Мухтасар «Ихья» имама аль-Газали. Часть 1

Предисловие автора сокращения

С именем Аллаха, Милостивого в этом мире к верующим и неверующим, а в следующем мире – только к верующим

О Аллах, лишь к Тебе взываем, облегчи и помилуй!

Книга имама Абу Хамида аль-Газали «Ихья ‘улюми-д-дин», безусловно, является одной из самых влиятельных книг исламского богословия за его многовековую историю.

О величии этой книги свидетельствует тот факт, что даже ярые критики этой книги, пытаясь написать нечто подобное, не смогли придумать ничего иного, кроме как сделать её краткое изложение.

Оживление религиозных наук. Что это означает? Разве они были мертвы, если их надо оживить?

Имам аль-Газали увидел, что в его поколении исламские науки начали представлять во многом академический интерес и стали орудием для сражений разных школ и подходов, а изначальная цель этих наук – духовное очищение личности – ушла на второй план; и это в лучшем случае, зачастую вообще игнорируется.

Поэтому имам аль-Газали попытался перезагрузить всю систему преподавания и само понятие о знании, пытаясь перенаправить своих современников от споров и схоластики в сторону практики и развития личности.

Сложно представить что-то более актуальное для нашего времени.

После долгих размышлений о полном переводе данной книги либо её известного краткого изложения мы решили попытаться создать свою версию краткого изложения (мухтасар), пытаясь, насколько это получится, сохранить дух книги и приблизить к русскоязычному читателю мудрость и гений этого великого учёного, который заслуженно стал известен как Довод Ислама!

Абу Али аль-Ашари

 

Предисловие имама аль-Газали

С именем Аллаха, Милостивого в этом мире к верующим и неверующим, в следующем мире – только к верующим, и лишь к Нему мы взываем о помощи!

Господь, облегчи и заверши благом, о Щедрейший!

Шейх, имам и Довод Ислама Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали (да помилует его Аллах) сказал:

«Во-первых, возношу Аллаху многочисленное и постоянное восхваление, хотя и меркнут восхваления людей перед тем, чего достоин Всевышний.

Во-вторых, благословляю и приветствую Его Посланника, вознося благословление, охватывающее вместе с господином человечества остальных посланников.

В-третьих, прошу у Аллаха правильного решения относительно моего желания написать книгу об оживлении наук о религии (вере).

И в-четвёртых[1], спешу устранить твоё самодовольство, о критик[2] из числа отрицающих Истину, вышедший за границы в своей критике, чрезмерный в ругани и отрицании, относящийся к беспечным порицателям.

Твоя слепота в отношении Истины развязала мой язык и опоясала меня ответственностью слов и ожерельем речи, [меня заставило говорить твоё] упорство в защите ложного и приукрашивании невежества, а также козни против тех, кто выбрал незначительное отклонение от обрядов широких масс людей и немного отклонился от соблюдения обряда в сторону практикования духа знания, желая этим достичь исполнения возложенного на него Всевышним Аллахом обязательства в виде очищения души и исцеления сердца, исправляя [этим] бесцельно потраченную жизнь[3], хоть и отчаявшись в полном исправлении и достижении цели и убегая от толп, о которых Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

أَشد النَّاس عذَابا يَوْم الْقِيَامَة عَالم لم يَنْفَعهُ الله بعلمه

«Самое сильное наказание постигнет в Судный день учёного, которому Аллах не помог его знанием».[4][5]

Клянусь своей жизнью, что у тебя нет причины для упорства в неприязни, кроме болезни, поразившей огромные массы, но даже охватила большинство, [которая заключается] в неспособности понять суть этого дела и невежестве в отношении его значимости и опасности[6], [и неспособности осознать], что Ахират приближается, а мирская жизнь убегает, земная жизнь – коротка, а путь – далёк, припасов недостаточно, опасность велика, дорога закрыта, всё, кроме искренне совершённого ради Аллаха – будь то знания или деяния – будет отвергнуто Всевидящим, а следование по пути Ахирата со всеми трудностями без проводника и спутника утомительно и изнурительно.

А проводники на этом пути – учёные, являющиеся истинными наследниками пророков. Те уже канули в небытие, а остались лишь подражатели, большую часть которых подчинил себе и ввёл в заблуждение шайтан. И каждый из них озабочен своим мелким [мирским] уделом, [и из-за этого стал считать] похвальное порицаемым, а порицаемое – похвальным. И, как следствие, знамя религии стало блёкнуть, а маяк религии в разных уголках земли – затухать.

И они внушили людям, что нет знания, кроме государственного решения (фетвы), которое используют судья для решения тяжб черни, диспутов, которые любители славы используют для побед и опровержений, либо напыщенной речи, которую проповедники используют для обмана простолюдинов; [они внушили, что только это и есть знание], потому что нашли возможным использовать только эти три разновидности знания как ловушку для запретного и сети для мирского имущества.[7]

А что касается знания пути Ахирата и того, чему следовали праведные предки[8] и что Всевышний Аллах назвал в Своём Писании фикхом, мудростью и знанием, сиянием и светом, истинным путём и наставленностью, то всё это давно позабыто среди людей.[9]

И когда [упомянутое выше] стало внутренним изъяном в религии, крайне опасным и мрачным, то я понял, что составление книги очень важно и обязательно для оживления религиозных наук, для раскрытия методологии ранних имамов и разъяснения того, что является полезным знанием в представлении пророков и праведных предков. Благословение Аллаха им всем.[10]

Я разделил эту книгу на четыре части: о поклонении, о поведении, о губительных пороках и о спасительных качествах.

Но из-за крайней значимости темы я предварил всё это книгой о знании, чтобы, во-первых, рассказать о знании, поиск которого возложен Всевышним как поклонение на каждого человека в словах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

طلب الْعلم فَرِيضَة عَلَى كل مُسلم

«Поиск знаний обязателен для каждого мусульманина» [11],

[во-вторых,] отделить полезное знание от вредного, потому что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

نَعُوذ بِاللَّه من علم لَا ينفع

«Мы просим у Аллаха защиты от знания, в котором нет пользы» [12],

[и в-третьих,] устранить отклонение современников, [занятых лишь внешней стороной знания], от Истины, [рассеять их] очарованность блеском миража и [устранить] их довольство внешней стороной знания вместо его сути.[13]

Часть о поклонении содержит десять книг: книгу о Знании, книгу о принципах вероубеждения, книгу о духовных аспектах омовения, книгу о духовных аспектах намаза, книгу о духовных аспектах закята, книгу о духовных аспектах поста, книгу о духовных аспектах хаджа, книгу об адабах чтения Корана, книгу об азкарах и дуа и книгу о последовательности выполнения вирдов.

Часть о поведении содержит десять книг: книгу об этике приёма пищи, книгу об этике брака, книгу о правилах заработка, книгу о дозволенном и запретном, книгу об этике дружбы и правил поведения с разными группами людей, книгу об уединении, книгу об этике путешествий, книгу о пении и экстатических состояниях[14], книгу о повелении творить одобряемое и порицать запретное, книгу об этике сожительства и нравственности пророков.

Часть о губительных пороках состоит из десяти книг: книги об уникальности сердца, книги о подчинении души (нафса), книги о бедствиях двух страстей – желудка и половых органов, книги о бедствиях языка, книги о бедствиях ненависти, злобы и зависти, книги о порицании мирского, книги о порицании имущества и жадности, книги о порицании статуса и показного, книги о порицании высокомерия и самодовольства и книги о порицании самообмана.

Часть о спасительных качествах состоит из десяти книг: книги о покаяния, книги о терпении и благодарности, книги о страхе и надежде, книги о бедности и аскетизме, книги о единобожии и уповании, книги о любви, страсти, радости и довольстве, книги о намерении, правдивости и искренности, книги о наблюдении и самоотчёте, книги о размышлении и книги о поминании смерти.

Что касается части о поклонении, то в ней я буду раскрывать тонкие аспекты этики, нюансы сунн и их духовный смысл, в которых нуждается каждый учёный, практикующий свои знания, и более того, человек не может считаться учёным Ахирата, если не ознакомится с ними, а большая часть этого не упоминается в исламском праве (фикх).

Что касается части о поведении, то в ней я раскрою духовные аспекты поведения среди людей и скрытые нюансы, тончайшие сунны и высоты богобоязненности в практике, а в этом нуждается каждый религиозный человек.

Что касается части о губительных пороках, то в ней я назову каждый порок, в отношении устранения которого (для облагораживания души и очищения сердца) имеется повеление в Коране, а также упомяну определение и суть каждого из пороков, затем причину, по которой они появляются, затем бедствия, к которым они приводят, затем признаки, по которым их можно распознать, а затем пути исцеления, при помощи которых от них можно избавиться.

И всё это будет поддержано доказательствами из аятов [Корана], сообщений и преданий.

Что касается части о спасительных качествах, то я упомяну каждое похвальное качество и желанное достоинство, которое свойственно избранным и правдивым рабам, через которые они приближаются к Господу миров. Также дам определение и суть каждого качества, способы их приобретения, их плоды, которыми можно воспользоваться, признаки, по которым их можно распознать, их достоинства, из-за которых они стали желанными, и приведу доказательства этому из шариата и доводов разума.

О некоторых упомянутых аспектах уже были написаны книги[15], но этот труд будет отличаться от них по пяти параметрам:

1. распутывание того, что они усложнили, и объяснение того, что они не объяснили до конца,

2. упорядочивание того, что они разбросали и разделили,

3. сокращение того, что они удлинили, и объяснение того, что они установили,

4. устранение повторов и доказательство того, что они утверждали,

5. разъяснение вопросов, сложных для понимания, к которым в этих книгах вообще не обращались.

И даже если каждый следует общему методу, то нет ничего порицаемого в том, чтобы каждый из идущих по духовному пути указал на какой-то аспект, на который либо не обратил внимание их коллега, либо обратил, но забыл привести в своей книге, либо не забыл, но какая-то причина отвлекла его от этого.

И всё это особенности этой книги, которая также содержит все эти знания.

Часть 2.

 

[1] Первое было связано со Всевышним Аллахом, второе – с Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), третье – с искренним желанием автора, а четвёртое – с критикой со стороны обманутых завистников в отношении дела, которое он решил начать. Это система приоритетов для верующего: сначала Аллах, Его Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) и искренность, а после пусть хоть весь мир обрушится с критикой.

[2] Имам аль-Газали с самых первых строк своей книги указывает, что готов к критике, которая обрушится на него из-за этой книги, потому что она уникальна, не похожа на другие книги и не имеет аналогов, а самое главное – это раскрытие сути грязных душ тех, кого в его время было принято называть учёными.

[3] Имам аль-Газали аллегорически рассказывает о своей жизни: он учился и достиг вершин в научном мире, а затем осознал слабость своей искренности и устремился к исправлению упущенного.

[4] Хадис передаёт ат-Табарани в труде «Ас-Сагыр» (1/182) и Аль-Байхаки в труде «Шуаб аль-Иман» (№1642). Имам аль-Ираки сказал, что хадис недостоверный.

[5] Пусть читатель обратит внимание, с какого хадиса имам аль-Газали начал свой труд! Вся книга имама – толкование к этому хадису. Имам аз-Забиди говорит: «Для человека ослушание при наличии знаний – более тяжкий и омерзительный грех, чем грех из-за невежества». («Итхаф», 1/80). Сахль ибн Музахим сказал: «Положение учёного более сложное: хотя незнание невежды не станет ему оправданием, но наказание учёного, который знал и не практиковал своё знание, будет более тяжким».

[6] Передаётся, что аль-Асвад ибн Язид настолько усердствовал в поклонении, что его тело зеленело и желтело. Алькама спрашивал его: «Зачем ты мучаешь своё тело?» И аль-Асвад отвечал: «Это серьёзное дело, поэтому усердствуйте». («Ихтаф», 1/81).

[7] И ничего не изменилось в наше время! Учёный – это либо официальный муфтий, либо студент, который побеждает всех в диспутах, либо красноречивый проповедник, а вне этих трёх ипостасей для масс нет шариатского знания.

[8] Сподвижники, табиины и те, кто следовал за ними. («Ихтаф», 1/83).

[9] В наше время появились те, кто поднимает знамя следования праведным предкам, но на практике это такфир, гибель мусульман и постоянные раздоры.

[10] Имам аль-Газали указывает нам цели, которые он ставил перед собой при написании этой книги: оживить науки о религии, показать методологию праведных предков в вопросах религии и также указать на то, что являлось полезным знанием в представлении праведных предков.

[11] Ибн Маджа, № 224. Имам аль-Ираки говорит: «Хадис посчитал недостоверным Ахмад, аль-Байхаки и другие».

[12] Муслим, № 2722.

[13] Имам сравнил знание, которым увлечены его современники, с оболочкой, которая не приносит пользы, с кожурой, которая не может насытить, а знание Ахирата сравнил с плодом. («Итхаф», 1/85).

[14] Эта книга в нашем кратком изложении будет полностью пропущена.

[15] Как «Кут аль-Кулуб» Абу Талиба аль-Макки или «Ар-Рисаля аль-Кушайрия». (Итхаф, 1/62).

Похожие материалы