Книга о Знании
В ней семь глав
Глава первая: О достоинстве знания, обучения ему и изучения.
Глава вторая: Об обязательном знании для каждого (фард аль-айн) и знании, изучение которого является коллективной обязанностью (фард аль-кифя), а также определение фикха и калама и разъяснение относительно знания Ахирата и мирского знания.
Третья глава: О том, что обычные люди считают религиозным знанием, но таковым не является, а также виды порицаемого знания и его границы.
Четвёртая глава: Беды от диспутов и причины, по которым люди занимаются вопросами разногласий и споров.
Глава пятая: Адабы учителя и ученика.
Глава шестая: Беды, которые связаны со знанием и которые подстерегают учёных, и признаки, по которым можно отличить учёных Ахирата от мирских учёных.[1]
Глава первая
О достоинстве знания, обучения ему и изучения
Доказательства из Корана:
Всевышний Аллах сказал:
شَهِدَ اللَّهُ أَنَّهُ لَا إِلَٰهَ إِلَّا هُوَ وَالْمَلَائِكَةُ وَأُولُو الْعِلْمِ قَائِمًا بِالْقِسْطِ
«Аллах свидетельствовал[2], что нет никого, достойного поклонения, кроме Него, а также (об этом свидетельствовали) ангелы и обладатели знания».[3]
Обрати внимание, Всевышний Аллах упомянул первым Себя, вторыми – ангелов, а третьими – обладателей знания. И этого тебе должно тебе достаточно как обозначения величия и достоинства, великолепия и благородства.
[Имам аз-Забиди[4] сказал: «Свидетельство Всевышнего Аллаха о Своём единстве – это создание того, что на это единство указывает как в окружающем материальном мире, так и в нас самих».]
Всевышний Аллах сказал:
يَرْفَعِ اللَّهُ الَّذِينَ آمَنُوا مِنْكُمْ وَالَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ دَرَجَاتٍ
«Аллах возвышает верующих среди вас и обладателей знания».[5]
Всевышний Аллах сказал:
قُلْ هَلْ يَسْتَوِي الَّذِينَ يَعْلَمُونَ وَالَّذِينَ لَا يَعْلَمُونَ
«Скажи, разве знающие равны невеждам?»[6]
Всевышний Аллах сказал:
إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاءُ
«Из Его рабов Аллаха боятся только обладатели знания»[7]
[Имам аз-Забиди[8] сказал: «У кого больше знаний, в том больше страха».]
Всевышний Аллах сказал:
قُلْ كَفَىٰ بِاللَّهِ شَهِيدًا بَيْنِي وَبَيْنَكُمْ وَمَنْ عِنْدَهُ عِلْمُ الْكِتَابِ
«Ответь (им, Мухаммад): “В качестве свидетелей между мною и вами достаточно Аллаха и обладателей знания о Книге (о Таурате, Инджиле и Коране)”».[9]
Всевышний Аллах сказал:
قَالَ الَّذِي عِنْدَهُ عِلْمٌ مِنَ الْكِتَابِ أَنَا آتِيكَ بِهِ
«А (один) обладатель знания Писания сказал: “Я принесу его (трон) тебе”».[10]
Своими словами он указывает, что стал способен на это благодаря силе знания.
Всевышний Аллах сказал:
وَقَالَ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ وَيْلَكُمْ ثَوَابُ اللَّهِ خَيْرٌ لِمَنْ آمَنَ وَعَمِلَ صَالِحًا
«А обладатели знания сказали: “Горе вам! Вознаграждение Аллаха лучше для тех, кто уверовал и совершал благодеяния”».[11]
Этот аят разъяснил, что величие Ахирата познаётся через знание.
Всевышний Аллах сказал:
وَتِلْكَ الْأَمْثَالُ نَضْرِبُهَا لِلنَّاسِ ۖ وَمَا يَعْقِلُهَا إِلَّا الْعَالِمُونَ
«Мы приводим людям такие примеры, но понимают их лишь обладатели знания».[12]
[Имам аз-Забиди[13] сказал: «Всевышний Аллах сообщил, что приводимые Им для Своих рабов примеры понимают только обладатели знания, и только они получают от них пользу. В Коране порядка сорока подобных примеров. И некоторые саляф, когда читали эти примеры, смысл которых им был не до конца ясен, плакали, приговаривая: “Я не из числа знающих”».]
Всевышний Аллах сказал:
وَلَوْ رَدُّوهُ إِلَى الرَّسُولِ وَإِلَىٰ أُولِي الْأَمْرِ مِنْهُمْ لَعَلِمَهُ الَّذِينَ يَسْتَنْبِطُونَهُ مِنْهُمْ
«Если бы они обратились с этим к Посланнику и руководителям (мусульман), тогда её (эту весть) узнали бы те из них (лидеров мусульман), кто мог проверить».[14]
Решение относительно новых ситуаций возложено на обладателей знаний, и они упоминаются сразу после пророков в разъяснении и решении Всевышнего Аллаха.
Передается в толковании слов Всевышнего Аллаха:
يَا بَنِي آدَمَ قَدْ أَنْزَلْنَا عَلَيْكُمْ لِبَاسًا يُوَارِي سَوْآتِكُمْ وَرِيشًا ۖ وَلِبَاسُ التَّقْوَىٰ
«О потомки Адама! Мы ниспослали вам (сотворили для вас) одежду для прикрытия вашей наготы и (для) украшения. Однако одежда богобоязненности (вера, страх перед Аллахом, хорошая нравственность) — наилучшая!» [15]
«Мы ниспослали вам (сотворили для вас) одежду для прикрытия вашей наготы», то есть знание [имам аз-Забади[16] сказал: «Это образное сравнение (маджаз): знание прикрывает срам невежества»] «и (для) украшения» – убеждённость (якын). «Однако одежда богобоязненности» – это стыдливость».
Всевышний Аллах сказал:
وَلَقَدْ جِئْنَاهُمْ بِكِتَابٍ فَصَّلْنَاهُ عَلَىٰ عِلْمٍ
«Мы принесли им (людям) Книгу, которую объяснили (вопросы, касающиеся вероучения, предписаний и назиданий) на основании знания».[17]
Всевышний Аллах сказал:
فَلَنَقُصَّنَّ عَلَيْهِمْ بِعِلْمٍ
«Мы обязательно расскажем им (пророкам и их народам) (обо всех их деяниях – как скрытых, так и явных) на основании (совершенного) знания».[18]
Всевышний Аллах сказал:
بَلْ هُوَ آيَاتٌ بَيِّنَاتٌ فِي صُدُورِ الَّذِينَ أُوتُوا الْعِلْمَ
«Но (это не так), то — ясные аяты в сердцах тех, кому дано знание».[19]
Также Всевышний Аллах сказал:
عَلَّمَهُ الْبَيَانَ
«…и научил его выражать мысли».[20]
И это было сказано как о знаке проявленной милости.
[1] Шестую главу о разуме и его достоинствах мы полностью исключили из нашего краткого изложения.
[2] Имам аз-Забиди пишет, что это может означать: «Аллах сообщил об этом», либо: «Аллах повелел разъяснять это».
[3] Коран, 3:18.
[4] «Итхаф», 1/100.
[5] Коран, 58:11.
[6] Коран, 39:9.
[7] Коран, 35:28.
[8] «Итхаф», 1/101.
[9] Коран, 13:43.
[10] Коран, 27:40.
[11] Коран, 28:80.
[12] Коран, 29:43.
[13]«Итхаф», 1/103.
[14] Коран, 4:83.
[15] Коран, 7:26.
[16] «Итхаф», 1/103.
[17] Коран, 7:52.
[18] Коран, 7:7.
[19] Коран 29:49
[20] Коран 55:4