
Вопрос:
Каково шариатское постановление относительно пятничной молитвы, если день праздника совпадает с пятницей?
Ответ:
Хвала Аллаху, мир и благословение нашему господину Посланнику Аллаха.
Пятничная молитва является индивидуальной обязанностью (фард ‘айн) для каждого мусульманина, на которого распространяются условия обязательности пятничной молитвы. Поэтому если первый день праздника разговения (Ид аль-Фитр) или праздника жертвоприношения (Ид аль-Адха) выпадает на пятницу, то совершение пятничной молитвы остается обязательным и не отменяется совершением праздничной молитвы.
Это объясняется тем, что пятничная молитва является обязательной (фард), а праздничная молитва — настоятельно рекомендуемой сунной (сунна муаккада). Сунна не может отменить обязательное предписание и не может служить его заменой.
Подтверждением этому служат слова Всевышнего Аллаха:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا إِذَا نُودِيَ لِلصَّلَاةِ مِنْ يَوْمِ الْجُمُعَةِ فَاسْعَوْا إِلَى ذِكْرِ اللَّهِ وَذَرُوا الْبَيْعَ ذَلِكُمْ خَيْرٌ لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ تَعْلَمُونَ
«О верующие! Когда (азаном) призывают на намаз в пятницу, то устремитесь к поминанию Аллаха (к совершению пятничного намаза) и оставьте торговлю (и все прочие дела). Это лучше для вас (чем прибыль от торговли), если бы вы только знали (какое благо в намазе, то непременно отдали бы предпочтение вечному)»[1].
Во времена Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) случилось так, что день праздника (Ид) совпал с пятницей, и он совершил обе молитвы и произнес обе проповеди, не оставив ни пятничную молитву, ни праздничную. Это широко известный факт, зафиксированный в книгах Сунны и хадисов. Такой позиции придерживается большинство мусульманских правоведов из числа ханафитов, маликитов, шафиитов, и это одно из мнений (передач) ханбалитов.
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) разрешил не посещать пятничную молитву в этот день только жителям пригородов, чьи дома находились далеко от мечети Пророка и для которых было бы затруднительно приходить и уходить дважды ради обеих молитв. Он разрешил им совершать полуденную молитву (зухр) в своих кварталах, сказав:
قَدْ اجْتَمَعَ فِي يَوْمِكُمْ هَذَا عِيدَانِ؛ فَمَنْ شَاءَ أَجْزَأَهُ مِنْ الْجُمُعَةِ، وَإِنَّا مُجَمِّعُونَ
«В этот ваш день совпали два праздника; так кто пожелает, тому достаточно (праздничной молитвы) вместо пятничной, но мы будем совершать пятничную молитву»[2].
Большинство ученых из числа ханафитов, маликитов и шафиитов считали, что этот хадис относится к тем, кто пришел на праздничную молитву из-за пределов Медины — т.е. к тем, на кого изначально не возлагалась обязанность совершения пятничной молитвы, поскольку они проживают за пределами городов и населенных пунктов. Для таких людей ожидание пятничной молитвы представляло бы затруднение, равно как и возвращение к своим семьям с последующим приходом на пятничную молитву. Поэтому им было дано послабление в отношении пропуска пятничной молитвы в этих обстоятельствах.
В книге «Мугни аль-Мухтадж» имама аль-Хатыба аш-Ширбини аш-Шафии (ум. 987 г. х.) сказано:
ولو وافق العيد يوم جمعة فحضر أهل القرية الذين يبلغهم النداء لصلاة العيد ولو رجعوا إلى أهلهم فاتتهم الجمعة فلهم الرجوع وترك الجمعة يومئذ على الأصح، فتستثنى هذه من إطلاق المصنف، نعم لو دخل وقتها قبل انصرافهم كأن دخل عقب سلامهم من العيد فالظاهر كما قال شيخنا أنه ليس لهم تركها
«Если праздник выпадает на пятницу, и жители селения, до которых доходит призыв на молитву, присутствуют на праздничной молитве, и если, вернувшись к своим семьям, они пропустят пятничную молитву, то им разрешается вернуться домой и не посещать пятничную молитву в этот день, согласно наиболее достоверному мнению. Данный случай является исключением из общего правила, установленного автором (имамом ан-Навави). Однако если время пятничной молитвы наступает до их ухода, например, сразу после завершения праздничной молитвы, то, как указал наш шейх, им, по всей видимости, не разрешается пропускать ее»[3].
В книге «Аль-Биная шарх аль-хидая» имама Бадруддин аль-Айни аль-Ханафи (ум. 855 г. х.) сказано:
ثم المراد من اجتماع العيدين هاهنا اتفاق كون يوم الفطر أو يوم الأضحى في يوم الجمعة…، ولا يترك بواحد منهما: أي من العيد والجمعة، أما الجمعة فلأنها فريضة، وأما العيد فلأن تركها بدعة وضلال…، قوله: وإنما مجمعون، دليل على أن تركها لا يجوز، وإنما أطلق لهم رسول الله صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ وخيرهم عثمان، لأنهم كانوا أهل أبعد قرى المدينة، وإذا رجع أهل القرى قبل صلاة الجمعة لا بأس به
«Под совпадением двух праздников здесь подразумевается, что Ид аль-Фитр или Ид аль-Адха выпадает на пятницу… И не следует оставлять ни один из них: ни праздничную, ни пятничную молитву. Что касается пятничной молитвы, то (это) потому, что она является обязательной, а что касается праздничной молитвы, то (это) потому, что отказ от нее является нововведением и заблуждением… Его (Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) слова “Воистину мы собираемся” указывают на то, что отказ от нее (пятничной молитвы) недопустим»[4].
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) предоставил тем, кто жил за пределами Медины, послабление, а ‘Усман (да будет доволен им Аллах) дал им выбор лишь потому, что они были жителями самых отдаленных деревень Медины. Если же сельские жители возвращаются до пятничной молитвы, в этом нет ничего предосудительного.
Некоторые правоведы ханбалитского мазхаба придерживались мнения, что тот, кто совершил праздничную молитву, освобождается от обязанности совершать пятничную молитву в любом случае, и ему достаточно совершить только полуденную молитву (зухр). При этом имам обязан проводить пятничную молитву.
В книге «Аль-Мубди’» (2/170) имама Бурхануддина ибн Муфлиха аль-Ханбали (ум. 884 г. х.) сказано:
وإذا وقع العيد يوم الجمعة فاجتزى بالعيد، وصلى ظهراً، جاز؛ لأنه عليه السلام صلى العيد، وقال: (من شاء أن يجمع فليجمع) رواه أحمد من حديث زيد بن أرقم، وحينئذ تسقط الجمعة إسقاط حضور لا وجوب، فيكون حكمه كمريض، لا كمسافر ونحوه، عمن حضر العيد مع الإمام عند الاجتماع، ويصلي الظهر كصلاة أهل الأعذار، وعنه: لا تسقط الجمعة للعموم، كالإمام… هذا المذهب لما روى أبو داود، وابن ماجه من حديث أبي هريرة عن النبي صلى الله عليه وسلم قال: (قد اجتمع في يومكم هذا عيدان، فمن شاء أجزأه من الجمعة، وإنا مجمعون) ورواته ثقات
«Если праздник выпадает на пятницу и человек ограничивается праздничной молитвой, а затем совершает полуденную молитву, то это допустимо. Потому что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) совершил праздничную молитву и сказал: “Кто желает присутствовать на пятничной молитве, пусть присутствует”. Это передал Ахмад со слов Зайда ибн Аркама (да будет доволен им Аллах). В этом случае пятничная молитва не отменяется с точки зрения обязательности, а лишь отменяется обязанность присутствия на ней. Таким образом, положение человека подобно больному, а не путнику или тем, кто схож с ним. Это касается тех, кто присутствовал на праздничной молитве с имамом. Он должен совершить полуденную молитву подобно тем, у кого есть уважительная причина для пропуска пятничной молитвы.
От имама Ахмада (да смилуется над ним Аллах) сообщается, что пятничная молитва не отменяется в силу общего характера повеления, как и для имама… Это мнение является основным в мазхабе, согласно хадису, переданному Абу Давудом и Ибн Маджей со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “В этот ваш день совпали два праздника, и кто пожелает, тому достаточно праздничной молитвы вместо пятничной, но мы будем совершать пятничную молитву”[5]. Передатчики этого хадиса заслуживают доверия»[6].
Однако мусульманин должен проявлять осторожность и придерживаться того, что наилучшим образом освобождает его от ответственности. Что касается мнения об отмене полуденной молитвы для тех, кто совершил праздничную молитву, если она совпала с пятницей, то не следует обращать на него внимание, поскольку оно противоречит авторитетным мнениям внутри мазхабов Ахлю-с-Сунны и текстам, предписывающим пять обязательных молитв в течение дня и ночи. Не дозволяется практиковать это мнение, следовать ему и выносить на его основе фетвы. Не следует также придавать значение некоторым сообщениям, приписываемым некоторым сподвижникам, внешний смысл которых указывает на отмену полуденной молитвы при совпадении двух праздников. Эти сообщения не имеют достоверной цепочки передатчиков, и их содержание не указывает на это странное мнение. Даже если бы они были достоверными, то их содержание в любом случае противоречит однозначным доказательствам, подкрепленным единогласным мнением мусульман об обязательности пяти молитв в течение дня и ночи, и поэтому последние имеют приоритет с точки зрения людей знания (ученых).
Следовательно, не должно оставаться места для бесплодных споров и разногласий, которые вносят раскол в ряды мусульман. Напротив, обязательным является следование ясным и однозначным положениям (мухкамат), оставление многозначных и неясных вопросов (муташабихат) и принятие того, на чем утвердились признанные мусульманские правовые школы (мазхабы).
А Всевышний Аллах знает лучше.
Источник: aliftaa.jo
[1] Коран (62:9).
[2] Абу Давуд.
[3] «Мугни аль-Мухтадж» (1/539).
[4] «Аль-Биная шарх аль-хидая» (3/97).
[5] Абу Давуд, Ибн Маджа.
[6] «Аль-Мубди‘» (2/180).