе абсолютно соответствуют методологии мутазилитов.⠀

Это обвинение, которое крутится на языках у муджассима, показывает их научную несостоятельность и указывает на глубокое невежество. Ибо как можно обвинять ашаритов в том, что они полностью полагаются на разум, когда ашариты сами ясно говорят в своих книгах, что критерии хорошего и плохого устанавливаются в шариатских текстах (Коране и сунне), а не через доводы разума. Поэтому хорошее и плохое устанавливается лишь посредством шариатских текстов, и это служит ответом для мутазилитов, которые сказали, что хорошее и плохое устанавливается доводами разума.

Как известно, мазхаб ашаритов заключается в том, что рассмотрение какого-либо действия в качестве хорошего или плохого (в том смысле, что оно влечёт за собой награду или наказание) не является сущностным описанием, благодаря которому человек может самостоятельно познать их положительность или скверность. Наоборот, решение о том, является ли что-либо хорошим или плохим, может меняться в зависимости от позиции шариата. И то, что велено совершать – хорошо (правильно), а то, что запрещено – плохо (неправильно).

Это означает, что разум не в состоянии самостоятельно познать, что прелюбодеяние является запретным, непристойным и заслуживает наказания. Об этом можно узнать лишь после того, как на это пришло указание из Шариата, как сказал Всевышний Аллах: “Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путём” (аль-Исра: 32).

Согласно этому правилу, ашариты постановили, что если до человека не дошёл призыв, и в отношении него не было установлено шариатских обязательств, то на нём нет обязанности познать Аллаха, как и нет наказания за это. Более того, если человек самостоятельно, сделав свой вывод, придёт к единобожию и познанию божественных атрибутов, а затем уверует в Аллаха, то для него это не будет обязательством, за которое ему положена награда или наказание. Но если Аллах всё же наградит его, то это будет Его милостью по отношению к нему.

Такому решению ашаритов полностью противоречит методология мутазилитов, которые утверждают, что человеческий разум способен самостоятельно познать, какие действия являются хорошими, а какие – отвратительными. Согласно их утверждению, получается, что человек может самостоятельно, без шариатских текстов, познать, за какие поступки он получит награду, а за какие поступки получит наказание. А когда на это укажут шариатские тексты, то они всего лишь укрепят и подтвердят тот результат, к которому пришел разум.

Поэтому, согласно мнению мутазилитов, человек может самостоятельно прийти к выводу, что прелюбодеяние является запретным, и что это отвратительный поступок, за который положено наказание, а потому и нет никакой необходимости в шариатских текстах, чтобы считать прелюбодеяние запретным. Шариатские тексты, согласно мутазилитам, ниспосылаются для того, чтобы подтвердить заключение, выведенное человеческим разумом.

В связи с этим возникает вопрос: на каком основании муджассима утверждают, что ашариты, как и мутазилиты, опираются лишь на разум и небрежны по отношению к шариатским текстам? Разве это не есть наговор? Если они говорят подобное из-за незнания, то это беда, а если они поступают так умышленно, то это ещё хуже».

Автор: шейх Исам ат-Туниси аль-Азхари
19.11.2019

Похожие материалы