Третье слово: «тавхид».
В наше время это стало означать знание аль-калам, умение вести диспуты и способность строить напыщенные фразы, ставя множество вопросов и сея различные сомнения (шубухат). Некоторые умельцы этого дела даже назвали себя людьми справедливости и тавхида.[1]
И в итоге знатоков науки аль-калам стали называть учёными по науке тавхид, хотя эта специализация не была известна в первые века мусульман, более того, они обрушивались с критикой на любого, кто открывал новую дверь спорам и прениям в этой области. А что касается доказательств, изложенных в Коране, то они были известны всем.
Знание о Коране было абсолютным знанием, тавхид же в их время обозначал нечто иное, непонятное для большинства мутакаллимов сейчас, а если они и поймут, то в них этого знания не будет. Тавхид в понимании первых поколений – это способность видеть все явления от Аллаха таким образом, что всяческое упование на причины и посредничество полностью исчезает[2], и человек видит, что всё хорошее и плохое только от Аллаха.
Это величественное духовное состояние, одним из плодов которого является упование, отказ от жалоб на творения и от злости в их адрес, полное довольство и подчинение установлениям Всевышнего Аллаха.
Примером такого духовного состояния являются слова ибн Масуда, которого спросили во время болезни: «Позвать ли тебе врача?», на что он ответил: «Врач меня испытывает этой болезнью»[3].
А когда Абу Бакра спросили о том, что сказал ему врач после его посещения, он ответил: «Он сказал: “Я делаю, что пожелаю”».
Тавхид является бесценной драгоценностью, состоящей из двух слоёв. Один из этих слоев дальше от его сердцевины. И люди ограничили тавхида до слоя, самого далёкого от его драгоценной сердцевины.
Первый слой – это произнесение слов «Нет никого достойного для поклонения, кроме Аллаха». Это называется тавхидом в значении его противоположности идеям троицы христиан. Но эти слова могут также исходить от лицемера, которые скрывает в себе несовместимые убеждения с этими словами.
Второй слой – это отсутствие в сердце чего-то несовместимого с этими словами, то есть сердце человека исповедует содержание этих слов и верит в них. Это тавхид обычных людей, и мутакаллимы защищают от нововведений именно этот слой.
А третий слой – сердцевина – это умение видеть, что всё происходящее – только от Аллаха, отрезая свой взор от любых посредничеств, удостаивая поклонением только Аллаха. И этому тавхиду противоречит следование страстям, потому что каждый, кто следует своим страстям, поклоняется им.
Всевышний Аллах сказал:
أَفَرَأَيْتَ مَنِ اتَّخَذَ إِلَٰهَهُ هَوَاهُ
«Видел ли ты того, кто сделал свою страсть себе богом?»[4]
Если человек поразмыслит глубоко, то поймет, кто идолопоклонник поклоняется своим страстям, а не идолу, потому что его душа склоняется к религии его предков, и он следует этим предпочтения своей души, а следование привычным предпочтениям – это одно из определений страстей.
И также этому тавхиду противоречит злость на творения и внимание к ним: если человек считает, что всё от Аллаха, то как он может злиться на творения?!
И тавхид означал именно этот высокой духовный уровень. А теперь посмотри, к чему его свели? Каким слоем ограничились? И как люди ограничились поверхностным слоем этого понятия для бахвальства им, хотя в них отсутствует его сердцевина!
Это всё равно что человек, который утром просыпается и поворачивается в сторону киблы со словами: «Я повернул свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю», это первая ложь, с которой он начинает свой день, если его сердце в действительности не обращено к Аллаху. Ведь если он буквально имеет в виду направление своего лица, то его лицо обращено к Каабе, а Кааба не является Тем, Кто сотворил небеса и землю, потому что Всевышний Аллах не ограничен никакими направлениями!
А если он имеет в виду свое сердце, а именно это и подразумевается, то как он может быть правдив в своих словах, если его мысли заняты мирскими нуждами и поисками новых возможностей для приобретения имущества, славы и статуса! Так в какой же момент его сердце направлено к Тому, Кто создал небеса и землю?!
А эти слова излагают суть тавхида: единобожник (муваххид) видит только Единого Бога, и его лик направлен только к Нему – это выполнение Его повеления:
قُلِ اللَّهُ ۖ ثُمَّ ذَرْهُمْ فِي خَوْضِهِمْ يَلْعَبُونَ
«Скажи: “Аллах (ниспослал все эти священные Писания)”, — а затем оставь их забавляться со своими ложными соображениями».[5]
Под словом не имеется в виду движение уст, потому что уста – лишь средство передачи, которое иногда говорят правду, а иногда нет, Всевышний же смотрит на сердце, которое является основой тавхида и его источником.
[1] Это было самоназвание мутазилитов.
[2] Это духовное состояние имам ар-Раббани Ахмад ас-Сирхинди называл единством восприятия (вахдат аш-шухуд).
[3] Имеется в виду исцеление только от Аллаха.
[4] Коран, 45:23.
[5] Коран, 6:91.