Вопрос: Каково шариатское постановление о громком чтении женщины в намазе и о громком произношении слов «амин» после чтения суры «аль-Фатиха»?
Ответ: Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха!
Имаму и совершающему намаз индивидуально, но не совершающему намаз за имамом, желательно читать громко в тех намазах, где предписано громкое чтение (утренний, вечерний и ночной – прим. ред.), и читать тихо там, где предписано читать тихо (обеденный и послеобеденный), как это передают поздние ученые (халяфы) от ранних (саляфов). В этом нет разницы между мужчинами и женщинами.
Однако если женщина совершает намаз в присутствии посторонних мужчин, ей желательно всегда читать тихо, и нежелательно (карахат) громкое чтение. Но если она прочтет громко, намаз не нарушится. Если она совершает намаз в уединении или в присутствии близких родственников мужского пола (махрам) либо женщин, то ей желательно читать громко, но не настолько громко, как это делают мужчины.
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) сказал:
وأما المرأة فقال أكثر أصحابنا إن كانت تصلي خالية أو بحضرة نساء أو رجال محارم جهرت بالقراءة، سواء صلت بنسوة أو منفردة، وإن صلت بحضرة أجنبي أسرت
«Что касается женщины, то большая часть авторитетных ученых нашего мазхаба сказала, что если женщина совершает намаз в уединении или в присутствии других женщин либо близких родственников мужского пола, она читает громко, независимо от того, совершает она намаз коллективно с женщинами или индивидуально. Если она совершает намаз в присутствии посторонних мужчин, то читает тихо». («Аль-Маджму», 3/390)
Саид ибн Мухаммад Баишн аш-Шафии (умер в 1270 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Бушра аль-карим» (1/223):
وسن الجهر بالقراءة في الصلاة الجهرية لغير مأموم؛ لكراهته في غير ما مرّ عليه، ولغير امرأة وخنثى بحضرة الرجال الأجانب لكراهته لهما حينئذٍ؛ لخوف الفتنة، ويندب لهما في الخلوة وبحضرة المحارم والنساء لكن دون جهر الرجل
«Желательно читать громко в намазах, в которых предписано читать громко, всем, кроме совершающего намаз за имамом, так как ему нежелательно делать это в данной ситуации. Так же и женщине, и гермафродиту в присутствии посторонних мужчин, так как им это делать нежелательно по причине опасности смуты. Однако им желательно читать громко в уединении или в присутствии близких родственников мужского пола либо женщин, однако не так громко, как читают мужчины».
Что касается громкого произношения слов «амин» после суры «аль-Фатиха», то тут решение такое же, как и в вышеупомянутом вопросе громкого чтения: если она совершает намаз в присутствии посторонних мужчин, то произносит тихо, а если совершает, уединившись или в присутствии близких родственников мужского пола либо женщин, то произносит громко.
Сулейман аль-Буджайрами аш-Шафии (умер в 1221 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Тухфату-ль-Хабиб аля шарх аль-Хатыб» (2/29):
والحاصل أن المصلي مأموماً كان أو غيره يجهر به [أي التأمين] إن طلب منه الجهر، ويسر به إن طلب منه الإسرار
«Итог такой: молящийся, будь он совершающий намаз за имамом, или кто-то иной, произносит слова “амин” громко в тех намазах, где предписано громкое произношение, и тихо, если предписано тихое».
А Всевышний Аллах знает лучше!
Источник: aliftaa.jo