Предисловие
Участвуя в дискуссиях с псевдосалафитами (ваххабитами), вы могли замечать, как они иной раз ссылаются на учёных ханбалитского мазхаба, приводя их цитаты в качестве аргументов в спорах с ашаритами.
Один из таких еретиков даже написал статью, которую озаглавил «Учёные о секте ашаритов» и переполнил её цитатами ханбалитов, которые в определённый исторический период враждовали с ашаритами.
А как иначе? Ведь если они не будут ссылаться на ханбалитов, им просто не на кого будет ссылаться. Потому что большинство шафиитов и маликитов были ашаритами, а ханафиты – матуридитами. Если и на ханбалитов не ссылаться, то у них останутся единицы учёных.
Однако все эти ссылки на ханбалитов – обман и фальшь. Псевдосалафиты не имеют никакого отношения к ханбалитам, как и ханбалиты к ним. Если подробнее рассмотреть позицию ханбалита, на которого они ссылаются, то псевдосалафиты окажутся, по его мнению, заблудшими нововведенцами, а то и вероотступниками. И наоборот, по мнению псевдосалафитской недждийской школы, ханбалиты окажутся джахмитами, многобожниками и нововведенцами. Поэтому изначально, если вы увидите на каком-то псевдосалафитском ресурсе ссылки на ханбалитов, знайте, это очередной обман.
Предлагаем вашему вниманию статью ханбалитского шейха Мухаммада Абдулвахида аль-Азхари, который затронул тему взаимоотношений ханбалитов, псевдосалафитов и ашаритов. Мы снабдили некоторые места примечаниями, которые дополняют речь шейха.
Редакция сайта
О спорах между ашаритами, ханбалитами и ваххабитами
Ханбалиты не нуждаются ни в защите различных молокососов, обманщиков, псевдосалафитов, ни в том, чтобы они обучали их «настоящему» (ханбалитскому) мазхабу и тому, чего придерживались сторонники (этого мазхаба). Мы самым настойчивым образом утверждаем и повторяем: ханбалиты не являются ашаритами. Это известно, и нет нужды пересматривать данное положение или поднимать шум по этому поводу.
Однако давайте обратимся к тому, что важнее этого.
1. Ханбалиты согласны с ашаритами в большей части вопросов вероубеждения[1]. Разногласий же между ними меньше, чем между ашаритами и матуридитами, их количество не превышает числа пальцев одной руки. Но мы всё же отрицаем, что они являются ашаритами. Считаешь ли ты, что ханбалиты являются последователями ибн Таймии? А тем более ваххабитами?
2. Ханбалиты не сходят с ума от любви к ибн Таймии и не следуют ему в том, в чём он отклонился[2] от правильных взглядов – будь то вероубеждение или второстепенные вопросы. Иногда они даже опровергали его[3], а иногда старались не опровергать его из-за политики, которую они вели с ним и которую я уже объяснял не раз вслух и письменно. Таким молокососам не понять этого и даже не догадаться. Ханбалиты не являются последователями ибн Таймии, даже если и возвеличивают его.
3. И уж тем более они не являются ваххабитами. Убеждения, исповедуемые в их мазхабе, противоречат убеждениям этих молокососов, как и их психологическому портрету, манере обращаться с доказательствами, с разногласиями и мусульманами. Между ними множество разногласий: в первостепенных (акыда) и второстепенных вопросах (фикх), в пути и методологии, в источниках, к которым те обращаются, и вообще в любом аспекте. Все ханбалиты не считают ваххабитов ханбалитами вообще, а обвиняют их в серьёзной ереси и отрекаются от них, решительно относя их к хариджитам. Ваххабиты также такфирят[4] великих ханбалитов и их столпов и обвиняют их в ереси.
Аллах сохранил мазхаб от уничтожения ваххабитами посредством благодати его праведного имама, и Он вывел из их потомства тех, кто опровергал их и разбивал их аргументы, обращая их в ошмётки. Аллах вырвал (этот мазхаб) из рук воров, стремившихся эксплуатировать это название (ханбалиты) в угоду распространению своих заблуждений, и вернул его основателям, хвала Аллаху!
4. Я много раз говорил: цель ваххабизма с момента его появления, а также новых псевдосалафитов, которые никак не избавятся от психологии малолеток даже в старости, несмотря на то, что они философствуют, носят на голове чалму и красиво говорят, в том, чтобы показаться людям ханбалитами, ибо в этом смысл их существования, и, потеряв его, они исчезнут из событийного поля.
5. Сначала они утверждают, что являются ханбалитами, что они сторонники мазхаба и берегут его. Затем, когда они полностью расходятся с ханбалитами и заходят в тупик, начинают заявлять, что придерживаются пути имама, якобы стряхивая с него вековую пыль, и всё это через призму взглядов двух людей, у которых нет сотоварищей: ибн Таймии и ибн аль-Кайима. Затем Ибн Абдульваххаб. Те же, кто жил до ибн Таймии, а также в период между ним и ибн Абдульваххабом – еретики и многобожники, заблудшие глупцы, несчастные клоуны, не осуществившие идею единобожия и не освящённые светом двух имамов. Это и есть их обман и клевета, которую они измышляют.
Когда же их разоблачили и выяснилось то, что они малолетки, не имеющие отношения к исламской общине и её мазхабам, отрезанные от ханбалитов и даже от ибн Таймии, и когда иссяк источник их хитростей благодаря работе ханбалитов, которые исполнили обет, наложенный Аллахом на учёных, согласно которому они должны разъяснять [истину] и ничего не скрывать – они перешли к другому приёму, после того как дискредитировали ханбалитов и представили их кучкой глупцов, простаков, невежд, тупиц, еретиков и льстецов!
Этот приём в обычае у тех, кто распространяет нечестие, а именно приём под названием «разделяй и властвуй». Они начали сталкивать между собой мусульман и натравливать их друг на друга, что является обычаем сатаны. Они знают, мы знаем, и они знают, что мы знаем, что они существуют только с целью вводить в заблуждение всех мусульман, сеять вражду и ненависть между ними. Это то наследие, которое они получили от своих предшественников и которое они продолжают лучше, чем кто-либо иной.
7. Между этим молодняком и настоящими ханбалитами великая тяжба! Более того, она величайшая, потому что это вопрос существования. Поэтому ты видишь, что они не возненавидели кого-либо больше, чем чистых ханбалитов. Это идёт с давних времён, с того момента, как они появились. История и их книги говорят тебе, что больше всего они боролись и покушались на чистых ханбалитов, чаще всего лживо обвиняли и искажали именно их образ, особенно тех из них, кто опровергал (ваххабитов) словами ибн Таймии и ибн аль-Кайима. Если ты столкнёшься с тем, что кто-то из них (ваххабитов) сильно ругает кого-либо, обвиняет его в неверии и порочит, то знай, что тот причинил ему сильную боль, и, скорее всего, это был праведный учёный, делающий наставление, приближённый к Аллаху. Таков их обычай, который ты наблюдаешь сегодня своими глазами и о котором слышишь своими ушами.
8. Мы приводили уже тексты, из которых ясно, что были ханбалиты, обвинявшие ашаритов[5] в ереси, сильно ругали их и проклинали[6], также были те, кто мягко обходился с ними[7] и пытался сблизить нас с ними, и мы уже привели примеры всему этому. Поэтому мы не нуждаемся ни в желторотых хариджитах, ни в лжецах, боящихся обнаружить свой мазхаб или же опровергнуть его сторонников, которые убеждены в их невежестве и глупости. Все знают, что ханбалиты[8] признали[9], что ашариты и матуридиты являются Ахлю-Сунна, они читают их книги и преподают по ним, пишут к ним комментарии. Это выводит из себя этот молодняк, и они осуждают их за это. Если же они не способны на осуждение, то обвиняют в заблуждении авторов, которые пишут эти комментарии, и ругают его, но при этом сами пишут комментарии к их книгам и приводят их в качестве аргументов в спорах с другими людьми, как это обычно происходит у них по причине их глупости и противоречивости.
9. Моё наставление братьям-ханбалитам: не обольщайтесь речами этих людей, теми словами и сообщениями, что они приукрашивают. Знайте, что в наше время для ханбалита очень важно очищение разума, души и сердца от мазхаба этого молодняка, их психологии и их скверных следов. Ради этого пусть стараются и состязаются соперники.
10. Итог: да, ханбалиты не являются ашаритами, даже при том, что очень близки к ним. Однако важнее всего то, что они не последователи ибн Таймии и не ваххабиты.
Если некоторые люди и были унижены ***, то скажи: «О Господь мой! Не унижай больше никого, кроме них!».
[1] Выдающийся учёный Абдуллах ибн Сафван аль-Куддуми аль-Ханбали (умер в 1331 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-Манхадж аль-Ахмад» (с. 43-44): «Ахлю-Хадис, ашариты и матуридиты — это одна группа. Они единогласны в том, что касается основ веры, предопределения плохого и хорошего, условий пророческой миссии и посланничества, в том, что все сподвижники — это приближённые Аллаха, и в других подобных вопросах, например, в отсутствии обязательства на Всевышнем делать для своих рабов хорошее и лучшее, утверждение о касбе, заступничестве и выходе грешных единобожников из огня. Разногласий же между ними немного. К примеру, это отношение к аллегорическому толкованию аятов и хадисов — дозволено это или запрещено. Те из числа халяфов, что дозволяют это, с уважением относятся и к мнению сторонников тафвида, сопряжённого с танзихом, ибо это верное мнение. То же касательно разногласий относительно вопросов о сифатах действий и им подобных им. Таких разногласий очень мало, и никто не называет за это своего оппонента ни неверующим, ни заблудшим. То, что мы упомянули — очевидно, и хвала Аллаху за это».
[2] Выдающийся учёный Ахмад ибн ‘Авад аль-Мардави аль-Ханбали (умер в 1140 г. х.) сказал в своих примечаниях (хашият) на «Акыда аль-Кубра» имама ас-Сануси: «Мы не принимаем этот укор в адрес Фахра (ар-Рази), потому что положение ибн Таймии, который его упрекал, не удовлетворяло многих имамов. Ведь от него (Ибн Таймии) передается то, что указывает на его новшества и ересь (зандака)».
[3] Хафиз Ибн Раджаб аль-Ханбали (736 – 795 гг. х.) сказал в книге «Зайль табакат аль-ханабиля» (4/505) относительно Ибн Таймийи: «Точно так же, многие ученые из числа факыхов, мухаддисов и праведников осуждали то, что он выделялся отклоненными мнениями, из-за которых саляфы в свое время осуждали тех, кто придерживался их. Дело дошло до того, что некоторые справедливые судьи из числа наших ученых [ханбалитов] запретили ему давать фетвы, опираясь на некоторые из этих мнений». Также хафиз Ибн Раджаб сказал в книге «Зайль табака аль-ханабиля» (4/469) в биографии ханбалитского ученого Мухаммада ибн Мусалляма аз-Зайнийю: (662 – 726 гг. х.): «Он был одним из справедливых судей, упорным в истине, не страшился порицаний порицающих. Он тот, кто постановил запрет ибн Теймийе давать фетву по разделу развода и другим разделам, в которых он противоречил мазхабу».
[4] Печать ученых-ханбалитов и их имам в своем веке, шейх Мухаммад ибн Абдуллах ибн Файруз ат-Тамими аль-Ханбали (ум. 1216 г.х.) в своей книге «Ар-Радд аля ман каффара ахля Рияди» (Опровержение тем, кто обвинил в неверии мусульман эр-Рияда и других мест), с. 25: «Знайте же, да наставит Аллах нас всех, что ученые и простолюдины убедились, что Мухаммад ибн Абдуль-Ваххаб обвинил в неверии всех мусульман, включая жителей эр-Рияда и других мест, объявил дозволенными их кровь и имущество. Он отправлялся в другие места, чтобы договорится с местными жителями и вместе напасть на эр-Рияд и другие местности. Он сравнил их с многобожниками, с которыми Всевышний Аллах приказал сражаться Своему Посланнику (да благословит его Аллах и приветствует), брать в плен их потомство, присваивать их имущество. В свою пользу он аргументровал аятами, которые были ниспосланы о тех многобожниках. Так, он поставил себя и тех, кто за ним последовал на место Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников». Шейх Мухаммад Джамиль аш-Шатты аль-Ханбали (1300 – 1379 гг. х.) сказал в книге «Аль-Васит бейналь ифрат ва ат-тафрит»: «Упомянутый ибн Абдуль-Ваххаб основал свой мазхаб и призывал к нему в такой местности, где жили самые грубые и неотесаные арабы и жители пустынь. Ему помог в этом недждийский эмир ибн Сауд. Так различные местности подчинились его призыву, стали читать его книги в своих мечетях и библиотеках и пропитались тем, что было в этих книгах из призыва к таухиду, называнию себя единобожниками, а остальных мусульман многобожниками и дозволения их крови и имущества».
[5] В частности, это передается от такого ученого как, имам Ибн Куддама аль-Макдиси аль-Ханбали.
[6] Хафиз аз-Захаби в книге «Сияр а’лям ан-нубаля» (17/459): «Между ашаритами и ханбалитами был излишний фанатизм, который привёл к смуте, наговорам друг на друга и длительному противостоянию».
[7] Хафиз Ибн Асакир рассказал в книге «Табийн казиб аль-муфтари» (с. 221) об отношении имама ханбалитов Абуль-Фадля ат-Тамими (341–410 гг. х.) к кади Абу Бакру аль-Бакиллани: «Шейх Абу Абдуллах ад-Дамагани сказал: “Шейх Абуль-Фадль ат-Тамими аль-Ханбали присутствовал в день смерти [Аль-Бакиллани] на соболезновании вместе со своими братьями и учениками и был очень опечален. Он повелел, чтобы они, стоя перед его джаназой, сказали следующее: “Это помощник сунны и религии, это имам мусульман, это тот, кто защищал шариат от наговоров противников, это тот, кто написал 70 000 листков для опровержения безбожников”. Он сидел на соболезновании со своими учениками три дня, не покидая места, и посещал его могилу каждую пятницу”». Хафиз Ибн Асакир (499–571 гг. х.) сказал об этом в труде «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 221): «Абуль-Хасан ат-Тамими говорил своим ученикам: “Держитесь за этого человека (Абу Бакра аль-Бакиллани), Сунна нуждается в нем”».
[8] Хафиз Ибн Асакир (499–571 гг. х.) сказал в книге «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 163) относительно отношений ханбалитов Багдада с ашаритами: «Ханбалиты Багдада в прошлом постоянно обращались за помощью к ашаритам, выступая против нововведенцев, потому что они (ашариты) были мутакаллимами, подтверждающими атрибуты (сифаты). Те из ханбалитов, кто опровергал нововведенцев, делал это посредством ашаритов, и те из ханбалитов, кто исследовал какой-либо вопрос из основ, учился у них (ашаритов). Дело обстояло таким образом, пока во времена Абу Насра аль-Кушайри между ними не начались разногласия».
Также Ибн Асакир сказал в книге «Табйин казиб аль-муфтари» (с. 390): «Шейх Абуль-Фадль ибн Абу Саад аль-Баззаз передал мне следующие слова Абу Мухаммада Ризкуллаха ибн Абдул-Ваххаба ибн Абдул-Азиза ат-Тамими аль-Ханбали: “Я спросил аш-Шарифа Абу Али Мухаммада ибн Ахмада ибн Абу Мусу аль-Хашими, и он сказал: “В 370 году я был в доме нашего шейха Абуль-Хасана Абдуль-Азиза ибн аль-Хариса ат-Тамими на собрании, на которое он позвал своих соратников. Также там был шейх маликитов Абу Бакр аль-Абхури, шейх шафиитов Абуль-Касим ад-Дараки, шейх асхаб аль-хадиса Абу Тахир ибн аль-Хасан, шейх проповедников и аскетов Абуль-Хусейн ибн Сам’ун, шейх мутакаллимов Абу Абдуллах ибн Муджахид и его друг Абу Бакр ибн аль-Бакиллани; и все они находились в доме нашего шейха ханбалитов – Абуль-Хасана ат-Тамими”. Абу Али сказал: “Если бы крыша дома обрушилась на них всех, то в Ираке не осталось бы того, кто мог бы дать фетву по новым вопросам современности так, как делал это хотя бы один из них””».
[9] Выдающийся учёный Абдуль-Баки аль-Мавахиби аль-Ханбали (1005–1071 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Аль-‘Айн валь-Асар фи акаид ахлиль-Асар» (с. 53): «Ахлю-Сунна – это три группы: ашариты, ханбалиты и матуридиты. На это указывает то, что учёные ханбалиты лояльно относятся к ашаритам во многих книгах по каляму (акыде) и во всех [остальных своих] книгах».
Шейх Мухаммад ас-Сафарини аль-Ханбали (1114–1188 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал в книге «Лявами’ аль-Анвар»: «Ахлю Сунна валь-Джамаа — это три группы: асариты, их имам — Ахмад ибн Ханбаль; ашариты, их имам — Абу аль-Хасан аль-Ашари; матуридиты, их имам — Абу Мансур аль-Матуриди. А заблуждающихся групп очень много».
Это мнение подтвердили и авторы кратких изложений этой книги, как-то: Ибн аш-Шатты (1205–1274 гг. х.) в труде «Табсыр аль-Кани» (с. 73) и Ибн Салюм (умер в 1246 г. х.) в труде «Шарх ад-дуррат аль-мудыййя» (с. 58).
Шейх Абдуллах ибн Хальф ад-Дахьян аль-Ханбали (1292–1349 гг. х.) в своих комментариях к книге ас-Сафарини «Табсыр аль-Кани’» (с. 75) пишет: «Ашариты и матуридиты не противоречили хадисам и не относились к ним пренебрежительно. Они либо не трогали смысл [текстов муташабихат], либо толковали их аллегорически. Все они Ахлю-Хадис, и поэтому все три группы — это одна группа, так как они следуют преданиям [хадисам] и строят на этом свою религию, в отличие от других групп, которые поставили во главу угла свой разум и стали противоречить хадисам. Они вводят новшества, они заблудшие, ослушники и невежды».