Почему Палестина осталось одна, когда в мире столько мусульман? Это вопрос, который регулярно повисает в воздухе после очередной агрессии Израиля против палестинцев. Политики и богословы из раза в раз делают громкие заявления, однако на реальный конфликт с Израилем никто не идет. Ситуация, безусловно, унизительная, но давайте оставим эмоции и постараемся разобраться, в чем ее причины.
Для этого нам придется заглянуть в историю, ведь так было не всегда. После поражения Османской империи в Первой Мировой войне ее территории были поделены на сферы влияния между Британией и Францией по договору Сайкса и Пико. Палестина оказалась под британским протекторатом.
Так возникает первый фактор. Арабские (и не только арабские) государства с мусульманским населением, возникшие после Второй Мировой войны, были созданы колонизаторами, поскольку управлять этими территориями напрямую стало слишком не выгодно. Так возникло множество государств с искусственными границами и национальными правительствами, которые естественно не желали терять свою власть. Границы новых государств зачастую были проведены просто по линейке, что создавало почву для будущих конфликтов и препятствовало потенциальному объединению этих государств в будущем. В общем, политика «разделяй и властвуй» во всей красе.
Вторым важным фактором для понимания проблемы выступают те, кто стоит за Изралем, а именно США и мощнейшее международное еврейское лобби. Здесь нам вновь придется окунуться в историю. Государство Израиль возникает после Второй Мировой войны. По ее итогам мир был поделен на сферы влияния между главными победителями: США и СССР. Хотя на первых порах Сталин оказывал активную, в том числе военную, поддержку молодому еврейскому государству, вскоре отношения СССР и Израиля испортились, и Израиль стал плотно сотрудничать со Штатами, превратившись в их главный военный оплот на Ближнем Востоке. Покуда существовал крупнейший геополитический игрок — СССР, те арабские страны, которые были его сателлитами, воевали с Израилем, однако все эти войны Израиль выиграл. После того как СССР не стало, желающих иметь прямой военный конфликт с главным военным протеже США в регионе резко поубавилось.
Небольшая справка: с 1987 года США ежегодно оказывают Израилю военную помощь по программе FMF, при этом, в отличие от всех других государств, получающих военную помощь от США по данной программе, Израиль вправе расходовать 25 % суммы на собственные военные программы. В 2013 году было подписано дополнительное соглашение, в соответствии с которым США взяли на себя обязательство в 2018—2027 гг. предоставить Израилю военную помощь по программе FMF в объеме 40 млрд долларов. Следует учитывать, что программа FMF не является единственной программой США по предоставлению военной помощи Израилю.
Здесь же следует отметить, что монархии Персидского залива, и в первую очередь Саудовская Аравия, с момента своего возникновения имели и имеют теснейшую связь с США. Поэтому в своем отношении к Израилю они в первую очередь будут оглядываться на Америку, а не обращать внимание на страдания палестинцев.
Третий фактор — военно-технический. Израиль является милитаристским государством, где армия играет важнейшую роль: в нем действует призывная армия, где служат как мужчины, так и женщины. По состоянию на 2017 год:
Общая численность регулярных вооруженных сил составила 176,5 тыс. чел.
Военный резерв: 565 тыс. чел.
Мобилизационный ресурс: 3,11 млн чел., в том числе годных к военной службе 2,55 млн.
В 1976 году Конгресс США принял «поправку Саймингтона», а в 1977 году — «поправку Гленна», в соответствии с которыми устанавливался запрет на поставки вооружения из США в страны, которые осуществляют программу создания атомного оружия. Е. М. Примаков отмечает, что поправки Сайминтона — Гленна никогда не применялись в отношении Израиля. Очень многие военные эксперты считают, что Израиль де-факто обладает ядерным оружием.
Израиль является одним из мировых лидеров в области военной промышленности. Порядка 80 % производимой Израилем продукции военного назначения идет на экспорт. В 2012 году страна достигла рекордного оборонного экспорта — 7,47 млрд долларов.
Таким образом, военный конфликт с Израилем — это большая война, которая по силам очень немногим странам.
Часто можно услышать возражение: «А как же Афганистан? Ведь Талибан (организация признана террористической, и ее деятельность запрещена на территории РФ) смог выбить американцев, значительно уступая им в военной мощи!»
Здесь нужно учитывать характер войны. Это была партизанская война в условиях, когда враг пытался установить лояльный себе, но непопулярный в народе политический режим. А как известно, затяжные войны, для победы в которых нужно достичь не военных, а политических целей, никогда не бывают успешными. При этом, чисто с военной точки зрения, назвать какую-либо из сторон однозначно победившей или проигравшей тяжело, так как американцы причинили огромный ущерб всему Афганистану, несоизмеримо больший, чем получили сами. Талибы же хоть и добились своей цели, но ценой огромных жертв им досталась, по сути, лежащая в руинах страна, для восстановлений которой, опять же, приходится обращаться за международной помощью.
Для большей объективности давайте рассмотрим еще два кейса: операцию «Буря в пустыне» и ирано-иракскую войну. Первый случай — это пример успешной современной военной операции, когда Саддаму надавали по рукам за то, что он решил, что может лезть к американским сателлитам в лице Кувейта. Правда, тогда разница в военной мощи была несопоставимой, что позволило американцам односторонне разбомбить армию Хусейна в короткие сроки. Военных гигантов, которые могли бы в такой же манере наказать зарвавшуюся израильскую военщину, чтобы у нее раз и навсегда отпало желание обижать палестинский народ, в исламском мире на данный момент нет.
Второй пример более интересен, поскольку тогда воевали две примерно равные силы. Война, изначально планировавшаяся как быстрая военная операция, продлилась 8 лет, а суммарно с обеих сторон погибло более миллиона человек. При этом первоначальных целей не добился ни Ирак, ни Иран, а оба режима сохранились у власти и даже укрепили ее. То есть подобный вариант развития событий опять же маловероятен, а лидеров, готовых идти на такой рискованный шаг, на данный момент не видно.
Мне снова могут возразить, что технологическое преимущество — не главное, и мусульмане всегда побеждали, находясь в меньшинстве, с чем я опять же не могу согласиться. Да, в ранний период Ислама мусульмане действительно часто были в меньшинстве, но это не значит, что они не учитывали военных реалий тех лет. Они использовали разведку, использовали военные технологии того времени, как только получали к ним доступ: так, уже в эпоху Омейядов стали формироваться сословия профессиональных военных и так далее.
Начиная с конца ХIX — начала ХХ века ситуация на поле боя начинает резко меняться: промышленная революция и стремительное развитие военно-промышленного комплекса привели к тому, что храбрость солдат или лидерские качества командиров стали уходить на второй план, а на арену вышли военные технологии, в то время как человек превратился в винтик военной машины.
Особенно очевидно это стало в Первую Мировую войну, когда развитие военных технологий привело к позиционной или окопной войне, а линия фронтов встала, и ни у одной из сторон не хватало сил для ее прорыва. Дальнейшее развитие военных технологий, в первую очередь авиации и танков, позволило решить эту проблему, и новая мировая война уже окончательно превратилась в войну моторов. Понятно, что после нее военные технологии шагнули далеко вперед, но я не буду останавливаться на этом более подробно, чтобы не перегружать статью.
Надеюсь, мне удалось объяснить, с чем связана нынешняя ситуация вокруг Палестины и Израиля. Целью моей статьи было постараться адекватно показать причины, потому что без этого невозможно выработать адекватный ответ, а никак не оправдать бездействие сильных мира сего. И тауфик лишь от Аллаха.