Можно ли мусульманке носить штаны?

штаны

С именем Аллаха, Милостивого и Милующего. Мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семейству и сподвижникам.

Хвала Всевышнему Аллаху: сегодня мы являемся свидетелями небывалого роста количества сестер, которые носят в хиджаб. Однако количество не всегда означает качество. К большому сожалению, сегодня современные модные тенденции оказали серьезное влияние на отношение некоторых мусульманок к правилам ношения хиджаба, и все чаще можно заметить отступление от установленных норм в одежде. Распространенные нарушения включают ношение одежды, не полностью покрывающей необходимые части тела: укороченные платья, открытые участки рук и ног, видимые части подбородка и волос, а также облегающие силуэт штанов/брюк.

В этой статье мы поговорим о ношении женщинами штанов как в молитве, так и за его пределами. Перед тем, как перейти к разбору вопроса, хотелось бы отметить, что основные требования к женской одежде в Исламе включают следующие аспекты: одежда должна быть достаточно свободной, чтобы не подчеркивать формы тела; она должна быть непрозрачной и закрывать все тело.

Имам Фадль ибн Аляви аль-Хадрами (ум. 1318 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

و أجمعوا على أنه إن اضطرت المرأة للخروج؛ أن تجتنب كلَّ شيء يُحَسِّنها عند الرجال الأجانب، في لبسها، و مشيها، و حركاتها، و إظهار قدها المميلة، وجوبا بل يلزمها تغيير هيئتها إلى ما يكفُّ داعية نظر الرجال، و استمالتهم إيّاها

«Ученые единогласны в том, что если женщина вынуждена выходить (из дома), то она обязана избегать всего, что может сделать ее привлекательной для посторонних мужчин: в одежде, походке, движениях и демонстрации привлекательной фигуры. Это является обязательным (ваджиб). Напротив, она обязана изменить свой внешний вид так, чтобы это предотвращало привлечение взглядов мужчин и их влечение к ней»[1].

Молитва в штанах

Что касается совершения женщиной молитвы в штанах, то шафиитские правоведы (факихи) и другие ученые указали, что при покрытии аурата во время молитвы не является проблемой, препятствующей действительности молитвы, если одежда облегает фигуру и показывает контуры тела. Недопустимо, чтобы одежда была настолько тонкой, что через нее просвечивает цвет тела.

Шафиитские ученые указали, что совершение молитвы в обтягивающих штанах является макрухом (нежелательным) для женщины, а для мужчины — противоречит наилучшему (хиляф аль-ауля).

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (ум. 974 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

بخلاف ما يحكي حجم الأعضاء لا لونها كسروايل ضيقة تحكي حجم الألية والركبة ونحوهما ، فإنه يكفي ، قال الماوردي وغيره : لكنه مكروه (للمرأة ، وخلاف الأولى للرجل

«В отличие от того, что обрисовывает форму частей тела, но не их цвет, — как узкие штаны, которые обрисовывают форму ягодиц, колен и подобного этому — то такое является достаточным. Аль-Маварди и другие сказали, что однако это является нежелательным (макрух) для женщин и противоречащим первостепенному (т.е. лучшему) для мужчин»[2].

Имам ар-Рамли (ум. 1004 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

(وَشَرْطُهُ) أَيْ السَّاتِرِ (مَا) أَيْ جِرْمٌ (مَنَعَ إدْرَاكَ لَوْنِ الْبَشَرَةِ) ، وَإِنْ حَكَى حَجْمَهَا كَسِرْوَالٍ ضَيِّقٍ لَكِنَّهُ مَكْرُوهٌ لِلْمَرْأَةِ …، وَخِلَافُ الْأَوْلَى لِلرَّجُلِ

«Что касается условия (действительности) покрывающей одежды, то это наличие материи, которая препятствует видению цвета кожи, даже если она обрисовывает очертания тела, как, например, узкие штаны. Однако такая одежда является нежелательной (макрух) для женщины <…> В отношении мужчин это будет расцениваться как противоречие наилучшему»[3].

Ношение штанов перед посторонними мужчинами

Некоторые исследователи шафиитского мазхаба указывали на запретность ношения женщинами одежды, которая обрисовывает части тела.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

ربَّ كاسية في الدنيا عارية في الآخرة

«Сколько одетых в этом мире будут обнаженными в ином»[4].

Шафиитский ученый, хафиз ибн Мулаккин (ум. 804 г. х.) (да смилуется над ним Аллах), комментируя этот хадис, пишет:

وقوله: (كَاسِيَةٍ فِي الدُّنْيَا عَارِيَةٍ فِي الآخِرَةِ) يريد: كاسية بالثياب الواصفة لأجسامهن لغير أزواجهن، ومن يحرم عليه النظر إلى ذلك منهن، وهن عاريات في الحقيقة، فربما عوقبت في الآخرة بالتعري الذي كانت إليه مائلة في الدنيا مباهية بحسنها، فعرف – صلى الله عليه وسلم – أن الصلاة تعصم من شر ذلك، وقد فسر مالك أنهن لابسات رقيق الثياب، وقد يحتمل -كما قَالَ ابن بطال- أن يريد – صلى الله عليه وسلم – بذلك النهي عن لبس رقيق الثياب واصفًا كان أو غير واصف خشية الفتنة

«Слова: “Одетые в этом мире, но обнаженные в ином”, означают: одетые в одежды, которые описывают формы их тел для посторонних мужчин и тех, кому запрещено смотреть на них. По сути, они обнажены и, возможно, будут наказаны в ином мире тем обнажением, к которому они стремились в этом мире, хвастаясь своей красотой. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил, что молитва защищает от этого зла. Имам Малик объяснил, что речь идет о женщинах, носящих тонкую (облегающую) одежду. И возможно, — как сказал ибн Батталь — что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) имел в виду запрет на ношение тонкой одежды вне зависимости от того, описывает она формы тела или нет, из опасения искушения»[5].

Шафиитский ученый, имам Абуль-Касим аль-Асбахани (457–535 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах), разъясняя этот хадис, пишет:

زَجْرٌ عَنْ لِبَاسِ رَقِيقِ الثِّيَابِ

«(В этом хадисе содержится) предостережение против ношения тонкой одежды»[6].

В другом хадисе от Абу Хурайры передается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

صِنْفَانِ مِنْ أَهْلِ النَّارِ لَمْ أَرَهُمَا: قَوْمٌ مَعَهُمْ سِيَاطٌ كَأَذْنَابِ الْبَقَرِ يَضْرِبُونَ بِهَا النَّاسَ، وَنِسَاءٌ كَاسِيَاتٌ عَارِيَاتٌ،

«Две группы из обитателей Ада, которых я ещё не видел:

люди, у которых будут кнуты, похожие на хвосты коров, и они будут бить ими людей.

женщины, которые будут одеты, но при этом обнажены…».[7]

Хафиз Абуль-Аббас аль-Куртуби (578–656 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал, комментируя этот хадис:

وقوله : (( ونساء كاسيات عاريات )) ؛ قيل في هذا قولان : أحدهما : أنهن كاسيات بلباس الأثواب الرقاق الرفيعة التي لا تستر منهن ” حجم عورة ” ، أو تبدي من محاسنها – مع وجود الأثواب الساترة عليها – ما لا يحل لها أن تبديه ، كما تفعل البغايا المشتهرات بالفسق . وثانيهما : أنهن كاسيات من الثياب ، عاريات من لباس التقوى ؛ الذي قال الله تعالى فيه : { ولباس التقوى ذلك خير }. قلت : ولا بُعدَ في إرادة القدر المشترك بين هذين النوعين ؛ إذ كل واحد منهما عُرُوٌّ ؛ إنما يختلفان بالإضافة» .

«Что касается слов (Пророка, да благословит его Аллах и приветствует): “Женщины, которые будут одеты, но при этом обнажены”, то существует два мнения на этот счет. Первое из них: это женщины, которые одеты в тонкие, прозрачные одежды, не скрывающие очертания их тела (аурата), или же они, несмотря на наличие закрывающей одежды, показывают те части тела, которые им не дозволено показывать, подобно тому, как это делают известные своим распутством блудницы. Второе мнение заключается в том, что эти женщины, хоть и одеты в одежды, но лишены одеяния богобоязненности, о котором Всевышний Аллах сказал: “А одеяние богобоязненности — оно лучше”[8]. Я говорю: нет ничего предосудительного в том, чтобы подразумевать общий смысл между этими двумя видами, поскольку каждый из них представляет собой некую форму обнаженности, и они различаются лишь в отношении того, к чему эта обнаженность относится»[9].

Маликитский ученый, имам Абуль-Валид аль-Баджи (403–474 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) в толковании этого хадиса пишет:

وَيُحْتَمَلُ عِنْدِي وَاَللَّهُ أَعْلَمُ أَنْ يَكُونَ ذَلِكَ لِمَعْنَيَيْنِ: أَحَدُهُمَا: الْخِفَّةُ فَيَشِفُّ عَمَّا تَحْتَهُ، فَيُدْرِكُ الْبَصَرُ مَا تَحْتَهُ مِنْ الْمَحَاسِنِ، وَيُحْتَمَلُ أَنْ يُرِيدَ بِهِ الثَّوْبَ الرَّقِيقَ الصَّفِيقَ الَّذِي لَا يَسْتُرُ الْأَعْضَاءَ بَلْ يَبْدُو حَجْمُهَا.

«На мой взгляд, — а Аллаху известно лучше — это может иметь два значения:

1. Это прозрачность (ткани), через которую видно то, что под ней, когда взгляд проникает и различает красоты под этой тканью;

2. Тонкая, но непрозрачная одежда, не показывающая то, что под ней напрямую, но обрисовывающая и выявляющая формы (тела)»[10].

Имам Малик (ум. 179 г. х.) передал в «Муватта» следующее от Алькамы, а тот от своей матери:

دخلت حفصة بنت عبد الرحمن على عائشة و على حفصة خمار رقيق، فشقته عائشة، و كستها خمارا كثيفا

«Хафса бинт Абдур-Рахман вошла к Аише (да будет доволен ими Аллах), и на первой был тонкий химар (головной покров). Аиша разорвала его и дала ей плотный химар»[11].

Ибн Аби Шейба и аль-Байхаки приводят следующее:

كان عمر بن الخطاب رضي الله عنه ينهى النساء عن لبس القباطي، فقالوا: إنه لا يشف ؟! فقال: إلا يشفَّ فإنه يصف

«Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) запрещал женщинам носить кибтийские одежды[12]. Люди сказали: “Но ведь ткань не просвечивает?”, на что он ответил: “Даже если не просвечивает, она (все равно) обрисовывает (формы тела)”»[13].

Имам Абуль-Валид аль-Баджи (да смилуется над ним Аллах) пишет:

قَالَ مَالِكٌ مَعْنَى تَصِفُ أَيْ تَلْصَقُ بِالْجِلْدِ، وَسَأَلَ مَالِكٌ عَنْ الْوَصَائِفِ يَلْبَسْنَ الْأَقْبِيَةَ فَقَالَ مَا يُعْجِبُنِي ذَلِكَ، وَإِذَا شَدَّتْهَا عَلَيْهَا ظَهَرَ عَجُزُهَا، وَمَعْنَى ذَلِكَ أَنَّهُ لِضِيقِهِ يَصِفُ أَعْضَاءَهَا عَجُزَهَا وَغَيْرَهَا مِمَّا شُرِعَ سِتْرُهُ وَاَللَّهُ أَعْلَمُ وَأَحْكَمُ

«Малик сказал, что значение слова “обрисовывает” — то есть прилегает к коже. И когда его спросили о молодых служанках, носящих кибтийские одежды, он ответил: “Мне это не нравится, потому что когда она затягивает такую одежду на себе, проявляются очертания ее бедер”. Смысл этого в том, что из-за узости (такой одежды) она обрисовывает ее части тела — бедра и другое из того, что предписано скрывать. И Аллаху известно лучше, и Он — Мудрый»[14].

Не создает затруднения в этом вопросе то, что имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах), когда он, разъясняя хадис  про одетых, но обнаженных женщин, истолковал его в том смысле, что они надевают то, что показывает цвет их кожи. Это не является разногласием в правовом решении (хукм), а относится к категории уточнения смысла (даляля). Таким образом, ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) расходится с другими в понимании смысла, а не в правовом решении.

Также не создает затруднения высказывание ибн Хаджара аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах):

“وشرط الساتر” في الصلاة وخارجها أن يشمل المستور لبسًا ونحوه مع ستر اللون فيكفي “ما يمنع” إدراك “لون البشرة ولو” حكى الحجم كسروال ضيق لكنه للمرأة مكروه وخلاف الأولى للرجل

«Условие укрывающей одежды (ас-сатир) во время молитвы и за ее пределами заключается в том, что она должна полностью покрывать то, что необходимо скрыть, будь то через ношение одежды или подобное этому, при этом скрывая цвет кожи. Достаточным считается то, что препятствует видению цвета кожи, даже если очертания тела видны (как в случае с облегающими штанами). Однако ношение такой одежды является нежелательным (макрух) для женщины и противоречит наилучшему (хиляф аль-ауля) для мужчины»[15].

Шейх Мухаммад Салим Бухайри (да сохранит его Аллах) сказал:

فقول ابن حجر الهيتميِّ : «وخارجها» لا يريدُ به أمام الأجانب ، وتفسيرها بذلك غلطٌ على الأصحاب ، وإنما يريدُ بها : «في الخلوة» ؛ إذ أصحابنا يوجبون الستر في الخلوة أدبًا مع الله سبحانه (والواجب على المرأة في خلوتها ستر ما بين السرة والركبة) . ويدلُّك على ذلك أن العلامة الترمسي صاحب الحاشية النفسية قال في هذا الموضع في «حاشيته» (ج3/ص220) : (قوله : (في الصلاة وخارجها) أي : : ولو في الخلوة) .

«Слова ибн Хаджара аль-Хайтами: “И за пределами (молитвы)”, не подразумевают (нахождение) перед посторонними мужчинами, и такое толкование является ошибочным пониманием слов наших соратников-шафиитов. Напротив, (под словами: “И за пределами молитвы”) он имеет в виду “в уединении”, поскольку наши сподвижники обязывают к покрытию в уединении из почтения к Всевышнему Аллаху, (и ученые сказали): “Обязательно для женщины в уединении покрывать то, что между пупком и коленями”. На такое понимание указывает то, что сказал шафиитский ученый ат-Тармаси (ум. 1338 г. х.): “Слова (ибн Хаджара): “В молитве и за ее пределами”, означают: даже в уединении””[16]».

Когда одежда считается слишком облегающей и, следовательно, недопустимой?

Шейх Мухаммад Салим Бухайри (да сохранит его Аллах) сказал:

: فنقول : التحجيم ينقسم إلى ثلاثة أقسامٍ

القسم الأول : تحجيمٌ لا يمكن الاحتراز عنه ، وهذا معفوٌّ عنه ، ولا يتصور أن يرد فيه خلافٌ من حيثية التحريم ، نحو تحجيم الحذاء للقدم ، وتحجيم الخمار للرأس ، ونحو ذلك .

القسم الثاني : تحجيمٌ يشقُّ الاحتراز عنه ، وهذا معفوٌّ عنه كذلك ؛ لمشقة الاحتراز عنه ، وهو منقسم إلى نوعين :
النوع الأول : تحجيمٌ أصلي : وهو ما تعلق بطبيعة الثياب ، كتحجيم الجلباب الفضفاض للكتف وأعلى الظهر ونحوهما ، والتحجيم الناتج عن القعود أو الركوع أو السجود بحضرة الأجانب ، ونحو ذلك .
النوع الثاني : تحجيمٌ طارئ : وهو ما كان تعلقه بأمرٍ خارجي ، كتحجيم الثوب الملتصِق بالمرأة بسبب الريح ، فهذا معفوٌّ عنه ، لكن تجافيه المرأة بقدر استطاعتها .
فهذا القسمُ بنوعيه من قبيل المعفو عنه .

القسم الثالث : تحجيم لا يشقُّ الاحترازُ عنه ، وهذا هو المُحَرَّم ، لأنه يضيع مقصود الشارع من الستر ، وهو درء الفتنة ، وذلك نحو تحجيم الثوب الضيق لعورة المرأة ، فهذا تحجيم لا يشق الاحتراز عنه ، ومن ثم فهو محرمٌ ؛ لما سبق إيراده من النصوص (حديث « صنفان ..» وغيره)

«Мы говорим: облегание [одежды] делится на три категории:

1. Это неизбежное облегание, от которого невозможно уберечься. Такое облегание является прощаемым (допустимым), и не представляется возможным, чтобы относительно его запретности существовали разногласия. Примером служит облегание обуви вокруг стопы, облегание головного покрывала вокруг головы и тому подобное.

2. Это облегание, которого трудно избежать. Оно также является прощаемым из-за сложности его предотвращения. Эта категория делится на два типа:

1) Естественное (исходное) облегание — это то, что связано с природой самой одежды, например, как свободное платье (джильбаб) облегает плечи и верхнюю часть спины, или облегание, возникающее при сидении, поясном поклоне (руку) или земном поклоне (суджуд) в присутствии посторонних мужчин, и тому подобное.

2) Случайное облегание — это то, что происходит из-за внешних факторов, например, когда одежда прилипает к телу женщины из-за ветра. Такое облегание является прощаемым, однако женщина должна стараться избегать его насколько это возможно.

Таким образом, эта категория с обоими ее типами относится к разряду прощаемого.

3. Облегание, которого можно избежать, — это то, что является запретным (харам), поскольку оно нарушает цель, установленную Законодателем (Шариатом) в отношении покрытия, а именно — предотвращение искушения (фитна). Примером этого является облегание тесной одежды, обрисовывающей части тела женщины, которые должны быть скрыты (аурат). Такое облегание можно предотвратить без особых трудностей, и поэтому оно является запретным…».[17]

Таким образом, невозможно представить, чтобы штаны были свободными изначально в верхней части, поскольку они неизбежно облегают ягодицы. Также невозможно представить, чтобы штаны были свободными в средней части, так как они неизбежно постоянно облегают бедра. Они обязательно будут облегать как при ходьбе, так и при сидении, и это такое облегание, которого невозможно избежать.

В итоге можно выделить два варианта ношения женщиной штанов:

1. Когда поверх штанов надевается свободное платье, которое предотвращает видение очертаний женского тела. Такая одежда должна достигать конца бедер или колен. В этом случае ношение штанов является допустимым, поскольку свободное платье поверх них препятствует обрисовыванию ягодиц, бедер и подобных частей тела (хотя это и не является наилучшим вариантом).

2. Когда поверх штанов либо не надевается свободная одежда, достигающая конца бедер или колен, либо надевается одежда, которая доходит только до начала бедер, в результате чего бедра обрисовываются — такое ношение является запрещенным.

Вывод: условием дозволенности ношения штанов для женщины является наличие поверх них свободной одежды, достигающей колен, которая предотвращает проявление очертаний женского тела. При этом, разумеется, сами штаны также должны быть свободными.

 

 

[1] «Икд аль-фараид мин нусус аль-уляма аль-Амаджид», стр. 33.

[2] «Аль-Иаб шарх уль-убаб» (2/115).

[3] «Нихаят аль-мухтадж» (2/8).

[4] Аль-Бухари (1126); ат-Тирмизи (2196).

[5] «Ат-Таудых шарх ас-сахих» (9/51).

[6] «Шарх сахих аль-Бухари» (3/140).

[7] Муслим, 2128.

[8] Коран, 7:26.

[9] «Аль-Муфхим» (5/449).

[10] «Аль-Мунтака» (7/224).

[11] «Шарх ас-сунна» (12/15).

[12] Кибтийские одежды (аль-кабати) — это тонкие белые льняные ткани, которые производились в Египте.

[13] «Мусаннаф» (8/195-196); «Сунан» (2/234-235).

[14] «Аль-Мунтака» (7/224).

[15] См. «Аль-Минхдж аль-кавим».

[16] «Хашия Тармаси» (3/220).

[17] Канал шейх Бухайри в Telegram.

Похожие материалы