Можно ли туристу сокращать и переносить молитву?

Вопрос:

Каково шариатское постановление относительно использования послаблений (рухсат), предусмотренных для путешественника, если человек отправился в дозволенную поездку, например, для отдыха?»

Ответ:

Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину, Посланнику Аллаха.

Шафиитские ученые установили определенные условия для применения послаблений во время путешествия, среди которых — законная цель. Таким образом, если человек путешествует без законной цели, например, просто перемещаясь по странам или занимаясь туризмом, ему не разрешается сокращать молитву.

Однако если его путешествие имеет законную цель, например, для торговли или отдыха, то ему разрешается сокращать молитву.

Имам ибн Хаджар аль-Хайтами (да смилуется над ним Аллах) пишет:

لو كان لمقصده طريقان طريق طويل -أي مرحلتان- وطريق قصير -أي دونهما- فسلك الطويل لغرض كسهولة أو أمن أو زيادة، وإن قصد مع ذلك استباحة القصر، وكذا لمجرد تنزه على الأوجه؛ لأنه غرض مقصود إذ هو إزالة الكدورة النفسية برؤية مستحسن يشغلها به عنها، ومن ثم لو سافر لأجله قصر أيضا بخلاف مجرد رؤية البلاد ابتداء أو عند العدول؛ لأنه غرض فاسد

«Если к месту назначения есть два пути: длинный (два мархаля) и короткий ( меньше этого) и человек выбирает длинный путь по определенной причине, например, из-за его удобства, безопасности или получения дополнительной выгоды, то это допустимо, даже если при этом он намерен воспользоваться правом сокращения молитвы. Также разрешается выбрать длинный путь просто ради отдыха, согласно наиболее верному мнению, поскольку это является обоснованной целью, так как способствует устранению душевного утомления путем созерцания отвлекающих (от изнурения) приятных вещей.

Поэтому, если человек отправляется в путь с этой целью, ему также разрешается сокращать молитву, в отличие от простого осмотра городов, будь это изначальная цель или при изменении маршрута, поскольку это считается недействительной целью»[1].

Разница между отдыхом и путешествием ради осмотра городов, как указывает шейх аль-Ислам Закарийя аль-Ансари (да смилуется над ним Аллах), заключается в следующем:

بأن القصد في هذا [أي رؤية البلاد] غير جازم بمقصد معلوم؛ لأن القاصد فيه كالهائم بخلافه في التنزه

«В другом случае (то есть при осмотре городов) нет твердого намерения с определенной целью, поскольку такой путешественник подобен блуждающему, в отличие от того, кто путешествует ради отдыха»[2].

И Аллаху известно лучше.

Источник: aliftaa.jo

 

 

[1] «Тухфат аль-мухтадж» (2/382): конец цитаты с небольшими изменениями.

[2] «Асна аль-маталиб» (1/238).

Похожие материалы