Почему человеку нужна религия в 21 веке

«Современному человеку в современном мире религия не нужна, по крайней мере в её традиционном понимании – с обрядами, множеством ограничений и повелений». Это распространённая мысль, которую часто можно услышать из уст критиков религии, причём она необязательно исходит из уст воинствующих атеистов. Она основана на идее, что в современном постиндустриальном мире слишком много доступных соблазнов и комфорта, поэтому религия с большим количеством запретов и повелений для него просто обременительна.

Современный житель большого города, а именно в нём проживает большая часть современного населения (так, число проживающих в городах с населением миллион и выше к 2030 году увеличится на 1 млрд жителей и составит 5,2 млрд человек или 60 % населения планеты, как прогнозирует ООН), слишком изнежен и развращён. Это неизбежное следствие урбанизации. Как говорил герой балабановского «Брата»: «Город – это злая сила. Сильный приезжает – становится слабым. Город забирает силу». Наверняка многие соблюдающие мусульмане из исламских республик и регионов сталкивались с ситуацией, когда их соблюдающий земляк, оказавшись в большом городе, вдали от родины и единоверцев, начинал стремительно терять иман, вплоть до полного вероотступничества (ридда). Я сам, прожив два года в Москве, ощущал негативное влияние окружающей среды на свой иман, в первую очередь из-за большого количества соблазнов, которые меня окружали, и их доступности.

Подобные рассуждения приводят к мысли, что прогресс (по крайней мере в той форме, в какой он идёт) и урбанизация есть зло. С другой стороны, я далёк от идей неолуддизма (неолуддизм — течение в современной философии и контркультуре, подразумевающее критику влияния научно-технического прогресса [особенно в области компьютерных технологий] на человека и общество) и понимаю, что прогресс неизбежен, его бессмысленно пытаться остановить, но на него можно повлиять и даже попытаться оседлать.

Поэтому нам нужно определиться, какой прогресс нам нужен, а какой нет. Прогресс сам по себе не всегда равен всеобщему благу.

Я как-то писал о футурологии и о том, что у мусульман нет своих внятных проектов будущего и мы просто находимся в фарватере тех, кто его создаёт. Поэтому о вероятном будущем, которое нас ждёт и к которому нужно быть готовым, нам придётся писать, опираясь на неисламских футурологов. Современные тенденции говорят нам, что цифровизация и роботизация мира в ближайшем будущем только усилятся. В социологии и экономике есть такое понятие, как технологический уклад, что можно охарактеризовать как замкнутый цикл добычи, производства и потребления, реализованный по общим технологическим принципам. Соответственно, сам технологический уклад неразрывно связан с научно-техническим прогрессом и его неравномерным развитием. Считается, что в мире сменились пять технологических укладов, в настоящий момент наступает шестой. Хронологически они выглядят следующим образом:

1. Начало Первой промышленной революции, 1772 год, ключевые события – создание Ричардом Аркрайтом прядильной машины water frame и постройка им текстильной фабрики в Кромфорде;

2. Эпоха пара, 1825 год, ключевые события – паровоз Locomotion № 1, строительство железной дороги Стоктон — Дарлингтон;

3. Эпоха стали (Вторая промышленная революция), 1875 год, ключевые события – изобретение бессемеровского процесса, создание на базе конвертера Бессемера завода Edgar Thomson Steel Works в Питтсбурге;

4. Эпоха нефти, 1908 год, ключевые события – внедрение на предприятиях Форда ленточного конвейера, начало выпуска автомобиля Ford Model T;

5. Эпоха компьютеров и телекоммуникаций (научно-техническая революция), 1971 год, ключевые события – первое употребление названия «Кремниевая долина», появление первого микропроцессора Intel 4004;

6. Нанотехнологии, 2004 год, ключевые события – графен (монослой атомов углерода), полученный в октябре 2004 года в Манчестерском университете.

Как видно, ключевые события первых двух научно-технических укладов происходят на территории Британской империи, что стало для неё залогом последующего успеха и лидерства в мире и открыло ей возможности для беспрецедентной колонизации.

Но уже в третьем промышленном укладе ключевые события происходят в США, бывшей колонии Британии, как и в четвёртом. Таким образом, к началу Первой Мировой войны в спину Британской империи дышала новая нарастающая суперсила, которая сама активно приступила к колонизации. После победы в Испано-американской войне 1898 г. у США появились колонии на Филиппинах, Кубе и в Пуэрто-Рико. То есть США, которые фактически вчера были колонией, сами превратились в колониальную империю. Первая мировая война скинула Британию с главенствующих позиций, и новым лидером стала Америка, Вторая мировая война укрепила её статус мирового гегемона.

Сами войны стали мировыми и тотальными именно благодаря новому техническому укладу и технологическим возможностям – теперь боевые действия можно было вести в воде, суше и воздухе практически по всему земному шару.

Ключевые события пятого технического уклада происходят также в США – именно там в начале 70-х происходят события, которые во многом предопределяют наш сегодняшний мир, там начинают свой путь такие мегакорпорации, как Apple, Microsoft, Intel, там же возникает Интернет.

Как мы видим, качественные и скачкообразные технологические изменения (а именно так развивается научно-технический прогресс – дискретно, то есть неравномерно) приводят по цепочке к изменениям во всех сферах жизни человека, в том числе духовной. Есть различные методы подсчёта технологических инноваций, которых достаточно для перехода к новому технологическому укладу, многие аналитики и футурологи считают, что мы стоим на пороге качественно новых изменений и нового, уже шестого, перехода.

Если политические, экономические и социальные изменения, следующие за технологическими переходами, нам примерно понятны, то в чём же тогда изменения в духовной сфере?

Первая промышленная революция и последовавшая за ней индустриализация дали людям веру в том, что технологии и естественные науки решат все проблемы. Именно в этот период бурно развивается материализм и возникают основные учения этого направления: дарвинизм, марксизм и фрейдизм. Капитализм, переросший в империализм, диктовал новую мораль, с которой плохо сочеталось традиционное для Европы и Запада христианство. Государства, становясь национальными и светскими, в которых религия отделена от государства, тоже способствовали утрате влияния религии. Все эти новые явления способствовали тому, что умы людей уже не были обращены к религии.

Две мировые войны сильно подорвали веру людей в благо научного прогресса. Послевоенный экономический подъём, совпавший с началом освоения космоса, дал людям новый заряд позитива, но его хватило ненадолго. Традиционные идеологии уже выдохлись и перестали вдохновлять людей.

С наступлением пятого технологического уклада тенденции к отчуждению индивидуума от общества, усугубления одиночества лишь усилились, проблема поиска смысла и цели в жизни в новых условиях стала для человека ещё острей.

Обратимся к нашумевшему труду израильского профессора Юваля Ноя Харари «Homo deus: краткая история завтрашнего дня», в нём автор рисует образ ожидаемого будущего. Он выделяет несколько тенденций, одна из которых – угроза технологического прогресса продолжению способности людей находить смысл своей жизни. Так как автоматизация и роботизация практически полностью заменят человеческий труд, человек станет не нужен обществу. Другая тенденция – это замена человечества сверхчеловечеством или homo deus (человеком божественным), наделённым сверхъестественными способностями, такими как бессмертие. Действительно, уже сейчас богатейшие люди планеты активно вкладываются в проекты по продлению жизни и даже поиска бессмертия, например, за счёт создания цифровых копий сознания. Но доступ к подобным благам, судя по всему, получит небольшая прослойка сверхбогатых людей. Что же станет тогда с большинством? Согласно Харари, главной целью масс станет поиск развлечений, поэтому влияние индустрии развлечений, компьютерных игр, интернет-сервисов ещё больше вырастет, тенденция к легализации наркотиков также будет продолжать расти. Всё это напоминает антиутопический роман Олдоса Хаксли, опубликованный ещё в 1932 году – «О дивный новый мир».

Лично меня такое будущее не устраивает, как и многих других, и именно поэтому религия вновь обретает ту актуальность, которую она утратила в прошлые два столетия. Ведь религия выполняет важнейшую функцию как для человека, так и для общества – она наполняет жизнь и само существование смыслом, который так нужен современному человеку и ещё больше – человеку завтрашнему, и от утраты которого начинаются все эти депрессии, суициды, слабохарактерность и эскапизм. Это причина, по которой я назвал так свою статью.

Рефлексируя, я пришёл к выводам, что всё это цифровое и технологическое изобилие есть финальная подготовка к приходу Даджаля. В хадисах сказано, что подавляющее большинство людей примут призыв Даджаля. Если мы задумаемся над тем, кого современные люди выбирают своими кумирами, то мы увидим, что это технократы типа Стива Джобса, Илона Маска, Билла Гейтса и т. д. Люди видят в них не просто очень успешных предпринимателей в сфере IT и высоких технологий, а настоящих учителей жизни, которые должны вести человечество вперёд. Мне видится, что Даджаль предстанет перед людьми именно в таком обличье. Это также объясняет чудеса, которые он будет совершать – воскрешать мёртвых, озеленять пустыни, исцелять больных и т. д. Он сможет это именно благодаря технологиям. Хадисы, в которых сказано, что Даджаль войдёт в каждый дом, легко объяснить благодаря наличию телевидения, гаджетов и соцсетей, через которые он будет вещать.

Безусловно, это просто мои размышления, но, учитывая вышеописанные перспективы будущего, они видятся мне заслуживающими внимания. Опять же мы возвращаемся к тому, что религия формирует смыслы, в том числе смыслы будущего, и если будущее неотвратимо и предопределено, то нам остаётся только быть готовыми к нему.

Я надеюсь, моя статья была полезной, и тауфик лишь от Аллаха.

Похожие материалы