Бракосочетание является Сунной Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), одним из важнейших этапов которого является свадьба (валима). И тот, кого лично приглашают на свадьбу, согласно наиболее достоверному мнению, должен ответить на приглашение.
Сообщается со слов ибн Умара (да будет доволен Аллах им и его отцом), что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
إِذَا دُعِيَ أَحَدُكُمْ إِلَى الْوَلِيمَةِ فَلْيَأْتِهَا
«Если кого-нибудь из вас пригласили на свадьбу, то он должен присутствовать на нем».
Имам ан-Навави (да смилуется над ним Аллах) в «Шарх Сахих Муслим» (9/571) пишет:
فيه الأمر بحضورها ، ولا خلاف في أنه مأمور به ، ولكن هل هو أمر إيجاب أو ندب ؟ فيه خلاف . الأصح في مذهبنا أنه فرض عين على كل من دعي ، لكن يسقط بأعذار سنذكرها إن شاء الله تعالى . والثاني أنه فرض كفاية . والثالث مندوب
«В этих словах есть повеление присутствовать на этой свадьбе, и нет разногласий в том, что человек получает повеление. Однако на что указывает это повеление — на обязанность или на желательность?
В этом вопросе ученые разногласят во мнениях, и наиболее достоверное мнение в нашем мазхабе в том, что это индивидуальная обязанность (фард аль-айн) каждого, кто был приглашен на свадебное мероприятие, однако эта обязанность может спадать по определенным причинам, которые мы упомянем позже. Второй мнение заключается в том, что это является коллективной обязанностью (фард аль-кифая). Согласно третьему мнению, отвечать на приглашение желательно».
Имам ибн Касим аль-Газзи (ум. 918 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в «Фатх аль-кариб» (стр. 236-237):
(والإجابة إليها) أي وليمة العرس (واجبة) أي فرض عين في الأصح. ولا يجب الأكل منها في الأصح. أما الإجابة لغير وليمة العرس من بقية الولائم فليست فرض عين، بل هي سنة. وإنما تجب الدعوة لوليمة العرس أو تسن لغيرها بشرط أن لا يخص الداعي الأغنياء بالدعوة، بل يدعوهم والفقراء وأن يدعوهم في اليوم الأول. فإن أَوْلَم ثلاثةَ أيام لم تجب الإجابة في اليوم الثاني، بل تستحب، وتكره في اليوم الثالث. وبقية الشروط مذكورة في المطولات. وقوله (إلا من عذر) أي مانع من الإجابة للوليمة، كأن يكون في موضع الدعوة من يتأذي به المدعو أو لا تليق به مجالسته.
«Ответить на приглашение на свадьбу является индивидуальной обязанностью (фард аль-айн), согласно наиболее достоверному мнению. Также согласно наиболее достоверному мнению во время свадьбы не обязательно употреблять пищу. Что же касается посещения всех остальных радостных мероприятий помимо самой свадьбы, то это не является индивидуальной обязанностью, однако будет считаться сунной.
И чтобы ответить на подобное приглашение, ставится условие, чтобы приглашающий не приглашал только лишь богатых людей, напротив, ему следует пригласить и бедняков. И обязательно приходить в первый день свадьбы; если же человек отмечает свадьбу три дня, то не обязательно приходить на второй день, но это будет желательно; и нежелательно приходить на третий день.
Остальные условия упомянуты в больших книгах. Однако не обязательно отвечать на приглашение, когда есть уважительная причина (узр), как, например, если на свадьбе будет тот, от которого приглашенному будет вред, или же приглашенному не подобает сидеть рядом с ним».
Имам Шихабуддин аль-Кальюби (ум. 1069 г.х.) (да смилуется над ним Аллах) в своих субкомментариях «Хашият» (2/139) пишет:
ومن الشروط: أن لا تكون الوليمة من مال محجور عليه، أو من مال من في ماله حرام، بل تحرم الإجابةُ إِن عَلِمَ حُرمة ماله. ومنها: أن لا يكون في الحضور تهمة ، أو خلوة محرمة كامرأة أجنبية أو أمرد. ومنها: أن لا يكون الداعي طالبًا للمباهاة، أو نحو فاسق أو ظالم. ومنها: أن لا يكون المدعو ذا ولاية عامة ؛ كالقاضي. ومنها: أن لا يكون معذورًا بمرخص في ترك الجماعة. ومنها: أن لا يكون هناك مُنكَرًا ؛ كالة لهو وفُرُشٍ مُحرَّمة كمغصوبة، أو حرير، أو جلد نحو نمر، أو صور حيوان مُحرَّمة مرفوعة، بأن لا تكون على أرض أو بساط أو وسادة، فإن كانت غير محرمة نحو مقطوعة الرأس أو الوسط، أو مُخرَّقة بحيث لو كانت حيوانا لا تعيش، لم يحرم الحضور، وكذا لا يحرم في صور غير الحيوان كالأشجار. تنبيه: لو كان يزولُ المُنكَرُ بحضوره وجَبَ عليه الحضور إجابة للدعوة وإزالة للمُنكَرِ.
«Некоторые условия, из-за которых необязательно посещать свадьбу:
— Чтобы свадьбу не проводили на то имущество, на которое был наложен запрет, или на те деньги, которые были заработаны запретным путем. В таких случаях напротив будет запрещено посещать данное мероприятие;
— Чтобы присутствие на данном собрании не вызывало подозрений насчет этого человека, например, как уединение с посторонней женщиной или безбородым юношей;
— Чтобы приглашающий не был из тех, кто желает похвастаться свадьбой, грешником или притесненняющим;
— Чтобы приглашенный не был из тех, кто управляет общими делами мусульман, как, например, шариатский судья;
— Чтобы приглашенный не был из тех, кто имеет шариатское оправдание по причине наличия для него послабления в оставлении коллективного намаза;
— Чтобы на свадьбе не было запретного, как, например, музыкальные инструменты или запретная мебель (элемент декора), будь это незаконно отнятая мебель, шелк, шкура тигра или запретное изображение живого существа, которое было возвышенно (то есть оно не было изображено на земле, на ковре или подушке).
Если же изображение не является запретным, например, изображено живое существо, но с отрезанной головой, или оно разрезано посередине, или же изображение продырявлено таким образом, что если бы это было животным, то оно не смогло бы жить, то в таком случае не запрещено посещать данное мероприятие, а также те места, где есть изображения таких неживых существ, как деревья.
Примечание: если порицаемое устраняется посредством присутствия человека, то ему необходимо обязательно присутствовать, то есть отвечая на призыв и устраняя порицаемое».