Намаз покаяния (ат-тауба)

Всевышний Аллах по Своей милости к нашей умме предписал нам один из лучших видов поклонения, посредством которого грешник может приблизиться к своему Господу в надежде, что его покаяние будет принято. И этот акт поклонения — намаз покаяния (ат-тауба).

Анас (да будет доволен им Аллах) передал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

كلُّ بني آدم خَطَّاءٌ، وخيرُ الخَطَّائِينَ التوابون

«Все потомки Адама совершают грехи, а лучшие из числа совершающих грехи — кающиеся (за свои грехи)»[1].

Все люди грешны, ибо человек создан слабым. Он ослушивается своего Создателя, не совершая то, к чему призывает его Аллах, и нарушая Его запреты. Однако Всевышний открыл для Своих рабов двери покаяния и сообщил, что лучшими из грешников являются те, которые часто каются.

Положение намаза покаяния

Ученые единогласны в законности намаза покаяния, так как в хадисе со слов Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) сообщается:

وحدَّثَني أبو بَكْرٍ ، وصَدَقَ أبو بَكْرٍ ، قالَ : قالَ رسولُ اللَّهِ صلَّى اللَّهُ عليهِ وسلَّمَ : ما مِن عبدٍ مؤمنٍ يُذنِبُ ذَنبًا فيَتوضَّأُ فَيُحسِنُ الطُّهورَ ، ثمَّ يصلِّي رَكْعتينِ فيستَغفرُ اللَّهَ تعالى إلَّا غَفرَ اللَّهُ لَهُ ثمَّ تلا وَالَّذِينَ إِذَا فَعَلُوا فَاحِشَةً أَوْ ظَلَمُوا أَنْفُسَهُمْ

«Как-то Абу Бакр рассказал мне, — и правдив был Абу Бакр — что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Любой верующий раб, если он совершил грех, а затем совершил омовение должным образом и молитву в два ракаата, попросив после у Аллаха прощения, то Аллах обязательно простит ему”. Затем он прочитал этот аят (смысл): (Также богобоязненные люди) совершив дурной поступок или навредив себе, вспоминают об Аллахе и попросят прощения за свои грехи. А кто прощает грехи, кроме Аллаха?! (Также они) не упорствуют в совершенном ими сознательно”[2]»[3].

Причина совершения намаза покаяния

Намаз покаяния совершается по причине греховного деяния, будь оно малое или большое. Мусульманин должен немедленно покаяться в грехе, после чего ему рекомендуется совершить два ракаата намаза. После покаяния следует совершать праведные поступки, а наилучшим из деяний считается намаз.

Имам ибн аль-Араби аль-Малики, комментируя хадис о намазе покаяния, пишет:

وَفِيه اسْتِيفَاء وُجُوه الطَّاعَة فِي التَّوْبَة، لِأَنَّهُ نَدم فطهر بَاطِنه، ثمَّ تَوَضَّأ، ثمَّ صلى، ثمَّ اسْتغْفر

«В этом есть содержание того, что данное покаяние объемлет в себе разного вида подчинение, так как человек раскаялся и очистил свой внутренний мир, затем он совершил омовение, а после совершил намаз и попросил прощение у Аллаха»[4].

Время совершения намаза покаяния

Рекомендуется совершать этот намаз тогда, когда мусульманин решает покаяться в совершенном им грехе, независимо от того, происходит ли это покаяние сразу после того, как он совершил грех, или спустя некоторое время. Покаяние принимается, если не будет следующих препятствующих этому факторов:

1. Приближение смерти. Всевышний Аллах сказал:

وَلَيْسَتِ التَّوْبَةُ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السَّيِّئَاتِ حَتَّى إِذَا حَضَرَ أَحَدَهُمُ الْمَوْتُ قَالَ إِنِّي تُبْتُ الآنَ

«Но не будет принято покаяние тех, кто совершает дурное до самой смерти, (а когда смерть к нему приходит), то говорит: “Вот сейчас я раскаиваюсь”»[5]. Покаяние тех, кто кается лишь при приближении смерти, не принимается.

Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إِنَّ اللَّهَ يَقْبَلُ تَوْبَةَ الْعَبْدِ مَا لَمْ يُغَرْغِرْ

«Поистине, Аллах принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы»[6].

2. Когда ниспосылается наказание. Всевышний Аллах сказал:

فَلَمْ يَكُ يَنْفَعُهُمْ إِيمَانُهُمْ لَمَّا رَأَوْا بَأْسَنَا سُنَّتَ اللَّهِ الَّتِي قَدْ خَلَتْ فِي عِبَادِهِ وَخَسِرَ هُنَالِكَ الْكَافِرُونَ

«Но не помогла им вера, когда они увидели Нашу кару. Закон Аллаха для Его рабов всегда был таким. Вот тогда неверующие оказались в убытке»[7].

Хафиз ибн Касир пишет, что вера тех, кто уверовал в момент наступления наказания, уже не принималась. Нам известен следующий пример: фараон перед самой гибелью пытался покаяться и произнести свидетельство веры, однако Всевышний Аллах не позволил ему сделать это.

3. Когда солнце взойдет на западе.

Сообщается со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

من تَابَ من قبل أَن تطلع الشَّمْس من مغْرِبهَا تَابَ الله عَلَيْهِ

«Аллах примет покаяние того, кто совершает покаяние до того, как наступит время восхода солнца со стороны запада»[8].

Место совершения намаза покаяния

Ученые разошлись во мнениях относительно того, следует ли совершать намаз покаяния до или после самого покаяния.

Шейх Абдуллах аш-Шаркави аш-Шафии в своем хашияте к «Тухфату ат-тулляб» (2/58) пишет:

قوله: (صلاة التوبة أى قبلها كما هو ظاهر الحديث حيث قال: ثم يستغفر إذ الاستغفار هو التوبة على الراجح، وأيضًا فالصلاة وسيلة لقبول التوبة فتقدم عليها وقال بعضهم إنها بعدها وأن الاستغفار غير التوبة بل هو الشكر على حصولها ولطلب قبولها ودوامها وقال الرملي يسن ركعتان قبلها وركعتان بعدها. انتهى. ولكن صلاة التوبة إنما هي الركعتان اللتان قبلها أما اللتان بعدها فليستا للتوبة بل للشكر على قبولها بحسب رجائه.

«Намаз покаяния совершается до самого покаяния, как на это указывает внешний смысл хадиса, так как далее говорится: “Затем просит у Аллаха прощение”. Истигфар по сути и есть покаяние согласно более достоверному мнению. Также намаз является средством для принятия покаяния, и поэтому совершают его в начале. Некоторые ученые сказали, что намаз совершается после покаяния, а просьба о прощении — это не покаяние, а скорее благодарность за его достижение и просьба о его принятии и постоянство. Сказал имам ар-Рамли: “Желательно совершить два ракаата намаза до самого покаяния и два ракаата после него”. Однако намаз покаяния — это два ракаата, которые совершаются до покаяния. Что касается следующих двух, то они не для покаяния, а скорее как благодарность за осуществление покаяния и стремление в его принятии и продолжительности состояния покаяния».

Описание намаза покаяния

Намаз покаяния — это добровольный намаз (нафль). В нем есть все условия, необходимые для добровольного намаза, и он должен отвечать требованиям действительности добровольного намаза.

И это — два ракаата, как сказано в хадисе от Абу Бакра ас-Сиддика (да будет доволен им Аллах).

Совершать такой намаз предписано в одиночку, поскольку это один из добровольных намазов, для которого не предписано условие коллективности.

Имам аль-Газали (да смилуется над ним Аллах) упоминает некоторые деяния, которые совершаются после греха, после которых можно надеяться на прощение грехов, и он говорит:

أَن تصلي عقيب الذَّنب رَكْعَتَيْنِ ثمَّ تستغفر الله تَعَالَى بعدهمَا سبعين مرّة، وَتقول: سُبْحَانَ الله الْعَظِيم وَبِحَمْدِهِ مائَة مرّة، ثمَّ تَتَصَدَّق بِصَدقَة، ثمَّ تَصُوم يَوْمًا

«Чтобы ты совершил двухракаатный намаз после греха, затем попросил прощении грехов у Аллаха (истигфар) семьдесят раз; затем произнес: “СубханаЛлахиль-‘Азым ва бихамдихи” (Пречист Аллах, Велик Он и хвала Ему) сто раз; затем чтобы ты раздал милостыню, а также чтобы соблюдал пост в течение одного дня поста»[9].

 

 

[1] Ибн Маджа.

[2] Коран, 3:135.

[3] Ахмад.

[4] «Арид аль-ахвази» (2/197).

[5] Коран, 4:18.

[6] Ат-Тирмизи.

[7] Коран, 40:85.

[8] Муслим.

[9] «Ихья улюм ад-дин» (4/49).

Похожие материалы