Шейх Мухаммад аль-Яраги

Шейх Мухаммад-афанди аль-Яраги, куддиса сирруху, родился в 1191 году по хиджре (1777 г.), 2-го числа месяца Зуль-Каада, во вторник, в се­лении Яраг, расположенном на юге Дагестана, в семье учено­го.

Благодаря его сильной тяге к знаниям и учебе он стал большим ученым. Он изучил множество шариатских наук.
 
В Дагестане не было человека, превосходящего его в знании Корана. Его глубокие познания, которые даровал ему Аллах, стали при­чиной того, что со всех концов Дагестана к нему потянулись мюриды. Его имя стало знаменитым в Тур­ции, Бухаре и Персии. Он был примером совершен­ства служения и поклонения Аллаху. Мухаммад аль-Яраги, куддиса сирруху, учил бесконечной любви к Аллаху и благосклонному отношению к людям.
 
Шу’айб-афанди аль-Багини, куддиса сирруху, пишет о Мухаммаде аль-Яраги:
 
«Шейх Исмаил-афанди, куддиса сирруху, сказал однаж­ды шейху Хасмухаммаду-афанди, куддиса сирруху: «Сынок, воисти­ну, в Дагестане я видел мужчин, которые готови­лись к прибытию, и среди них я увидел самого со­вершенного и сведущего наставника — Мухаммада-афанди аль-Яраги. Если бы ты уехал к нему, ходил бы с ним, став его учеником, то ты был бы провожатым в его прибытии».
 
И отправился шейх Хасмухаммад, куддиса сирруху,  к нему. Он пробыл у него долгое время, став его учеником (Мухаммад аль-Яраги не знал поло­жения Хасмухаммада-афанди).
 
Затем он вернулся к Исмаилу-афанди. Получив от него информацию, Исмаил-афанди велел ему вновь вернуться к учителю.
 
Однажды Хасмухаммад сказал Мухаммаду Яраги: «Воистину, я знаю совершенного наставника». Аль-Яраги спросил: «Кто он?» Хасмухаммад ответил: «Мой шейх, шейх Исмаил-афанди аш-Ширвани аль-Курдумери. Я имею от него иджаза (разрешение на наставничество), и, как вы пожелаете, так и будет».
 
Шейх Исмаил-афанди, куддиса сирруху, прислал ему письмо, в котором сообщал, что шейх Хасмухаммад-афанди аш-Ширвани, куддиса сирруху, — его по­мощник и что он обладает знаниями, да­рованными ему Всевышним.
 
Когда шейх аль-Яраги, куддиса сирруху, прочел слова шейха Исмаила-афанди, успокоились его сердце и душа. Он обратился с просьбой к шейху Хасмухаммаду-афанди, куддиса сирруху,  обучить его основам накшубандийского тариката, как обучал того шейх Исмаил-афанди, куддиса сирруху, — и тот сделал это.
 
Хасмухаммад-афанди, куддиса сирруху, открыл ему все стоянки (ма­кам) и состояния (халь). Аль-Яраги, куддиса сирруху, достиг всех сто­янок в течение двух лет. Достигнув высшей ступени, он отправился к самой совершенной стоянке. Шейх Хасмухаммад, куддиса сирруху,  разрешил ему воспитывать мюридов после полного благословения и указания всех шей­хов.
 
Один из верных людей сообщил нам, что шейх Мухаммад аль-Яраги, куддиса сирруху, — совершенный человек. Население вилаята Куралия повиновалось ему. Он стал широко известен среди людей.
 
Затем  эту новость услышал и узнал о повинове­нии ему и следовании за ним казикумухский Аслан Хусейн-хан, в чьем подданстве было большинство населения аль-Куралия.
 
Это не понравилось хану. Он возненавидел шейха Мухаммада-афанди аль-Яра­ги, куддиса сирруху. Аслан Хусейн-хан преследовал его, запрещал людям следовать за ним.
 
На защиту Мухаммада аль-Яраги встал шейх Джамалуддин-афанди Казикумухский, куддиса сирруху, бывший в то время писарем у хана.
 
Он прибыл к шейху аль-Яраги, куддиса сирруху, и стал учиться у него. Мухаммад аль-Яраги, куддиса сирруху, произвел на него большое впечатление. Аль-Яраги, куддиса сирруху, начал обучать его зикру и молитвам. За­тем шейх Джамалуддин, куддиса сирруху, вернулся в Казикумух и не­сколько дней скрывался от хана.
 
Хан и народ были удивлены, что шейх Джамалуддин-афанди, куддиса сирруху, с его уров­нем, стал одним из мюридов шейха Мухаммада-афан­ди аль-Яраги, куддиса сирруху,
 
По приказа­нию хана шейх Джамалуддин, куддиса сирруху, был доставлен во дво­рец. Когда он прибыл, хан посмотрел на него и уви­дел необыкновенный свет, который исходил из его пальцев. Он удивился и сказал: «Выведите его из это­го места и не убивайте, а изгоните из нашего вилаята».
 
Некоторое время спустя шейх Джамалуддин, куддиса сирруху, зак­лючил соглашение о выступлении отважных горцев во главе с шейхом имамом Газимухаммадом из Гимры, куддиса сирруху, на борьбу с кяфирами. Он переселился к нему ради сохранения Шариата, тариката и возвышения религии. В это же время к имаму Газимухаммаду переселился и шей­х Мухаммада-афанди аль-Яраги, куддиса сирруху.
 
Там Мухаммад аль-Яраги воспитывал шейха Джамалуддина и помог ему достигнуть высших сто­янок и высших ступеней.
 
В 1830-м году он выступил перед собранием предста­вителей духовенства Дагестана в Унцукуле, где при­звал всех к продолжению газавата, и по его же ука­занию [ранее] имамом был избран Газимухаммад. Он выдал свою дочь замуж за Газимухаммада. В 1242-м году по хиджре, в третий день месяца Джумад-уль-Ахир, в борьбе с кяфирами смертью шахида погиб имам Гази­мухаммад.
 
После его гибели Мухаммад аль-Яраги, куддиса сирруху, спо­собствовал избранию имамом Гамзата из Гоцатля. А когда и Гамзат был убит, имамом был избран Ша­миль, и шейх аль-Яраги, куддиса сирруху, поддержал его.
 
В одном письме, написанном шейхом аль-Яраги имаму Шамилю, говорится: «Если будешь держать постоянную связь с нами, то ты по­бедишь, а если нет, то проиграешь».
 
Мухаммад аль-Яраги умер в 1265 г. по хиджре (1848г.), 17-го дня месяца Мухаррам, во вторник. Похоронен он в селе Согратль Гунибского района. Изо дня в день уве­личивается число тех, кто посещает его зиярат.
 
Вмес­то себя он оставил муршидом Джамалуддина из Казикумуха, куддиса сирруху, который стал ценнейшим звеном в золотой цепи тариката.
Похожие материалы