Мудрость рождения Пророка ﷺ в месяц Раби уль-Авваль

Благороднейший из людей, лучшее творение Всевышнего Аллаха, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) родился в Мекке на рассвете 12 числа месяца Раби уль-Авваль (22 апреля) 571 года по григорианскому календарю. У арабов этот год назывался Годом слона, поскольку Абраха, правитель Йемена, с армией боевых слонов пришёл, чтобы напасть на Мекку.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) происходил из арабского рода Хашима, принадлежащего к племени курайшитов, и являлся прямым потомком пророка Исмаила, сына пророка Ибрагима (мир им обоим). Отцом Мухаммада (мир ему и благословение) был Абдуллах ибн Абдуль-Муталлиб (который скончался за несколько месяцев до рождения сына), а матерью – Амина бинт Вахб.

У некоторых учёных были разногласия относительно месяца рождения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует).

Имам аль-Касталяни (умер в 923 г. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

واختلف في الشهر الذي ولد فيه، والمشهور أنه ولد في ربيع الأول وهو قول جمهور العلماء. ونقل ابن الجوزي الاتفاق عليه. وفيه نظر فقد قيل: في صفر، وقيل: في ربيع الآخر، وقيل: في رجب، ولا يصح، وقيل: في رمضان، ونقل عن ابن عمر، بإسناد لا يصح، وهو موافق لمن قال: إن آمنة حملت به في أيام التشريق. وأغرب من قال: ولد في عاشوراء

«Учёные разошлись во мнениях по поводу месяца, в котором он был рождён. Согласно наиболее распространённому (машхур) мнению, он родился в месяце Раби уль-Авваль, так полагает большинство учёных. Ибн аль-Джаузи пишет, что учёные единогласны в этом, но в этом есть сомнение, так как некоторые учёные сказали, что он родился в месяце Сафар, некоторые сказали – в месяце Рабиу аль-Ахир, другие сказали, что в месяце Раджаб, и это недостоверно. Некоторые сказали, что он родился в Рамадан, информация передаётся от Ибн Умара с недостоверной цепочкой передатчиков, и это мнение согласуется с тем фактом, что Амина была беременна в дни ташрика. И далёк (от истины) был тот, кто сказал, что он родился в день Ашура». («Аль-Мувахиб аль-Ладуннийя», 1/85)

В чём заключается мудрость того, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) родился в месяце Раби уль-Авваль?

Имам Ибн Хаджар аль-Хайтами (909–974 гг. х.) пишет:

وإنما لم يكن ذلك في يوم الجمعة ولا في بعض الأشهر الحرم أو رمضان ؛ لئلا يتوهم أنه صلى الله عليه وسلم تشرف بذلك الزمن الفاضل ، فجعل في المفضول لتظهر مزیته به على الفاضل ، ونظير ذلك دفنه صلى الله عليه وسلم بالمدينة دون مكة ؛ لأنه صلى الله عليه وسلم لو دفن بها . لكان يقصد تبعا لها ، فأفرد صلى الله عليه وسلم بموضع مفضول عند أكثر العلماء ليتشرف به ، بل ليفوق به الفاضل عند كثيرين منهم ، وليقصد قبره ومسجده بطريق الاستقلال لا التبعية ؛ إظهارا لمزيد كرامته على ربه

«Он (да благословит его Аллах и приветствует) родился не в пятницу и не в запретные месяцы или Рамадан, чтобы люди не подумали, что для него (да благословит его Аллах и приветствует) честь – родиться в благодатное время. Это произошло в менее достойном (обычном) месяце для того, чтобы его (месяца) превосходство над другими достойными месяцами было очевидным. И примером этому тот факт, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был похоронен в Медине, а не в Мекке. Если бы он был похоронен в Мекке, то люди направлялись бы не целенаправленно к нему, а заодно. И поэтому Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), по мнению большинства учёных, было выделено для захоронения менее достойное место (чем Мекка), чтобы возвысить его (место захоронения) посредством этого, и чтобы место его захоронения даже превзошло достойное место (Мекку). Для того, чтобы люди устремлялись к его могиле непосредственно из-за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), оказывая тем самым больший почёт его Господу». («Аль-Минах аль-Маккия», стр. 114-115)

Имам Абдур-Рауф аль-Мунави (952–1031 гг. х.) пишет:

ولم يكن يوم جمعة ولا شهر حرام دفعا لتوهم أنه شرف بذلك الزمن الفاضل فجعل في المفضول لتظهر به على رتبته على الفاضل ونظيره دفنه بالمدينة دون مكة إذ لو دفن بها لقصد تبعا

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был рождён не в пятницу и не в запретный месяц, чтобы люди не подумали, что он удостоился чести, появившись на свет в благодатное время. Это произошло в менее достойный (обычный) месяц для того, чтобы его (месяца) значимость над другим благодатным временем были очевидны. И примером этому то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был похоронен в Медине, а не в Мекке. Если бы он был похоронен в Мекке, то люди устремлялись бы к нему не целенаправленно, а заодно». («Файд аль-Кадыр», 3/573)

Похожие материалы