Подготовка к Рамадану

Хвала Аллаху, Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему Пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам.

Одним из признаков верующих считается тоска по месяцу Рамадан, так как Всевышний Аллах особо наделил месяц Рамадан многочисленными качествами и достоинствами. Это месяц, когда был ниспослан Коран, это месяц покаяния и прощения, очищения от грехов и прегрешений. В нём освобождение от Огня, в этот месяц открываются врата Рая, закрываются врата Ада и заковывают в цепи дьяволов.

Наши праведные предшественники уделяли особое внимание Рамадану и стремились проводить его в поклонении:

Аль-Му`алля ибн аль-Фадль (да смилуется над ним Аллах) сказал:

كانوا يدعون الله تعالى ستة أشهر أن يبلغهم رمضان يدعونه ستة أشهر أن يتقبل منهم

«Наши праведные предшественники в течение шести месяцев обращались к Аллаху с мольбами о том, чтобы застать месяц Рамадан, затем молили шесть месяцев, чтобы Он принял от них».

Яхья ибн Касир (да смилуется над ним Аллах) говорил, что они делали дуа:

اللَّهُمَّ سَلِّمْنِي لِرَمَضَانَ، وَسَلِّمْ رَمَضَانَ لِي، وَتَسَلَّمْهُ مِنِّي مُتَقَبَّلً

«О Аллах, сохрани меня до Рамадана и сохрани Рамадан для меня, а также сохрани его от меня принятым!» (Аллахумма саллимни ли-Рамадана ва саллим Рамадана ли, ва тасаллямху минни мутакъаббаль) («Латаиф аль-Маариф», Ибн Раджаб, стр. 148)

Искреннее покаяние

Грехи – это завеса между рабом и Господом, и если человек не подчиняется своему Господу, что выражается в совершении грехов и отказе от выполнения своих обязанностей, Господь оставляет его.

Всевышний Аллах сказал:

وَلَا تَكُونُوا كَالَّذِينَ نَسُوا اللَّهَ فَأَنْسَاهُمْ أَنْفُسَهُمْ ۚ أُولَٰئِكَ هُمُ الْفَاسِقُونَ

«Не будьте подобны тем, кто забыл об Аллахе и кого Он заставил забыть о самих себе (кто перестал приносить самому себе пользу). Они — грешники (непокорные Аллаху)». (сура Аль-Хашр, аят 19)

Грехи покрывают сердце ржавчиной, а если степень грехов становится тяжелее, то эта ржавчина становится преобладающей и покрывает собой всё, но этим дело не ограничивается, и если ржавчина так и продолжает оставаться преобладающей, то она становится природой сердца и превращается для него в замок и печать. Вследствие этого сердце покрывается пеленой, и тогда шайтан овладевает им и ведёт его, куда пожелает.

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передают, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إنّ العَبْدَ إذا أَخْطاء خَطيئةً نُكِتَتْ في قَلْبِهِ نُكْتةٌ سَوْداءُ فإنْ هُوَ نَزَعَ واسْتَغْفَرَ وتابَ صُقِلَ قَلْبُهُ وإنْ عادَ زِيَدَ فيها حَتّى تَعْلُوا على قَلْبِهِ وهوَ الرَّانُ الذي ذَكَرَ اللَّهُ تعالى { كَلا بَلْ رانَ على قُلوبِهِمْ ما كانوا يَكْسِبُونَ

«Поистине, когда раб (Аллаха) совершает грех, на его сердце появляется чёрное пятно, и если он перестает грешить, просит прощения и раскаивается, то сердце его очищается (от этого пятна). Если же он снова совершает (грех), то это пятно увеличивается и может охватить (всё) сердце, это то, о чём Всевышний Аллах сказал: “Но нет! Их сердца охвачены тем, что они приобрели”». (Ахмад, ат-Тирмизи)

Всевышний Аллах принимает покаяние от раскаивающегося всегда и в любое время, однако горе тому, кто не заслужит прощения своего Господа в этот великий месяц из-за своих пороков и грехов и из-за отказа от покаяния.

Врата покаяния открыты перед тем, кто хочет покаяться, до тех пор, пока его не настигнет смерть. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

إنّ الله تعالى يَقْبَلُ تَوْبَة العَبْدِ ما لمْ يُغَرْغِرْ

«Поистине, Аллах Всевышний принимает покаяние раба до тех пор, пока он не начинает издавать предсмертные хрипы».  (Ахмад, ат-Тирмизи)

Имам ан-Навави (631–676 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

وقد أجمع العلماء رضي الله عنهم على قبول التوبة ما لم يغرغر كما جاء في الحديث وللتوبة ثلاثة أركان أن يقلع عن المعصية ويندم على فعلها ويعزم أن لا يعود إليها فإن تاب من ذنب ثم عاد إليه لم تبطل توبته وإن تاب من ذنب وهو متلبس بآخر صحت توبته

«Учёные, да будет доволен ими Аллах, единогласны во мнении, что покаяние принимается до тех пор, пока человек не начнёт издавать предсмертные хрипы, о чём сказано в хадисе. Существуют три столпа покаяния:
– отказ от греха,
– сожаление о содеянном,
– твёрдое намерение не совершать подобного в будущем.

Если человек раскаивается в грехе, а затем возвращается к нему, то его раскаяние не нарушается. Если он раскаивается в одном грехе, а затем совершает другой, то его раскаяние действительно». («Шарх Сахих Муслим», 2/45)

Всевышний Аллах сказал:

وَتُوبُوا إِلَى اللَّهِ جَمِيعًا أَيُّهَ الْمُؤْمِنُونَ لَعَلَّكُمْ تُفْلِحُونَ

«О верующие! Кайтесь перед Аллахом, чтобы обрести успех». (сура Ан-Нур, аят 31)

Частое чтение Корана

Рамадан – это возможность вернуться к Священному Корану, читая его, обучаясь, размышляя и воспитываясь по Корану. Когда наступал Рамадан, праведные предшественники оставляли всё и приступали к чтению Корана. Они несколько раз читали Коран полностью, некоторые из них в последние 10 ночей совершали хатм Корана каждую ночь.

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал:

وَكَانَ يَلْقَاهُ فِى كُلِّ لَيْلَةٍ مِنْ رَمَضَانَ فَيُدَارِسُهُ الْقُرْآنَ

«Ангел Джибриль встречался с пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) каждую ночь Рамадана и изучал вместе с ним Коран». (Аль-Бухари)

Имам Ибн Раджаб аль-Ханбали (736–795 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) сказал:

ودل الحديث أيضا على استحباب دراسة القرآن في رمضان والإجتماع على ذلك وعرض القرآن على من هو أحفظ له وفيه دليل على استحباب الإكثار من تلاوة القرآن في شهر رمضان وفي حديث فاطمة عليها السلام عن أبيها صلى الله عليه وسلم: أنه أخبرها أن جبريل عليه كان يعارضه القرآن كل عام مرة وأنه عارضه في عام وفاته مرتين وفي حديث ابن عباس أن المدارسة بينه وبين جبريل كان ليلا يدل على استحباب الإكثار من التلاوة في رمضان ليلا فإن الليل تنقطع فيه الشواغل ويجتمع فيه الهم ويتواطأ فيه القلب واللسان على التدبر كما قال تعالى: {إِنَّ نَاشِئَةَ اللَّيْلِ هِيَ أَشَدُّ وَطْئاً وَأَقْوَمُ قِيلاً} [المزمل:6] وشهر رمضان له خصوصية بالقرآن كما قال تعالى: {شَهْرُ رَمَضَانَ الَّذِي أُنْزِلَ فِيهِ الْقُرْآنُ} [البقرة: 185]

«Хадис указывает на желательность сборищ для изучения Корана в Рамадан и чтения Корана перед тем, кто наиболее знающ в нём. В этом хадисе есть указание на желательность учащения чтения Корана в месяц Рамадан.

В хадисе Фатимы (мир ей) говорится, что её отец (Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) зачитывал Коран Джибрилю раз в год, а в тот год, когда он умер, он прочитал его дважды.

Также в этом хадисе Ибн Аббаса говорится, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и Джибриль изучали Коран ночью, и это служит доводом в пользу того, что в ночи Рамадана желательно больше читать Коран. Ведь ночью прерываются мирские занятия, пробуждается интерес, и сердце и язык сходятся на размышлении о Коране, как сказал Всевышний: «Поистине, совершение (молитвы) ночью сильнее по воздействию (на душу) и прямее (яснее) по речи». (сура Аль-Муззамиль, аят 6)

И месяц Рамадан отличается Кораном, как сказал Аллах: «Месяц Рамадан – (это месяц), когда был ниспослан Коран как руководство для людей, доводы истинного пути и помощь в различении (истины от лжи)». (сура Аль-Бакара, аят 185) («Латаиф аль-Маариф», стр. 169)

Проявление щедрости

Месяц Рамадан приходит как пора щедрости и милосердия, в которую верующие соревнуются между собой в проявлении этих качеств. Ибн Аббас (да будет доволен ими Аллах) рассказывал:

كَانَ النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم أَجْوَدَ النَّاسِ بِالْخَيْرِ ، وَكَانَ أَجْوَدُ مَا يَكُونُ فِي رَمَضَانَ ، حِينَ يَلْقَاهُ جِبْرِيلُ

«Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) был щедрейшим из людей, а наибольшую щедрость проявлял он в Рамадан, когда с ним встречался Джибриль». (Аль-Бухари)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) побуждал свою общину проявлять заботу о постящихся. Так, согласно хадису, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

مَنْ فَطَّرَ صَائِمًا كَانَ لَهُ مِثْلُ أَجْرِهِ، غَيْرَ أَنَّهُ لاَ يَنْقُصُ مِنْ أَجْرِ الصَّائِمِ شَيْئًا

«Накормивший постящегося получит такую же награду, как и он сам, но при этом награда (постящегося) не уменьшится ни на йоту». (Ат-Тирмизи)

Поэтому на протяжении месяца Рамадан в мечетях и на площадях – повсюду в исламских странах – устанавливаются общие столы для разговения. Все спешат проявить заботу о постящихся – каждый по мере возможности, предложив хотя бы финик, глоток воды или стакан молока.

Проявление усердия в поклонении

Рамадан – это лишь считанные дни, сведите к минимуму отвлекающие факторы, проводите как можно больше времени в поклонении. Откажитесь от телевидения, социальных сетей, игр и всего бесполезного, подумайте о чтении духовной литературы, чтобы поддерживать связь со своей верой.

Вспомните, как в прошлом году ваше сердце горело из-за сожаления после завершения Рамадана, так как усердствовали все, кроме вас. Не упускайте эту возможность.

Сообщается, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала:

كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يَجْتَهِدُ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ مَا لَا يَجْتَهِدُ فِي غَيْرِهِ

«Во время Рамадана Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проявлял больше усердия [в делах поклонения], чем в [любой иной месяц], а в последние десять дней он проявлял больше усердия, чем в остальные дни этого месяца». (Муслим)

Имам Ибн аль-Джаузи (508–597 гг.х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет:

 تاللهِ لَو قِيلَ لأهلِ القُبورِ تَمنَّوا لتَمنّوا يومًا مِن رَمضان

«Клянусь Аллахом, если бы обитателям могил сказали пожелать себе что-нибудь, они непременно пожелали бы провести хотя бы один день Рамадана!» («Ат-Табсыра», 2/471)

Намерение

Намерение верующего лучше, чем деяние, поэтому советуем вам определить намерение на этот месяц, так как Рамадан – это прекрасная возможность изменить свою жизнь к лучшему, поэтому запланируйте заранее, чтобы наилучшим образом использовать своё время.

В хадисе, который приводит аль-Бухари и Муслим, сообщается:

فَمَنْ هَمّ بِحَسَنَةٍ فَلَمْ يَعْمَلْهَا كَتَبَهَا الله عِنْدَهُ حَسَنَةً كَامِلَةً وَإِنْ هَمّ بِهَا فَعَمِلَهَا كَتَبَهَا الله عَزّ وَجَلّ عِنْدَهُ عَشْرَ حَسَنَاتٍ إِلَى سَبْعِمِائَةِ ضِعْفٍ إِلَى أَضْعَافٍ كَثِيرَةٍ

«Кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, за тем Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел».

Похожие материалы