Омытие покойного, умершего от коронавируса

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение нашему господину Мухаммаду, его семье и всем его сподвижникам.

Комиссия фетв и исламских исследований во втором заседании, которое прошло 24 раджаба 1441 года по хиджре, что соответствует 19 марта 2020 года, рассмотрела поступивший вопрос о шариатском положении по омыванию человека, умершего от болезни, вызванной коронавирусом.

После обсуждения и изучения этого вопроса комиссия постановила следующее.

В отношении того, кто умер во время эпидемии (от этой болезни), мы надеемся, что Аллах запишет ему награду мученика, потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «И если любой раб (Аллаха), который находится в какой-либо местности, [где разразилась чума], не уйдёт оттуда, оставаясь там, проявляя терпение и надеясь на награду Аллаха, зная, что его не постигнет ничто, кроме предопределённого Аллахом, то он получит такую же награду, как и павший за веру (мученик)». (аль-Бухари, № 6619)

Несмотря на то, что ему уготована награда мученика, его тело всё-таки следует омыть, обернуть в саван и прочитать заупокойную молитву, если к этому нет препятствий и это безвредно для тех, кто будет омывать, оборачивать его тело в саван и совершать заупокойную молитву за него, при условии, что они соблюдют все обязательные защитные меры предосторожности, известные людям для профилактики заражения. Это основа.

Если же всё вышеперечисленное нельзя совершить без вреда для них, то следует совершить те приготовления к погребению, которые им по силам, даже если придётся просто обрызнуть тело водой и завернуть в саван, ведь шариатское правило, с которым все согласны, гласит, что те обязательные действия, которые облегчены, не снимаются с людей по причине того, что остальные действия затруднены. Аллах Всевышний и Преславный говорит: «Аллах не возлагает на человека то, что ему не под силу» (Аль-Бакара, аят 286).

Следует совершить за него заупокойную молитву с наименьшим количеством участников, а если участник молитвы всего один, то обязательность молитвы спадает [с остальных]. Просим Аллаха помиловать наших усопших и усопших всех мусульман, а Аллах знает лучше.

Муфтий королевства Иордания достопочтенный шейх Абдуль-Карим аль-Хасавана, доктор Мухаммад аль-Халяиля, шейх Саид аль-Хаджави, доктор Маджид ад-Даравиша, доктор Ахмад Хасанат, кадий Халид Варикат, доктор Джамиль Хататыба, доктор Амджад Рашид, доктор Мухаммад Юнус аз-Зааби.

24 раджаба 1441 года по хиджре/ 19 марта 2020 года.

حكم غسل الميت المصاب بمرض معد كالمسبب عن فيروس كورونا

بتاريخ (24/رجب/ 1441هـ)، الموافق (19/ 3/ 2020م)

الحمد لله رب العالمين، والصلاة والسلام على سيدنا محمد، وعلى آله وصحبه أجمعين، وبعد

فإن مجلس الإفتاء والبحوث والدراسات الإسلامية في جلسته الثانية المنعقدة يوم السبت (24/رجب/ 1441هـ)، الموافق (19/ 3/ 2020م)، قد نظر في السؤال الوارد عن حكم غسل الميت المصاب بمرض معد كالمسبب عن فيروس كورونا؟

وبعد الدراسة ومداولة الرأي قرر المجلس ما يأتي:

من مات في الوباء فيرجى أن يكتب الله له أجر الشهيد، ذلك أن النبي صلى الله عليه وسلم يقول: (مَا مِنْ عَبْدٍ يَكُونُ فِي بَلَدٍ يَكُونُ فِيهِ [يعني: الطاعون ومثله كل وباء]، وَيَمْكُثُ فِيهِ لاَ يَخْرُجُ مِنَ البَلَدِ، صَابِرًا مُحْتَسِبًا، يَعْلَمُ أَنَّهُ لاَ يُصِيبُهُ إِلَّا مَا كَتَبَ اللَّهُ لَهُ، إِلَّا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِ شَهِيدٍ) رواه البخاري.

ومع أجر الشهادة إلا أن الأصل في جنازته غسله وتكفينه والصلاة عليه، فإن تيسر ذلك بدون ضرر على الغاسل والمكفن والمصلي، بأن تتخذ الاحتياطات الوقائية اللازمة والمتعارف عليها لعدم انتقال العدوى إليه فهو الأصل، وإلا فيتبع مجهز الجنازة ما أمكن قدر المستطاع، ولو أن يرش بالماء ويكفن، حيث القاعدة الشرعية المتفق عليها تقرر أن الميسور لا يسقط بالمعسور، والله سبحانه وتعالى يقول: {لَا يُكَلِّفُ اللَّهُ نَفْسًا إِلَّا وُسْعَهَا} [البقرة: 286]. ويقتصر في الصلاة عليه على العدد الأقل، وتسقط الصلاة بمصل واحد. نسأل الله تعالى أن يرحم أمواتنا وأموات المسلمين. والله تعالى أعلم.

المفتي العام للمملكة / سماحة الشيخ عبدالكريم الخصاونة

د. محمد الخلايلة / عضو

الشيخ سعيد الحجاوي / عضو

د. ماجد الدراوشة / عضو

د. أحمد الحسنات / عضو

القاضي خالد وريكات / عضو

د. جميل خطاطبة / عضو

د. أمجد رشيد  / عضو

د. محمد يونس الزعبي / عضو

Похожие материалы